Главная
АИ #51 (78)
Статьи журнала АИ #51 (78)
Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников через игровую деятель...

Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников через игровую деятельность

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

экономика
экономическое воспитание
финансовая грамотность
развитие творческого потенциала у дошкольников
познавательное развитие

Аннотация статьи

В статье раскрывается необходимость экономического воспитания дошкольников.

Текст статьи

Почему мы часто задаем вопросы? Правильно ли знакомить детей дошкольного возраста, с экономикой ее сложными понятиями и явлениями? Может стоить подождать, пока ребенок подрастет и многое поймет сам?

В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице, участке детского сада, а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей, у них формируются представления о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран, о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т.п.). Дети осваивают взаимосвязь понятий «труд - продукт - деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги, формируются базисные качества экономической деятельности: трудолюбие, бережливость, рациональность, экономность, деловитость, самостоятельность, ответственность.

К 5-6 годам у детей формируется произвольность поведения: на основе приобретенной ранее способности к осознанию собственных действий, также возрастает способность к самоконтролю и волевой регуляции поведения – это одна из определяющих психологических предпосылок для приобщения дошкольника к такой сложной области человеческой деятельности, как экономика.

Другой предпосылкой является становление и развитие способности к децентрации: готовности ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения.

Третья предпосылка для приобщения ребенка к экономической сфере человеческой деятельности состоит в активном освоении детьми 5-6 лет мира социальных явлений, выработке ребенком собственного понимания и отношения к ним, формировании ориентации на оценочное отношение взрослых через призму конкретной деятельности. Ребенок этого возраста начинает осознавать суть понятий «выгодно - не выгодно», «выигрыш - проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации «успеха и неуспеха».

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне возможно знакомить ребенка с миром экономики, как c одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.

Приобщение дошкольников к финансовой грамотности не предполагает ознакомления с работой финансовых институтов, а тем более постижения специфических понятий (например, инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы и др.) и решения сложных арифметических задач.

В соответствии с ФГОС ДО главной цели и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по программе экономического воспитания необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.

По определению Е. Блискавка, под финансовой грамотностью, понимается, то особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять» [1].

Надо отметить, что, если у ребенка не сформировать правильное представление о денежных средствах, то у него появится собственное, не очень хорошее мнение о них. Детям необходимо донести, что деньги зарабатываются исключительно собственным трудом. Именно этим и обусловлена актуальность элементарного экономического (финансового) образования дошкольников. Приобщение детей дошкольного возраста к финансовой сфере – это на сегодняшний день одна из наиважнейших проблем. В современном образовании это предмет специальных исследований в дошкольной педагогике [2].

В детском саду созданы материально-технические условия для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Одним из эффективных средств приобщения дошкольников к основам финансовой грамотности, является создание экономической зоны. [3].

А.А. Смоленцова считает, что большое значение для формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста имеет игровая деятельность. В процессе игры дети легко познают мир социальной действительности и приобщаются к миру финансов. Все дети очень любят играть. Особенность игры заключается в том, что она из развлечения легко перерастает в обучение. Игра для детей дошкольного возраста является практически единственным видом деятельности, где они могут проявлять свою инициативу, творческую активность и при этом всегда их действия будут направлены на личностное развитие: на чувства, волю, поведение. Дети, имеющие большую игровую практику в дошкольном учреждении, успешнее адаптируются в школе, легче справляются с жизненными проблемами. Игра помогает детям удовлетворять их потребность быть похожим на взрослого, реализовывать свои фантазии, которые сложно, а порой даже невозможно осуществить в реальной повседневной жизни.

Применение игровой деятельности самый эффективный способ для освоения и закрепления детьми дошкольного возраста сложных экономических понятий.

В процессе работы необходимо дидактические игры включать как в содержание занятий, так и проводить вне их. Для возникновения самостоятельных дидактических игр в группе создать необходимые условия: подбирать соответствующий дидактический материал и пособия, например дидактические игры с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т. д. Например, в процессе дидактических игр «Конфетки и монетки», «Хорошо – плохо», «Узнай профессию по трудовым действиям», «Можно – нельзя», «Кто что производит», «Где что можно купить» дети осваивают и закрепляют представления об экономических явлениях, понятиях, приобретают новые экономические умения и навыки. Дети дошкольного возраста, производя разные действия, учатся использовать их в различных условиях, с разнообразными объектами, что увеличивает прочность и осмысленность формирования и закрепления экономических представлений.

Настольно-печатные игры это своеобразная «школа жизни» в миниатюре. Здесь ребенок управляет финансами, инвестирует, строит стратегии и банкротится – без урона для кошелька.

В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: купля и продажа товаров, производство и реализация готовой продукции, финансовые сделки, банковские операции. Умело организованная экономическая игра содействует формированию познавательной активности, развитию деловых качеств дошкольников. Потому что, интересная игра даже ленивого сделает трудолюбивым, неумелого – умельцем. Коллективная познавательная деятельность способствует раскрытию творческого потенциала детей и самореализации их как личности.

Например, игра-путешествие – это коллективное творческое дело, участники которого делятся друг с другом своими знаниями, впечатлениями, предложениями. Например, в игре «Путешествие в мир профессий» можно организовать наблюдение за трудом людей разного рода профессий в детском саду, чтобы дети самостоятельно смогли убедиться, за что именно работники получают заработную плату.

Таким образом, можно отметить, что создание необходимых условий и правильно организованная игровая деятельность положительно воздействует на становление финансовой грамотности дошкольников. Эта деятельность способствует развитию познавательной активности и коммуникативных навыков дошкольников. Также дети знакомятся с людьми различных профессий, начинают бережнее относиться к вещам, творчески решают игровые задачи, учатся сотрудничать друг с другом. Раннее финансовое воспитание является основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя финансовое воспитание детей дошкольного возраста, мы решаем задачи всестороннего развития личности.

Список литературы

  1. Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е. Блискавка. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 80 с.
  2. Глазырина, Л. Д. «Экономическое воспитание дошкольника» // справ. и метод. Материалы / Л. Д. Глазырина, Н.В. Зайцева, В.М. Теленченко. – Мозырь: Содействие, 2014. – 243 с.
  3. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования [Текст] / Е.Н. Табих. – Минск: Вышэйшая школа, 2010. – 45 с.
  4. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические [Текст] / авт. – сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 169 с.
  5. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. № 4. С. 63. 14.
  6. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики или как мы играем в экономику. Учебно-методическое пособие «Детство» 2008г.
  7. Ханова Т.Г., Прокофьева Н.М. Экономическое воспитание в дошкольном возрасте // Государственный советник. 2018. № 1 (21). С. 25–31.
  8. Шатова А. Д. Формирование элементарных экономических представлений дошкольников. М., 2005. 254 с.

Поделиться

4342

Старченко Т. С., Кошелькова И. В., Доронина С. И. Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников через игровую деятельность // Актуальные исследования. 2021. №51 (78). С. 113-116. URL: https://apni.ru/article/3449-formirovanie-finansovoj-gramotnosti-u-starsh

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января