Современный этап развития системы образования в стране характеризуется сменой педагогической парадигмы. Модернизация ставит школы как общеобразовательную, так и коррекционную – одни из главных центров социализации и индивидуализации личности – перед необходимостью нового осмысления сущности и принципов организации образовательного процесса, которые обеспечили бы ряд базовых потребностей личности школьника – в самореализации, самоутверждении, сотрудничестве и достижениях. Современный этап развития системы образования характеризуется усилением внимания специалистов к проблемам детей, имеющих особые образовательные потребности. Эффективность обучения этих детей во многом связана с изучением специфики их развития и поиске научно-обоснованных способов психолого-педагогической помощи. С этих позиций учеными (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, И.Ю. Левченко,
И.И. Мамайчук и др.) обосновывается и ведется изучение детей с задержкой психического развития (ЗПР).
При работе с отстающими по развитию детьми в интегрированном обучении учителям приходиться находить к каждому ученику индивидуальный подход. Учитель находит пробелы в обучении ребенка и восполняет их разными способами: Это может быть повторение пройденного материала, а также дополнительные задания для закрепления, использование для большей наглядности дидактических материалов, а также различных карточек, а также привлечение внимания ребенка и адаптация в коллективной работе. Использование данных мер способствует благоприятному развитию отстающего ученика. Стоит отметить, что если ребенок отстает в связи с задержкой психологического развития, то выше приведенные меры, а также успехи ученика в большинстве случаев будут временными и положительный результат перекроется другими пробелами в знаниях.
Именно по этой причине для детей с ЗПР используют особенные коррекционно-педагогические методики, которые содержат помимо обучения лечебно-оздоровительные мероприятия.
В данном случае индивидуальный подход в подаче учебного материала также необходим. Важно сделать подачу материала более короткой, однако информативной и плавно увеличивать сложность материала. Также необходимо закреплять усвоенный материал и проверять, как ребенок использует ранее полученные знания.
Не малоизвестным фактом является то, что дети с задержкой психологического развития склонны к быстрому переутомлению. Именно по этой причине важно чередовать виды занятий с информационных на практические. Также использовать вариативность заданий. Важно выявить интерес таких детей и использовать его для привлечения школьника к работе, а также получения им положительных эмоциональных всплесков. В этом учителю поможет использование дополнительных красочных материалов, наряду с дидактическими.
Также важным элементом в успешном обучении детей с ЗПР является сама подача материала учителем. Голос должен быть мягким и доброжелательным, а также при незначительном успехе важно хвалить ученика.
Стоит отметить, что данных психологических подходов недостаточно для успешного развития и требуется использовать специальную коррекционную работу, которая заключается в заполнении определенных пробелов элементарных знаний, а также практик и помощи в усвоении основ знаний в определенных предметах. Достичь положительного результата возможно, если использовать в первоначальном ознакомлении с темой подготовительные разделы. В процессе обучения по этим разделам, дети с ЗПР получают возможность освоить те умения и знания, которые их сверстники получают с повседневным жизненным опытом. Такой способ психолого-педагогического воспитания у школьника должен быть на протяжении всего периода обучения, а не только в начальных классах. Связанно это с тем, что школьники с задержкой психологического развития опираются на опыт и практические знания при изучении новой темы, а у них, как правило, их недостаточно.
Подготовительное обучение по разделам должно совмещаться с коррекционной работой по наделению детей знаниями об окружающем мире, развитию способности анализировать окружение, поднимать общее развитие детей с ЗПР. В совокупности это приведет к тому, что школьник сможет самостоятельно анализировать и получать новые знания, а также практически их использовать [1].
Одной из важных составляющих в коррекционной работе является правильное формирование знаний об окружении (окружающем мире). Благодаря этому формированию у ученика повышается общий уровень его развития. Также это способствует более динамичному развитию речи учащегося с ЗПР. Он сможет обширней мыслить и использовать более содержательную речь. А при использовании устной речи у него овладеет уже более четким произношением, а также наладит свой грамматический строй.
Важно понимать, что на начальных этапах дети с ЗПР не обладают богатым содержанием речи. Многие определения им не понятны, некоторые воспринимаются в буквальном смысле, хотя подразумевается переносный. Эти проблемы осложняют обучение. Однако крайне важным является усвоение материала не только по существу, но и по правильной форме. Ученики должны употреблять значения слов в том определении, которое слова в себе несут, должно быть правильное произношение звуков, фраз, в словах должна быть логика и смысловая нагрузка.
Обязательным в коррекционном обучении является нормализация деятельности. Ей уделяется весь период коррекционного обучения, а также внеурочное время. При необходимости используется дополнительная коррекционная работа.
Существуют определенные правила, по которым происходит обучение детей с ЗПР:
- на протяжении всего обучения к каждому ребенку с задержкой психологического развития на общеобразовательных уроках, а также коррекционных занятиях, должен использоваться индивидуальный подход;
- в процессе обучения следить за тем, чтобы ребенок не переутомлялся. Для этого можно использовать комбинирование подачи материала, то есть совмещать информационную часть с практической, а также делать материал более красочным и интересным для восприятия;
- весь процесс обучения должен содержать в себе те методы коррекционного обучения, которые смогут школьнику максимально активировать свою познавательную деятельность, способствовать развитию новых навыков, а также речи;
- проводить перед изучение новой темы подготовительное занятие для того, чтобы при изучении самой темы ученик обладал базовыми знаниями. Вместе с этим требуется знакомить школьника с окружением и предоставлять ему все необходимые об этом знания;
- на протяжении всего обучения активно помогать ребенку развивать его деятельность;
- проявить к детям с ЗПР педагогически снисходительное отношение. Требуется обращать внимание и всячески поощрять даже мало значимые успехи ученика, а также не подрывать веру в себя у ребенка и помогать ему достигать целей [2].
Специально для учителей, которые работают с такими детьми создано учебное пособие С. Портнягиной, Л Соловьевой и Н. Швецовой, в котором присутствуют рекомендации по обучению, а также воспитанию детей с ЗПР.
В этом пособии также есть план обучения, которого стоит придерживаться:
- нужно, чтобы у ребенка всегда была уверенность в своих силах, и он постоянно переживал состояние успеха. Материал должен усложняться постепенно;
- при неправильном ответе не указывать на ошибку, а просить, чтобы ученик еще немного подумал и позже повторно ответил;
- у детей с ЗПР максимально снижен уровень переключения, поэтому важно не отвлекать их от выполнения задания и не давать никаких дополнительных;
- для того, чтобы у детей было более четкое восприятие нужно использовать графики, схемы и таблицы при подаче материала, однако здесь важно не переусердствовать, иначе наоборот уровень восприятия снизится.
- у детей всегда должны работать все виды анализаторов. Они должны слушать, говорить, смотреть;
- давать возможность находить самостоятельно свои ошибки и недоработки в материале, чтобы развивать самоконтроль и способности анализировать;
- большую роль играет не количество информации, а ее качество, поэтому нужно заранее подготавливать весь урок и переделывать задания под детей с ЗПР.
- давать детям отдыхать, чтобы не переутомиться, проводить занятия равномерно отдыху;
- перед важной информацией или заданием, нужно акцентировать на себе внимание, например, хлопнуть в ладоши, позвонить в колокольчик и так далее;
- быть доброжелательным и создавать спокойную обстановку вокруг себя;
- подача материала должна быть в медленном темпе, с многочисленными повторами важных частей. Тембр голоса должен быть спокойными медленным;
- весь материал, который используется учителем, должен быть настолько сложным, насколько сможет воспринять ученик. Ученик должен испытывать удовлетворение и чувствовать уверенность;
- количество понятий в предоставленном материале не должно превышать трех, чтобы ученики смогли их запомнить [3].
Заключение
Основываясь на всем вышеперечисленном следует сделать вывод, что коррекционная психолого-педагогическая работа над детьми с задержкой психологического развития радикально отличается от обучения нормальных людей. С такими детьми приходится использовать индивидуальные методики для каждого ребенка, чтобы у него было желание обучаться. Также немаловажную роль в обучении и воспитании играют родители ученика. Во внеурочное время также важно продолжать всестороннее развитие и постоянно мотивировать ребенка на новые достижения.