Старший дошкольный возраст является периодом активного становления художественного восприятия ребенка. В этот период происходит переход от первоначального восприятия образов, к ступеням собственно эстетической деятельности.
Как известно, культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетическое ценности, художественные вкусы, и является частью его истории. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, устное народное творчества, музыкальный фольклор должны найти отражение в содержании образования и воспитания детей.
Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов художественной деятельности и, как показала практика работы с детьми, эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, важных для овладения определенным объёмом знаний, на основе которого у детей формируются разнообразные художественно-творческие способности.
Одним из ведущих направлений обучения народной живописи является освоение особого символического языка народной культуры. Знакомство с художественными образами народного изобразительного и декоративно-прикладного искусства, возникшими в результате осмысления мира природы нашими древними предками, выяснение глубинного смысла орнаментального строя предметов народного быта, «прочтение» в старинных орнаментальных изображениям понятия образа мира – всё это концентрирует в себе глубинный смысл народного творчества и способствует формированию у детей понимания целостного мира русской художественной культуры как части культуры России.
Традиционная народная культура, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует воспитанию нравственности, формированию художественного вкуса, развитию эмоционально-эстетических чувств, развитию творческого отношения к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности.
Изделия народных мастеров как проявление творчества народа близки учащимся по своей природе (простотой, завершенностью форм, обобщенностью образов) и поэтому понятны им. В народном и декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами. Мастера-художники порой не детализируют, но сохраняют целостность, законченность образа, а включение изделий народных мастеров в праздничные действа как бы расширяет кругозор данного символизма, что позволяет детям лучше и глубже понять традиции своего народа. Учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое и философское восприятие мира, передают детям представление народа о красоте, добре, зле, предназначении человека.
Участие детей в различных видах художественной деятельности, основанной на материале народного искусства, - одно из главных условий развития творческой активности детей.
Народная живопись – это обращение к народным истокам посредством изучения быта, изобразительной техники, самобытной культуры русского народа и народов, населяющих Россию.
Таким образом, мы отмечаем, что живопись не является обособленным процессом. Напротив, развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение выразить эмоции, и показать четкость идей– все это способствует формированию и последующему развитию и детей старшего дошкольного возраста. Живопись оказывает огромное влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие детей, является одним из средств развития и обогащения их речи. Народная живопись обогащает эмоции детей.
В дошкольные годы благодаря народной живописи, детям становится ближе и понятнее внутренний мир человека, его чувства, его отношение к другим людям, природе и др.