научный журнал «Актуальные исследования» #51 (78), декабрь '21

Экономическая оценка ущерба от загрязнения окружающей среды

В современной России наблюдается определенный рост уровня экологической и экономической напряженности, который является результатом ухудшения состояния окружающей среды.

Ряд экологических проблем может повлиять на уровень социальной мощи, здоровье цивилизации, а также на результат демографии, труда и миграции населения. Финансовые трудности могут повлиять на уровень внутриполитической активности, уровень жизни населения, в результате миграции населения. Поэтому взаимодействия такого компонента, как экология и экономика, можно рассматривать с точки зрения непрерывных взаимодействий, первое из которых может отвечать за организацию охраны окружающей среды, а второе может влиять на уровень производственно-экономической деятельности.

Аннотация статьи
оценка экономического ущерба
экономическая безопасность
экология
загрязнение окружающей среды
Ключевые слова

Перспективы развития экономики страны, в значительной степени, определяются состоянием природных ресурсов и окружающей среды. В такой ситуации необходима реализация политики, нацеленной на обеспечение экологической безопасности, и устойчивого использования природных ресурсов для нынешнего и будущих поколений.

Процесс производственной деятельности, а также личное потребление сопровождается значительными выбросами в окружающую среду, что бесспорно ухудшает экологическую обстановку.

Экологические последствия загрязнения окружающей среды выражаются в нарушении природного равновесия во взаимоотношениях внутри и между отдельными системами.

Социальные последствия загрязнения окружающей среды вызываются изменением условий жизни человека и определяются степенью негативного воздействия загрязняющих веществ на здоровье населения. Этот эффект проявляется в повышении уровня заболеваемости, сокращении продолжительности жизни и периода активной жизнедеятельности человека.

Экономические последствия загрязнения окружающей среды заключаются в дополнительных затратах в сферах материального производства, непроизводственной сферы и личного потребления из-за негативного воздействия загрязненной окружающей среды.

Дополнительные затраты возникают по следующим причинам:

а) ускорение физического износа основных фондов в промышленности, транспорте, связи, ЖКХ;

б) потеря сырья и продукции вместе с отходящими газами и сточными водами, что приводит к удорожанию очистных сооружений, отсутствию части товарной продукции, загрязнению окружающей среды;

в) снижение продуктивности сельского, рыбного и лесного хозяйства;

 г) недостаточное получение обществом части чистого дохода из-за роста заболеваемости населения и увеличения текучести кадров;

д) утрата рекреационной ценности воздушного и водного бассейнов, что вызывает перенос домов отдыха, санаториев и санаториев в другие места.

Аспекты взаимодействия экологического и экономического направлений безопасности рассмотрены на рисунок.

Рис. Факторы взаимодействия экологической и экономической безопасности

Негативное воздействие загрязненной окружающей среды вызывает следующие виды затрат: в первую группу входят затраты, направленные на предотвращение негативного воздействия окружающей среды (если такое предотвращение технически возможно); во вторую группу входят затраты, вызванные негативным воздействием загрязненной окружающей среды.

Затраты второго типа возникают в следующих случаях:

а) если последующее предотвращение негативного воздействия невозможно;

б) если стоимость полного предотвращения негативного воздействия больше или равна сумме затрат обоих типов в частном предотвращении негативного воздействия. Сумма затрат двух видов называется экономическим ущербом, нанесенным национальной экономике загрязненной окружающей средой.

Определение экономического ущерба основано на стоимостном выражении потерь качества среды и экологических поражений.

Основные задания оценки экономического ущерба определяются существующими общественными отношениями и конкретизируются в зависимости от реального состояния окружающей природной среды. Обобщающими заданиями оценки экономического ущерба являются:

  1. Оценка экономического ущерба окружающей природной среде необходима для внесения в экологический паспорт промышленного предприятия, что характеризует степень воздействия предприятия и пригодность природной среды для удовлетворения потребностей других субъектов.
  2. Применение оценки экономического ущерба необходимо в целях сопоставления размеров экономического ущерба, наносимого предприятием атмосферному воздуху, водным и земельным ресурсам.
  3. С развитием рыночных отношений заданием оценки экономического ущерба является регулирование отношений промышленного предприятия с природным объектом при купле/ продаже, приватизации, аренде, кредитовании предприятия.
  4. Заданием оценки экономического ущерба является определение плановых и фактических показателей, которые соответствуют лимитному и фактическому объему выбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду.

Выделяют следующие этапы оценки ущерба от загрязнения природной среды:

  1. выявление областей распространения загрязнения окружающей среды;
  2. определение уровня загрязнения окружающей среды;
  3. сбор данных, характеризующих воздействие загрязненной среды на реципиентов;
  4. определение зависимости между уровнем загрязнения среды и состоянием реципиентов;
  5. определение натурального ущерба от загрязнения окружающей среды;
  6. стоимостная оценка ущерба от загрязнения окружающей среды;
  7. анализ факторов, не учтенных при денежной оценке.

При оценке экономического ущерба от загрязнения окружающей среды

используется два основных методических подхода:

  • прямой счет,
  • косвенная оценка.

Оценка ущерба прямым счетом требует сбора и обработки огромного объема информации, вследствие большой трудоемкости она неудобна для широкого использования в экономических расчетах, и, как правило, служит лишь инструментом для создания информационной базы при разработке косвенных методов определения ущерба. Различают три метода прямого выявления составляющих ущерба: метод контрольных районов, базирующийся на сравнении показателей загрязненного и условно чистого районов, метод аналитических зависимостей, основанный на получении математических зависимостей между показателями состояния соответствующей экономической системы и уровнем загрязнения окружающей среды, и комбинированный метод.

Косвенный подход к оценке экономического ущерба основан на принципе перенесения на конкретный исследуемый объект общих закономерностей и предполагает использование системы нормативных показателей, фиксирующих зависимость негативных последствий от основных ущербообразующих факторов. В связи с этим косвенный метод более применим к негативным процессам, имеющим массовый характер.

Экономический ущерб окружающей среде при обращении с отходами дифференцируется по средам - атмосфера, водные объекты, почва и земельные ресурсы, биоресурсы.

Ущерб от ухудшения и разрушения почв и земель под воздействием опасных отходов выражается, прежде всего, в деградации почв и земель, загрязнении земель химическими веществами. Например, имеет место загрязнение почвенного покрова ртутью (с ядохимикатами и отходами промышленных предприятий), свинцом, железом, медью, цинком, марганцем, никелем, алюминием и другими металлами, радиоактивными элементами, стойкими органическими соединениями. Очень быстро идет процесс захламления несакционированными свалками (особенно в пригородных зонах).

Высокое и чрезвычайно опасное загрязнение почв химическими веществами и отходами вызывает необходимость выявления ареалов и степени загрязнения земель, а вслед за этим экономической оценки величины ущерба от загрязнения. Ниже предлагается одна из формул экономической оценки величины ущерба от деградации почв и земель.

Узем = Нс • S • Кэ • Кос

где Нс - норматив стоимости земель, тыс. руб./га;

S - площадь почв и земель, деградировавших в отчетном периоде времени, га;

Кэ - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости территории;

Кос - коэффициент для особо охраняемых территорий.

Для особо охраняемых территорий коэффициенты (Кос) установлены от 3 до 1, 0 в зависимости от назначения территории.

Экономическая оценка ущерба от загрязнения земель химическими веществами проводится по формуле:

Узем = (Нс Si Кэ Ко) Кхим

где Si - площадь земель, загрязненных химическим веществом i - го вида в отчетном году, га;

Кхим - повышающий коэффициент при загрязнении земель несколькими (n) химическими веществами.

Кхим = (1+ 0, 2 (n - 1) при n < 10 ;

3 при n > 10

Экономическая оценка ущерба от захламления земель несанкционированными свалками производится по формуле:

Узем = (Нс Si Кэ Ко)

где Si - площадь земель, захламленных в отчетном периоде отходами i-го вида, га.

Экономический ущерб от загрязнения атмосферы складывается из затрат вследствие роста заболеваемости, увеличения количества ремонтов основных фондов, уменьшения срока их службы (ускорение коррозии металла), снижения продуктивности сельскохозяйственных угодий, уменьшения продуктивности лесов и так далее. Данный подход требует большого количества первичной информации, но более точно определяет объем экономического ущерба. На практике обычно пользуются методом укрупненной оценки экономического ущерба (метод расчета по «монозагрязнителю»), который дает приблизительную оценку, но может быть ориентирован для решения общих задач.

Экономическая оценка ущерба биоресурсам (животным или растениям) проводится на основе изменения численности каждого из видов биоресурсов с учетом таксы за ущерб по каждому виду.

В настоящее время экономический ущерб, причиненный почвам вследствие осуществления деятельности по обращению с отходами, рассчитывается согласно «Методике исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» утвержденной Приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. № 238. Данная Методика предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций.

Для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, в том числе нарушения правил обращения с опасными отходами, связанных со сбросом вредных (загрязняющих) веществ в водный объект, используется «Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства» утвержденная Приказом Минприроды России от 13.04.2009 № 87.

Исчисление размера вреда, причиненного водному объекту, осуществляется независимо от того, проводятся мероприятия по устранению нарушения и его последствий непосредственно вслед за фактом нарушения или будут проводиться в дальнейшем в соответствии с программами по использованию, восстановлению и охране водных объектов, а также программами социально-экономического развития регионов.

Постановлением Правительства РФ от 8.05.2007 г. № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» утверждены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, в том числе несанкционированного размещения отходов.

К основным факторам, влияющим на величину предотвращенного на территории субъектов Российской Федерации экологического ущерба, относятся следующие:

  • масса загрязняющих веществ, не поступивших (предотвращенных, недопущенных к сбросу) в водные объекты в результате природоохранной деятельности;
  • масса загрязняющих веществ, не поступивших (предотвращенных, недопущенных к выбросу) в атмосферный воздух в результате природоохранной деятельности;
  • объемы использованных, обезвреженных отходов производства и потребления, не поступивших на размещение, а также снижение объемов размещенных отходов в результате их вовлечения в хозяйственную деятельность от объектов, контролируемых природоохранными органами;
  • уменьшение площадей земель под несанкционированными свалками;
  • уменьшение загрязненности земель химическими веществами;
  • уменьшение площадей деградированных земель;
  • сохранение (увеличение) численности отдельных видов животных и растений, численность которых желательно поддерживать (увеличивать); поддержание и увеличение биоразнообразия;
  • создание и поддержание природных комплексов путем создания охраняемых и заповедных территорий, запрещения несанкционированных сплошных рубок, застройки или разработки месторождений на этих территориях; предупреждение пожаров и аварийных ситуаций;
  • проведение биотехнических мероприятий, предотвращающих гибель животных или растений.

Снижение серьезности проблемы – это порядок утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, которые представляют собой уровень реальной угрозы для благосостояния населения и экосистемы.

Текст статьи
  1. Бахаева О.В. Экологическая политика российского государства / О.В. Бахаева // Вестник магистратуры. - 2019. - № 4-4 (91). - С. 53-54.
  2. Гибадуллин А.А. Оценка экологической политики Российской Федерации / А.А. Гибадуллин // В сборнике: Актуальные вопросы экономики и социологии Сборник статей по материалам XV Осенней конференции молодых ученых в новосибирском Академгородке. Под редакцией О.В. Тарасовой, Н.О. Фурсенко. - 2019. - С. 244-248.
  3. Лосев, К. С. Экологические проблемы и перспективы устойчивого развития России в XXI веке: монография. – М.: Космосинформ, 2001. – 400 с.
  4. О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента РФ от 19 апреля 2017 г. №176 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2017. - № 17. - Ст. 2546.
  5. Ситак, Л. А. Развитие представлений о взаимодействии человека с природой // Социально-гуманитарные знания. – 2016. – № 3. – С. 70-76.
  6. Ускова, Т. В., Копытова, Е. Д. Вектор экологизации современной экономики России: проблемы и направления их решения // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика – 2018. – Т. 13, № 1. – С. 37-57.
Список литературы