Коммуникативный подход в обучении иностранному языку в рамках реализации ФГОС

В данной статье рассматривается приоритет коммуникативного метода в современном иноязычном образовании и его активное использование при обучении иностранному языку. Коммуникативный подход играет важную роль в развитии речевой деятельности учащихся благодаря многообразию форм и принципов преподавания. Применение инновационных технологий на основе коммуникативной методики расширяет возможности и качество образования.

Аннотация статьи
методические принципы
диалог культур
метод проектов
игровые технологии
коммуникативная компетенция
Ключевые слова

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка, является главной целью обучения иностранному языку на современном этапе в условиях реализации ФГОС. Иностранный язык используется в коммуникативной функции для того, чтобы обеспечить взаимопонимание между различными народами. В настоящее время, в эпоху интегрированного обучения английский язык признается языком глобального общения, что является свидетельством создания новой идентичности в современной формации людей, для которых английский язык является средством преодоления межъязыковых и межкультурных барьеров. В обществе изменились требования к знанию иностранного языка, поэтому задачи преподавания в рамках интегрированного обучения можно решить, применяя коммуникативную методику.

Коммуникативная компетенция ориентирована на достижение практического результата в овладении английским языком. Коммуникативный подход – один из методических стандартов реализации требований программы. В истории обучения английскому языку существует много различных методов. Коммуникативный метод является одним из интересных и эффективных, т.к. в его основе лежат идеи коммуникативной лингвистики, концепции развития личности в диалоге культур, которые определяют конечную цель обучения иностранному языку – овладение иноязычной культурой в процессе межкультурной коммуникации. Речевая направленность и преодоление языкового барьера через практику общения определяют задачи этого метода.

Перспективы развития принципов коммуникативности и взаимодействия изучаемого языка и иноязычной культуры осуществляется в рамках диалога двух культур – иностранной и родной. Отказ от родного языка, обязательный при коммуникативной методике обучения. На начальном этапе обучения иностранному языку погружение в языковую среду происходит постепенно. На первых уроках объяснения производится на родном языке, а потом учитель полностью переходит на иностранный язык.

При применении и развитии коммуникативной методики необходимо использовать основные методические принципы:

  1. Коммуникативный метод предполагает, что каждое занятие делится на три фазы: на стадии вовлечение (engagement) возникает тема для дискуссии, стадия изучение (study) направлена на изучение нового, а на стадии использование (activation) учащиеся выполняют задания на закрепление изученного.
  2. Желательно, чтобы на занятиях, где учитель использует коммуникативную методику, использовались аутентичные материалы на актуальные темы и интересные современные пособия.
  3. При использовании коммуникативного метода материал отрабатывается в группах или в парах под контролем учителя.
  4. Вся грамматика изучается в контексте, когда изучающий понимает из контекста, как применяется то или иное слово и грамматическая структура.
  5. При коммуникативной методике обучения английскому языку, лексика и грамматика вводятся при помощи устойчивых конструкций. Так достигается цель научить обучающихся говорить правильно и свободно. Коммуникативный метод развивает навыки устной речи, навыки чтения и восприятия информации на слух.

Самый важный принцип коммуникативной методики – процесс обучения должен быть интересным и захватывающим. Чтобы уроки были продуктивными, учитель должен поддерживать интерес детей к английскому языку. Использование игрового метода обучения в начальной школе является наилучшим способом с учетом таких основных особенностей, как мобильность, активность, эмоциональность и неустойчивость внимания. При правильном использовании игры, иностранный язык не воспринимается как очередная сложная информация, которую необходимо усвоить, а как реальное и доступное средство общения для детей. Выполнение задач обычно вызывает у учащихся страх ошибиться, тогда, как участие в играх заставляет их полноценно включиться в процесс, особенно если есть соревновательный элемент. В такой обстановке они более уверенно и свободно демонстрируют свои навыки.

Для того, чтобы занятия проходили наиболее эффективно, преподавателю необходимо приспособиться к окружающей обстановке и индивидуальным особенностям учащихся. Жестикуляция и мимика являются важными инструментами в обучении, особенно для младших школьников, которые все еще ориентируются на язык тела и выражение лица во время общения. Все инструкции, рассказы, песни и рифмы сопровождаются жестикуляцией, мимикой, картинками и другими вспомогательными материалами, чтобы объяснить смысл. Очень трудно удержать внимание целой группы маленьких детей, поэтому лучший способ сделать это – часто менять разные виды деятельности.

Развивая принцип коммуникативного подхода при обучении иностранному языку у учащихся среднего и старшего звена, особую роль играет метод проектов. При обмене информации учащиеся вступают в иноязычную коммуникацию, где каждый участник проекта представляет выполненную работу. Затем работа каждого члена команды проекта объединяется в единое целое. Для реализации проекта используются аутентичные источники, видео- и аудиоматериалы, Интернет. Проектная методика позволяет вовлекать учащихся в исследовательскую деятельность. Основой метода иноязычного проекта является содержание обучения иностранному языку, которое приводит развитию к коммуникативной компетенции. Проектная методика позволяет совершенствовать коммуникативные навыки, развивать мотивацию к изучению языка. В связи с этим необходимо построение речевых навыков и практических занятий, при которых отрабатывались бы навыки и умения речевого общения. Не менее важным по определению известных лингвистов является метод проектной деятельности, когда подразумевается максимальное сближение процесса обучения с процессом речевой коммуникации. Объединение этих двух факторов ведет к формированию речевого общения, преодолению языкового барьера через познавательные коммуникативные действия. Проект обеспечивает возможность индивидуализации языкового образования, что повышает степень усвоения материала и адаптирует его под потребности обучаемых. Включение проектов в языковое образование отвечает принципам коммуникативного подхода в процессе обучения иностранному языку. Использование поисковых систем Интернета может способствовать коммуникативности и возможности найти информацию по любой теме в ходе работы над ­проектом. Проектная методика обеспечивает развитие коммуникативных навыков, то есть умение общаться свободно по теме проекта. Необходимо проводить практические занятия, при которых отрабатывались бы навыки речевого общения. Например, в конце изучения модуля учащимся предлагается выполнить проект на определенную тему. Защита проектов может быть представлена в форме плаката, схемы, презентации, видеофильма, дискуссии и т.д. Анализ подходов и методов коммуникативного обучения раскрыл широкий потенциал метода проектов для решения поставленной задачи. Проектная форма работы является одной из актуальных технологий в образовательной деятельности иноязычного проекта, которая включает в себя элементы игровой, познавательной, коммуникативной и творческой деятельности. Для занятий подбираются такие темы и активности, которые вызывают желание пообщаться и узнать больше. Коммуникативный метод лучше всего развивает умение грамотно и бегло общаться на иностранном языке и избегать неловких пауз в речи.

Коммуникативный метод является одним из интересных и эффективных, т.к. в его основе лежат идеи коммуникативной лингвистики, концепции развития личности в диалоге культур, которые определяют конечную цель обучения иностранному языку – овладение иноязычной культурой в процессе межкультурной коммуникации. Речевая направленность и преодоление языкового барьера через практику общения определяют задачи этого метода.

Текст статьи
  1. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов.,2005. 182с.
  2. Пассов Е.А. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М. Просвещение,1991, 223с.
  3. Мильруд Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения ИЯ, Иностранные языки в школе. – 2000.
  4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2008.
Список литературы