Главная
АИ #51 (78)
Статьи журнала АИ #51 (78)
Роль нравственного воспитания детей с ОВЗ в развитии личности и общества в целом

Роль нравственного воспитания детей с ОВЗ в развитии личности и общества в целом

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

воспитание
дети
мораль
нравственность
воздействие

Аннотация статьи

Статья посвящена изучению роли нравственного воспитания детей с ОВЗ в развитии личности и общества в целом.

Текст статьи

Добро творить, как воздухом дышать, –
Потребность, людям данная от Бога.
Лучами сердца мир отогревать,
И отдавать, и не считать, что отдал много…
Марианна Озолиня

Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии. Все факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личности учащегося, И.С. Марьенко разделяет на три группы: природные (биологические), социальные и педагогические. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

Одна из задач воспитания – правильно организовать деятельность ребенка с нарушением интеллекта. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития. Развитие морального сознания ребенка с ОВЗ происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают от педагогов, и от окружающих взрослых людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.

Необходимое звено в процессе нравственного воспитания – моральное просвещение, цель которого – сообщить ребенку с нарушением интеллекта совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.

Проблемы нравственного воспитания «необычных» детей требует применения особых технологий, методов в работе педагога. Трудность проблемы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:

  1. недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);
  2. эти дети отличаются весьма разнообразными глубокими нарушениями в психофизиологическом развитии. У ребенка в силу перенесенных заболеваний нарушается нормальное развитие процессов восприятия, процессов запоминания и воспроизведения, особенно в их активных произвольных формах: существенно нарушаются в своем развитии процессы отвлечения и обобщения, т.е. то, чем характеризуется словесно-логическое мышление. Для многих учащихся характерно наличие серьезных нарушений в сфере возбудимости, неуравновешенности в поведении;
  3. семьи детей с ОВЗ, зачастую, относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных. К сожалению, количество семей, злоупотребляющих алкоголем и психоактивными веществами, не уменьшается. Отмечается низкий образовательный статус родителей, и как следствие – низкий процент трудоустроенных родителей. Все эти обстоятельства указывают на крайне низкий педагогический потенциал семей;
  4. стихийное воспитание («уличное», не целенаправленное, чаще безнравственное) детей с ограниченными возможностями здоровья может оказать серьезное негативное воздействие на формирование личности, усугубляя проблемы состояния здоровья, превращая их в «социально-опасную» группу населения.

Нравственное воспитание и обучение умственно отсталых ребят в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Воспитатель может добиться того, чтобы убеждения воспитанников, соответствовали по содержанию основным нормам морали.

Основной смысл деятельности воспитателя состоит в соединении обучения и воспитания в процесс, результатом которого является социальный опыт.

Можно условно выделить две группы методов нравственного воспитания детей с умственной отсталостью:

1. Методы формирования нравственного сознания, направленные на понимание и принятие нравственных идеалов и принципов общественно-социального поведения:

  • разъяснительные, информационные методы (беседы, положительные примеры, которые взяты из жизни, экскурсии, использование художественной литературы и предметов искусства и обсуждение прочитанного и увиденного). В связи с приобретением новой информации ребенок вырабатывает нравственные оценки и представление об окружающем мире;
  • практические методы – это ситуации, организованные педагогом, и направленные на формирование навыков ручного труда, самообслуживания и др. Сюда входят: разнообразная художественная деятельность, совместные прогулки, спортивная терапия и другое;
  • оценочный подход – применяется совместно с другими методами воспитания. Этот метод определяется использованием поощрений за положительные результаты и успехи ребенка, и наказанием за проступки.

2. Методы формирования навыков и привычек общественного поведения, воплощающиеся в самых разнообразных ситуациях и видах деятельности – трудовой, игровой, общественной, практической и другой.

Методы воспитания принято делить по характеру воздействия на воспитанника, это – убеждение; – упражнения; – поощрения; – наказание.

Есть разнообразные формы поощрения: похвала, одобрение, награда, благодарность педагога и пр. Используя этот метод при работе с умственно отсталыми детьми, воспитатель должен стараться использовать метод поощрения для мотивации и стимуляции их деятельности. Кроме того, очень важно при организации учебной, трудовой, воспитывающей, и других видах деятельности педагогом моделировать ситуацию успеха, в которой заведомо (независимо от прогнозируемого результата) ребенок поощряется как успешный.

Благодаря методам стимулирования, у ребенка формируется умение давать верную оценку своему поведению. Это способствует коррекции сознания ребенка, выбору мотивов и целей

Надо научить наше поколение выбирать такие ценности, которые несут в себе пользу для него самого и для общества. В нашей школе уделяется особое внимание изучению проблем духовно-нравственного воспитания, как воспитания, формирующего внутренний мир личности.

Нравственность, имеющая своим источником духовность, берет начало и формируется в семье с малых лет. Семья является социальным институтом и посредником между человеком и государством, транслятором общечеловеческих ценностей от поколения к поколению. Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, где происходит его становление и развитие. Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, школа в духовно-нравственном развитии учащихся должна сотрудничать с семьей. К сожалению, дети, которых мы обучаем, воспитывались в основном в не благополучных семьях, поэтому школа, вынуждена брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания.

Задача педагога – научить ребенка различать добро и зло, объяснить, кто и что стоит за этими понятиями, что ждет подростков в результате их нравственного выбора, научить реально оценивать свои возможности. В педагогической деятельности важное значение имеет духовное становление и рост учеников. Именно поэтому мы большое внимание отводим формированию духовно-нравственных ценностей на уроках и внеурочное время. С целью формирования духовно-нравственных ориентаций в нашей школе проводятся праздники и мероприятия: праздник последнего звонка, День знаний, предметные недели, олимпиады, народные праздники (Новый год, Рождество, Масленица, и др.), единые внеклассные часы (праздник славянских просветителей Кирилла и Мефодия, беседа о святителе Иоасафе, епископе Белгородском и др.).

На занятиях используются различные формы и методы работы: проведение конкурсов, бесед, викторин, экскурсий, чтение литературы, встречи с интересными людьми, просмотр видеоматериалов духовно - нравственного содержания.

Формированию нравственной, эстетической культуры были посвящены единый классный час «Доброе слово железные ворота открывает».

Формирование ценностных ориентаций учеников во внеурочное время связано не только с обеспечением учащихся определёнными знаниями (о добре и зле, истине, вере, красоте, благе, совести и т.д.), но и с созданием определённых нравственных ситуаций, в которых эти знания проявляются.

У учащихся углубляется и расширяется объём таких понятий, как истина, совесть, доброта, любовь, патриотизм, мужество, долг, честь, семья, родители и т.п.

Воспитанию гражданственности, патриотизма, любви к Родине были проведены праздники посвященные дню Победы: внеклассное занятия на тему: «Помнить, чтобы жить!», устный литературный журнал «Бессмертен твой подвиг, солдат». Дети с большой ответственностью подошли к подготовке: заучивали стихи, рассказывали о воинах-героях Новооскольского района, пели песни военных лет. Ребята на таких беседах узнают о героизме русского народа, об их любви и беззаветной преданности

Родине, о готовности отдать свою жизнь за свободу и независимость своей страны. Завершилось мероприятие возложением цветов к памятнику героев войны.

На внеклассных часах дети ознакомились с государственной символикой России, узнали о роли и значении государственного флага, герба и гимна Российской Федерации.

Нравственность формируется в соответствии с традициями, социальной средой, где родился человек и выражается в обычаях, в суждениях, в поведении. Мы должны воспитывать современного человека, как гражданина и патриота, носителя и продолжателя национальных традиций, человека высокой нравственности и духовной культуры. Наша задача ввести учащихся в круг традиционных основных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, искусством и творчеством.

Система образования была и остается важнейшим носителем и хранителем культурных ценностей и традиций. Д.С.Лихачев писал: «Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет». На своих мероприятиях, используя компьютерные технологии, мы знакомим учащихся с обычаями и традициями нашего города и Белгородской области. Проводим экскурсии, посещаем городской парк, памятные места Нового Оскола, краеведческий музей. Через внеклассные мероприятия учащиеся расширяют свои знания о родном крае, учатся заботливо относиться к природе, получают представление не только об обычаях и традициях, но и о нравственных и духовных качествах, присущих людям. Дети знают многие песни и традиции прошлых лет, что говорит о преемственности поколений и уважительном отношении к прошлому страны.

Одним из источников духовности является религия. Уроки православной культуры, посещение церкви, разговор со священнослужителями помогают детям больше узнать о заповедях Закона Божия, о церковных таинствах, о смысле обрядов.

Духовно-нравственное воспитание, является органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития личности, и становится приоритетной областью в образовании. Школа призвана воспитывать гражданина и патриота, прививать любовь и уважение к Родине, её народу и святыням; готовить их к жизни. Совместные усилия школы, социальных институтов и самой личности приведут нас к решению поставленных задач.

Хочется верить, что наши ученики в будущем станут более способными к добру и милосердию, менее поддающимися злу. Мы надеемся, что наша работа по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств дает хороший результат в воспитании подрастающего поколения.

Список литературы

  1. Аксенова Л.И. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями. Специальная педагогика. - М., 2001.
  2. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества: Кн. Для учителя. - Киев: Освита, 1991. – 110 с.
  3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. 2-е изд. М.; Воронеж,1997.
  4. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости / Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». Выпуск 9. - Челябинск, 2010. - С 134-137.
  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  6. Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: пособие для воспитателей и учителей / Худенко Е.Д., Гаврилычева Г.Ф., Селиванова Е.Ю., Титова В.В. - М.: АРКТИ, 2005. - 312.

Поделиться

4362

Тульская Л. В., Макаренкова О. Г., Шершунова Е. Н. Роль нравственного воспитания детей с ОВЗ в развитии личности и общества в целом // Актуальные исследования. 2021. №51 (78). С. 117-120. URL: https://apni.ru/article/3463-rol-nravstvennogo-vospitaniya-detej-s-ovz

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января