научный журнал «Актуальные исследования» #51 (78), декабрь '21

Развивающая предметно-пространственная среда как условие интеллектуального и личностного развития дошкольников с задержкой психического развития

В статье рассмотрена роль развивающая предметно-пространственная среда в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Аннотация статьи
содержание
развивающая предметно-пространственная среда
центр
Ключевые слова

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного образовательного учреждения – это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда развития предполагает единство социальных, в том числе предметных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Стандарт определяет совершенно новые ориентиры.

В соответствии с ФГОС предметное содержание среды классифицировано на функциональные зоны, направлено на решение различных видов образовательных задач.

При организации предметно-развивающей среды для дошкольников с ЗПР необходимо учитывать, что для этой категории детей характерна низкая познавательная активность, недостаточность развития процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. Поэтому предметно-развивающая среда должна создавать условия для качественной коррекции и способствовать развитию познавательных процессов дошкольников с ЗПР.

Также, как и в группах общеразвивающей направленности, предметное содержание функциональных зон в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР, соответствует образовательным областям, однако имеет ряд отличий в связи со структурой дефекта детей с ЗПР.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

Представлено Центром сюжетно-ролевой и дидактической игры.

Из общепринятых практических методов в коррекционной работе с детьми с ЗПР наиболее эффективными являются упражнения и дидактическая игра. Необходимость упражнений обусловлена слабой мыслительной активностью детей данной категории, ослабленной памятью, трудностями восприятия и т. д. Поэтому, с помощью упражнений, многократного выполнения умственного и практического действия достигается овладение определенными знаниями.

В своей группе постарались создать среду и условия для развития именно игровых качеств у детей, так именно в сюжетно-ролевой игре происходит позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

У детей с задержкой психического развития отмечается несформированность речевого дыхания. Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.

Поэтому при организации физкультурного Центра «Здоровячок» особое внимание уделялось оборудование, которое максимально способно выработать воздушную струю. Это разнообразные султанчики, игра «Загони мяч в ворота», «Лети бабочка», «Снег идет», «Листопад». Игры стараемся подбирать в соответствии со временем года.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

После длительных наблюдений за детьми с задержкой психического развития, считаем одним из самых эффективных средств развития элементов воображения театрализованную игровую деятельность. Театр - один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии.

Участвуя в театрализованных представлениях, дети знакомятся с окружающим миром через образы, звуки, обогащая свой внутренний мир.

С театрализованной деятельностью тесно связано совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик, персонажей. Собственных высказываний незаметно активируется словарь ребенка. Совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

Имеются виды театров: пальчиковый, настольный, на фланелеграфе, деревянный на дисках, би-ба-бо, напольный, теневой. Также в группе имеется уголок «Ряжение», где дети очень любят надевать разнообразные наряды. Театральные центры часто пополняются новыми атрибутами, сделанными своими руками.

Поэтому у нас в группе по плану один раз в месяц обязательно проводится вечер театра.

Центр художественного творчества

Изобразительная деятельность – одна из самых любимых у детей. В центре собраны различные материалы и оборудование для продуктивной деятельности – это цветные карандаши, цветные акварельные карандаши, восковые мелки, пастель, гуашь, уголь, тушь, сангина, акварель, пластилин. Кроме этого, имеются пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию какого-либо образа из глины, бумаги, других материалов. Эти материалы являются средством художественно – эстетического развития ребёнка, приобщают его к миру искусства, знакомят его с народным художественным творчеством, а также формируют воображение, развивают мелкую моторику, умение действовать по образцу, что зачастую у детей с задержкой психического развития не сформировано.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Центр «Любознайки»

В группе отведено место для зоны сенсорного и познавательного развития, что обеспечивает интеллектуальное развитие дошкольников с ЗПР. В центре  собрана игротека для самостоятельных игр с игровыми материалами, способствующими познавательному и математическому развитию детей: дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операция классификации, сериации, на узнавание  по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме («Так бывает?», «Найди ошибки художника»), игры с логическими блоками Дьенеша, «Логический домик», «4-й лишний», «Найди отличия».

Центр «Юный конструктор»

Способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Уголок достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что любой конструктор легко перемещается в любое место. Содержимое данного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности.

Центр «Юный ученый»

Неизменной по популярности у наших детей пользуется центр «Юный ученый».

Задача данного центра – развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, обогащение представлений об окружающем мире, что в конечном счёте обеспечит успешное интеллектуальное и личностное развитие ребёнка с задержкой психического развития. Для детского исследования и экспериментирования размещены самые разнообразные природные и бросовые материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскопы, глобус, а также лабораторное оборудование – все это вызывает у детей особый интерес. Имеется картотека проведения экспериментов.

Кроме этого имеются пооперационные карты, отражающие последовательность определенных действий.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Центр «Речевое развитие»

Данный центр оборудован совместно с учителем-дефектологом. В центре развития речи имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря, мнемотаблицы для развития связной речи. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи.

В дополнении к традиционным методам воздействия, мы активно используем нетрадиционные формы и методы работы. Они помогают в достижении максимальных возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции.

  1. Песочная терапия – игры с песком. Специалисты психологи утверждают, что песок поглощает негативную энергию, очищает ребенка, стабилизирует его эмоциональное состояние, что особенно важно для детей с задержкой психического развития.
  2. Игровой набор «Дары Фребеля»

Игровой набор «Дары Фребеля» соответствует требованиям ФГОС ДО по обеспечению психолого-педагогических условий для реализации программ дошкольного образования (п. 3.2.1 ФГОС ДО).

Так как именно в игре ребенок выражает свой внутренний мир, получает и наиболее остро переживает внешние впечатления, проявляет себя как деятель и творец, то в основу педагогической системы Фребеля были положены игры, которые он стремился сделать увлекательными, яркими и осмысленными.

Текст статьи
  1. Аникина, С. В. Планирование в соответствии с ФГОС / С.В. Аникина // Образовательные области в соответствии с ФГОС: [Электронный ресурс]. http://d13102.edu35.ru
  2. Вербенец, А.М., Сомкова, О.Н., Солнцева, О.В. Планирование образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технология. Учебно-методическое пособие/ СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСC», 2015.-288с.
  3. Гогоберидзе А.Г. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада. [Текст] А.Г.Гогоберидзе // Журнал "Справочник руководителя дошкольного учреждения", 2010 - № 4. С.64-70.
  4. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. - 352 с.
  5. Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы [Текст] / Л. Г. Киреева. – М.: Учитель. – 2009. – 143 с.
  6. Кирьянова Р. А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Р. А. Кирьянова. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010. – С.5-12.
Список литературы