Особенности значения занятий по материалам народной живописи

Автор(-ы):

Жукова Анастасия Вячеславовна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

живопись
народная живопись
дошкольный возраст
дополнительное образование особенности детей шестилетнего возраста

Аннотация статьи

В статье рассматриваются особенности народной живописи, детей старшего дошкольного возраста и. Анализируются подходы и методы работы.

Текст статьи

Старший дошкольный возраст является периодом активного становления художественного восприятия ребенка. В этот период происходит переход от первоначального восприятия образов, к ступеням собственно эстетической деятельности.

Как известно, культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетическое ценности, художественные вкусы, и является частью его истории. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, устное народное творчества, музыкальный фольклор должны найти отражение в содержании образования и воспитания детей.

Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов художественной деятельности и, как показала практика работы с детьми, эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, важных для овладения определенным объёмом знаний, на основе которого у детей формируются разнообразные художественно-творческие способности.

Одним из ведущих направлений обучения народной живописи является освоение особого символического языка народной культуры. Знакомство с художественными образами народного изобразительного и декоративно-прикладного искусства, возникшими в результате осмысления мира природы нашими древними предками, выяснение глубинного смысла орнаментального строя предметов народного быта, «прочтение» в старинных орнаментальных изображениям понятия образа мира – всё это концентрирует в себе глубинный смысл народного творчества и способствует формированию у детей понимания целостного мира русской художественной культуры как части культуры России.

Традиционная народная культура, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует воспитанию нравственности, формированию художественного вкуса, развитию эмоционально-эстетических чувств, развитию творческого отношения к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности.

Изделия народных мастеров как проявление творчества народа близки учащимся по своей природе (простотой, завершенностью форм, обобщенностью образов) и поэтому понятны им. В народном и декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами. Мастера-художники порой не детализируют, но сохраняют целостность, законченность образа, а включение изделий народных мастеров в праздничные действа как бы расширяет кругозор данного символизма, что позволяет детям лучше и глубже понять традиции своего народа. Учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое и философское восприятие мира, передают детям представление народа о красоте, добре, зле, предназначении человека.

Участие детей в различных видах художественной деятельности, основанной на материале народного искусства, - одно из главных условий развития творческой активности детей.

Народная живопись – это обращение к народным истокам посредством изучения быта, изобразительной техники, самобытной культуры русского народа и народов, населяющих Россию.

Таким образом, мы отмечаем, что живопись не является обособленным процессом. Напротив, развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение выразить эмоции, и показать четкость идей– все это способствует формированию и последующему развитию и детей старшего дошкольного возраста. Живопись оказывает огромное влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие детей, является одним из средств развития и обогащения их речи. Народная живопись обогащает эмоции детей.

В дошкольные годы благодаря народной живописи, детям становится ближе и понятнее внутренний мир человека, его чувства, его отношение к другим людям, природе и др.

Список литературы

  1. Абросимова, А. А. Художественная резьба по дереву, кости и рогу [Текст] : учеб. поосбие для студ. средних проф.-тех. училищ / А. А. Абросимова ; Н.И. Каплан, Т.Б. Митлянская. - М. : Высшая школа, 1978. - 152
  2. Адамчик, В. В. Русское искусство : более 2000 цветных иллюстраций / В. В. Адамчик ; М.В. Адамчик. - М. : АСТ; Минск: Харвест, 2005. - 352 с.
  3. Азбука русской живописи / автор Л. Жукова; руков. проекта Н. Астахова. - М. : "Белый город", 2008
  4. Алленов, М. М. История русского искусства. Русское искусство XVIII - XX века : Т.2 / М. М. Алленов ; Л.И. Лифшиц; ред. А. Астахова. - М. : Белый город, 2008. - 504с.
  5. Андреева, Е. А. Художественная работа по дереву / Е. А. Андреева. - М. : РИПОЛ Классик, 2009. - 384 с.

Поделиться

1108

Жукова А. В. Особенности значения занятий по материалам народной живописи // Развитие личности и общества: экономические, политико-правовые и культурные аспекты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 дек. 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 81-82. URL: https://apni.ru/article/3464-osobennosti-znacheniya-zanyatij-po-materialam

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#25 (207)

Прием материалов

15 июня - 21 июня

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

26 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

5 июля