Главная
АИ #51 (78)
Статьи журнала АИ #51 (78)
Психолого-педагогические особенности обучения детей младшего школьного возраста ...

Психолого-педагогические особенности обучения детей младшего школьного возраста с задержками психического развития

Рубрика

Психология

Ключевые слова

задержка психического развития
коррекционное обучение
интегрированное обучение
ребенок
индивидуальный подход

Аннотация статьи

Данная статья посвящена разным особенностям и методикам обучения для детей младшего школьного возраста, у которых ЗПР. Дети с задержкой психологического развития отличаются от своих сверстников в умственных способностях и отстают от них в обучении. Поэтому методики обучения для таких детей будут отличаться от стандартных. Одним из необходимых аспектов организации коррекционно-развивающего обучения является динамическое наблюдение за продвижением каждого ребёнка, построение индивидуального образовательного маршрута, основанного на знании психологических, биологических и социальных особенностях развития ребенка. Однако на практике кадровые возможности общеобразовательных школ не удовлетворяют необходимым требованиям, предъявляемым к диагностической деятельности, что в дальнейшем тормозит реализацию возможностей индивидуального подхода в обучении.

Текст статьи

Современный этап развития системы образования в стране характеризуется сменой педагогической парадигмы. Модернизация ставит школы как общеобразовательную, так и коррекционную – одни из главных центров социализации и индивидуали­зации личности – перед необходимостью нового осмысления сущности и принципов организации образовательного процесса, которые обеспечили бы ряд базовых потребностей личности школьника – в самореализации, самоут­верждении, сотрудничестве и достижениях. Современный этап развития системы образования характеризуется усилением внимания специалистов к проблемам детей, имеющих особые образовательные потребности. Эффективность обучения этих детей во многом связана с изучением специфики их развития и поиске научно-обоснованных способов психолого-педагогической помощи. С этих позиций учеными (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, И.Ю. Левченко,
И.И. Мамайчук и др.) обосновывается и ведется изучение детей с задержкой психического развития (ЗПР).

При работе с отстающими по развитию детьми в интегрированном обучении учителям приходиться находить к каждому ученику индивидуальный подход. Учитель находит пробелы в обучении ребенка и восполняет их разными способами: Это может быть повторение пройденного материала, а также дополнительные задания для закрепления, использование для большей наглядности дидактических материалов, а также различных карточек, а также привлечение внимания ребенка и адаптация в коллективной работе. Использование данных мер способствует благоприятному развитию отстающего ученика. Стоит отметить, что если ребенок отстает в связи с задержкой психологического развития, то выше приведенные меры, а также успехи ученика в большинстве случаев будут временными и положительный результат перекроется другими пробелами в знаниях.

Именно по этой причине для детей с ЗПР используют особенные коррекционно-педагогические методики, которые содержат помимо обучения лечебно-оздоровительные мероприятия.

В данном случае индивидуальный подход в подаче учебного материала также необходим. Важно сделать подачу материала более короткой, однако информативной и плавно увеличивать сложность материала. Также необходимо закреплять усвоенный материал и проверять, как ребенок использует ранее полученные знания.

Не малоизвестным фактом является то, что дети с задержкой психологического развития склонны к быстрому переутомлению. Именно по этой причине важно чередовать виды занятий с информационных на практические. Также использовать вариативность заданий. Важно выявить интерес таких детей и использовать его для привлечения школьника к работе, а также получения им положительных эмоциональных всплесков. В этом учителю поможет использование дополнительных красочных материалов, наряду с дидактическими.

Также важным элементом в успешном обучении детей с ЗПР является сама подача материала учителем. Голос должен быть мягким и доброжелательным, а также при незначительном успехе важно хвалить ученика.

Стоит отметить, что данных психологических подходов недостаточно для успешного развития и требуется использовать специальную коррекционную работу, которая заключается в заполнении определенных пробелов элементарных знаний, а также практик и помощи в усвоении основ знаний в определенных предметах. Достичь положительного результата возможно, если использовать в первоначальном ознакомлении с темой подготовительные разделы. В процессе обучения по этим разделам, дети с ЗПР получают возможность освоить те умения и знания, которые их сверстники получают с повседневным жизненным опытом. Такой способ психолого-педагогического воспитания у школьника должен быть на протяжении всего периода обучения, а не только в начальных классах. Связанно это с тем, что школьники с задержкой психологического развития опираются на опыт и практические знания при изучении новой темы, а у них, как правило, их недостаточно.

Подготовительное обучение по разделам должно совмещаться с коррекционной работой по наделению детей знаниями об окружающем мире, развитию способности анализировать окружение, поднимать общее развитие детей с ЗПР. В совокупности это приведет к тому, что школьник сможет самостоятельно анализировать и получать новые знания, а также практически их использовать [1].

Одной из важных составляющих в коррекционной работе является правильное формирование знаний об окружении (окружающем мире). Благодаря этому формированию у ученика повышается общий уровень его развития. Также это способствует более динамичному развитию речи учащегося с ЗПР. Он сможет обширней мыслить и использовать более содержательную речь. А при использовании устной речи у него овладеет уже более четким произношением, а также наладит свой грамматический строй.

Важно понимать, что на начальных этапах дети с ЗПР не обладают богатым содержанием речи. Многие определения им не понятны, некоторые воспринимаются в буквальном смысле, хотя подразумевается переносный. Эти проблемы осложняют обучение. Однако крайне важным является усвоение материала не только по существу, но и по правильной форме. Ученики должны употреблять значения слов в том определении, которое слова в себе несут, должно быть правильное произношение звуков, фраз, в словах должна быть логика и смысловая нагрузка.

Обязательным в коррекционном обучении является нормализация деятельности. Ей уделяется весь период коррекционного обучения, а также внеурочное время. При необходимости используется дополнительная коррекционная работа.

Существуют определенные правила, по которым происходит обучение детей с ЗПР:

  • на протяжении всего обучения к каждому ребенку с задержкой психологического развития на общеобразовательных уроках, а также коррекционных занятиях, должен использоваться индивидуальный подход;
  • в процессе обучения следить за тем, чтобы ребенок не переутомлялся. Для этого можно использовать комбинирование подачи материала, то есть совмещать информационную часть с практической, а также делать материал более красочным и интересным для восприятия;
  • весь процесс обучения должен содержать в себе те методы коррекционного обучения, которые смогут школьнику максимально активировать свою познавательную деятельность, способствовать развитию новых навыков, а также речи;
  • проводить перед изучение новой темы подготовительное занятие для того, чтобы при изучении самой темы ученик обладал базовыми знаниями. Вместе с этим требуется знакомить школьника с окружением и предоставлять ему все необходимые об этом знания;
  • на протяжении всего обучения активно помогать ребенку развивать его деятельность;
  • проявить к детям с ЗПР педагогически снисходительное отношение. Требуется обращать внимание и всячески поощрять даже мало значимые успехи ученика, а также не подрывать веру в себя у ребенка и помогать ему достигать целей [2].

Специально для учителей, которые работают с такими детьми создано учебное пособие С. Портнягиной, Л Соловьевой и Н. Швецовой, в котором присутствуют рекомендации по обучению, а также воспитанию детей с ЗПР.

В этом пособии также есть план обучения, которого стоит придерживаться:

  • нужно, чтобы у ребенка всегда была уверенность в своих силах, и он постоянно переживал состояние успеха. Материал должен усложняться постепенно;
  • при неправильном ответе не указывать на ошибку, а просить, чтобы ученик еще немного подумал и позже повторно ответил;
  • у детей с ЗПР максимально снижен уровень переключения, поэтому важно не отвлекать их от выполнения задания и не давать никаких дополнительных;
  • для того, чтобы у детей было более четкое восприятие нужно использовать графики, схемы и таблицы при подаче материала, однако здесь важно не переусердствовать, иначе наоборот уровень восприятия снизится.
  • у детей всегда должны работать все виды анализаторов. Они должны слушать, говорить, смотреть;
  • давать возможность находить самостоятельно свои ошибки и недоработки в материале, чтобы развивать самоконтроль и способности анализировать;
  • большую роль играет не количество информации, а ее качество, поэтому нужно заранее подготавливать весь урок и переделывать задания под детей с ЗПР.
  • давать детям отдыхать, чтобы не переутомиться, проводить занятия равномерно отдыху;
  • перед важной информацией или заданием, нужно акцентировать на себе внимание, например, хлопнуть в ладоши, позвонить в колокольчик и так далее;
  • быть доброжелательным и создавать спокойную обстановку вокруг себя;
  • подача материала должна быть в медленном темпе, с многочисленными повторами важных частей. Тембр голоса должен быть спокойными медленным;
  • весь материал, который используется учителем, должен быть настолько сложным, насколько сможет воспринять ученик. Ученик должен испытывать удовлетворение и чувствовать уверенность;
  • количество понятий в предоставленном материале не должно превышать трех, чтобы ученики смогли их запомнить [3].

Заключение

Основываясь на всем вышеперечисленном следует сделать вывод, что коррекционная психолого-педагогическая работа над детьми с задержкой психологического развития радикально отличается от обучения нормальных людей. С такими детьми приходится использовать индивидуальные методики для каждого ребенка, чтобы у него было желание обучаться. Также немаловажную роль в обучении и воспитании играют родители ученика. Во внеурочное время также важно продолжать всестороннее развитие и постоянно мотивировать ребенка на новые достижения.

Список литературы

  1. Скоромец А. П., Крюкова И. А., Фомина Т. В. Задержки психического развития у детей и принципы их коррекции (обзор) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.lvrach.ru/2011/05/15435193/
  2. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. И. Лубовского. - М.: Владос, 2006. - 703 с.
  3. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос. - 1999. - С.136.

Поделиться

1975

Мурзакаева С. Р. Психолого-педагогические особенности обучения детей младшего школьного возраста с задержками психического развития // Актуальные исследования. 2021. №51 (78). С. 124-127. URL: https://apni.ru/article/3460-psikhologo-pedagogicheskie-osobennosti-obuch

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#48 (230)

Прием материалов

23 ноября - 29 ноября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря