Главная
Конференции
Развитие личности и общества: экономические, политико-правовые и культурные аспекты
К 125-летию со дня рождения выдающегося психолога и педагога Льва Семеновича Выг...

К 125-летию со дня рождения выдающегося психолога и педагога Льва Семеновича Выготского

Авторы:

Михалкина Марина Владимировна

Ивачев Петр Вениаминович

Куликов Сергей Николаевич

Пономарев Алексей Сергеевич

Рубрика

Педагогика и психология

Ключевые слова

Л.С. Выготский
психология
педагогика
культурно-историческая теория психики человека

Аннотация статьи

17 ноября 2021 г. по новому стилю, а 5 ноября 2021 г. – по старому, исполнилось 125 лет со дня рождения знаменитого советского психолога и педагога Льва Семеновича Выготского, среди работ которого – важнейшие исследования психологии и когнитивного развития ребенка. За время, прошедшее с момента ухода Льва Семеновича из жизни, его неоднократно то возвеличивали, то ниспровергали. Целью данной статьи было уточнить значение работ Л.С. Выготского в развитии российской и мировой психологии и педагогики, а также ознакомить читателей с его поучительной биографией.

Текст статьи

Лев Симхович Выгодский (в 1923 году изменил фамилию на Выготский) родился 5 (17) ноября 1896 г. в городе Орша Могилевской губернии, в семье выпускника Харьковского коммерческого училища, купца Симхи Лейбовича (Семена Львовича) Выгодского (1869-1931), уроженца Полоцка, из купеческой семьи, и его жены, учительницы Ципы (Цецилии) Моисеевны Выгодской (1874-1935). Лев был вторым из 8 детей. Уже через год семья перебралась в Гомель, где отец получил должность заместителя управляющего (впоследствии управляющего) местным отделением Соединенного банка и занимался лесоторговлей, состоял членом гомельского уездного и городского налоговых комитетов, входил в совет директоров филиалов Орловского коммерческого и Соединенного банков. Семья Выгодских была зажиточной, образованием детей занимался частный учитель Шолом Мордухович (Соломон Маркович) Ашпиз (1876 – после 1940), известный использованием метода так называемого сократического диалога и участием в революционной деятельности в составе гомельской социал-демократической организации. Значительное влияние на будущего психолога оказал также его двоюродный брат, впоследствии известный литературный критик и переводчик Давид Исаакович Выгодский (1893-1943). После гибели отца в 1897 г. Давид Выгодский с братом, сестрой и матерью Двосей Яковлевной жил в семье дяди – Семена Львовича Выгодского и воспитывался вместе с его восемью детьми. Л.С. Выгодский впоследствии изменил одну букву в своей фамилии чтобы отличаться от уже приобретшего известность Д.И. Выгодского. Получив начальное образование дома, Л.С. Выготский сдал экзамены за 5 классов и поступил в 6 класс казенной гимназии, последние два класса закончил в частной еврейской мужской гимназии А.Е. Ратнера. Продолжал заниматься древнееврейским, древнегреческим, латинским и английским языками с частными учителями, самостоятельно изучил эсперанто. В 1913 г. поступил на медицинский факультет Московского университета, но вскоре перевелся на юридический. Будучи студентом, написал двухсотстраничное исследование «Трагедия о Гамлете, принце Датском, У. Шекспира» (1916), которое по окончании университета представил в качестве дипломной работы (опубликовано в 1968 г. приложением ко второму изданию «Психологии искусства»). До 1917 г. включительно активно писал на темы еврейской истории и культуры, выражая неприятие антисемитизма в русской литературе и негативное отношение к идеям социализма и коммунизма. В 1917 г. он бросил занятия на юридическом факультете Московского университета и закончил обучение на историко-философском факультете Университета им. Шанявского. После Октябрьской революции 1917 г. на непродолжительное время переехал в Самару, но затем вернулся в Гомель, где в то время жили его родители. В 1919 г. заболел легочным туберкулезом. В 1919-1923 годах вместе с двоюродным братом Давидом Выгодским работал учителем литературы в советской трудовой школе и педагогическом техникуме, а также в профтехшколах печатников и металлистов, на вечерних курсах Губполитпросвета, на курсах по подготовке работников дошкольных учреждений, на летних курсах по переподготовке учителей, курсах культработников деревни, в народной консерватории и на рабфаке. В конце 1922 г. поступил на работу преподавателем Гомельского педагогического техникума, а в первой половине 1923 года был занят организацией психологической лаборатории. На протяжении нескольких летних месяцев 1923 года Выготский руководил экспериментальной работой студентов Московского педологического института в кабинете-лаборатории при Гомельском педагогическом техникуме. Результаты этой работы были оформлены в виде докладов осенью 1923 г. и представлены Выготским в трех выступлениях на II Всероссийском съезде по психоневрологии в Петрограде, в начале января 1924 г., став, таким образом, его первым выступлением на научных конференциях. Именно на этом съезде Выготский встретил А.Р. Лурию, который был в ту пору секретарем Института экспериментальной психологии в Москве и поспособствовал его приглашению в институт в качестве аспиранта (директор института К.Н. Корнилов). В дальнейшем это знакомство и приглашение послужили основой длительного научного альянса и сотрудничества двух исследователей, составивших костяк так называемого Круга Выготского-Лурии. Именно Выготский совместно с Лурией разработали основной понятийный аппарат теории системной динамической локализации высших психических функций человека [4, c.31].

По приглашению А.Р. Лурии Лев Семенович Выготский с 1924 г. работал в Институте экспериментальной психологии при Московском университете. Преподавал в МГУ и 2-м МГУ. Читал лекции в различных вузах Ленинграда и Харькова. Активный период творчества Выготского в области психологии, неврологии, дефектологии и педологии пришелся всего лишь на последнее десятилетие его жизни – с 1924 года по 1934 год. И за эти 10 лет он успел сделать фантастически много!

Работал Л.С. Выготский в различных областях психологии. Он занимался историей психологии, сделал крупный вклад в решение ее методологических и теоретических проблем: был одним из тех, кто ставил советскую психологию на фундамент марксистской философии. Он занимался исследованием сознания и отдельных психологических процессов: памяти, внимания, эмоций; провел фундаментальное исследование мышления и речи; разработал ряд проблем развития ребенка – нормального и аномального, заложив, в частности, основы советской дефектологии. Наконец, он внес существенный вклад в психологию искусства [3, c.205].

Это был человек очень широкого гуманитарного образования и одновременно – неиссякаемого таланта. По воспоминаниям современников, Л.С. Выготский как магнит притягивал к себе учеников и сотрудников. Так, вокруг него создалась хотя и небольшая, но очень сплоченная группа психологов, имена которых стали впоследствии широко известны: это А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Л.С. Славина. Эти непосредственные сотрудники и ученики Л.С. Выготского, а затем уже их сотрудники и ученики сделали очень много для пропаганды и развития его идей [3, c.206].

Самой интересной и значительной частью наследия Л.С. Выготского является та, которая уже после его смерти получила название культурно-исторической теории психики человека, иногда ее называют теорией общественно-исторического происхождения высших психических функций человека. В сочинениях Л.С. Выготского на эту тему можно выделить три крупные логические части. Первая часть может быть озаглавлена «Человек и природа». Она содержит общефилософские предпосылки теории. В этой части содержатся два основных положения. Первое положение заключается в том, что человек, появившись на Земле, начал действовать на природу, видоизменять ее. Человек оказался способен к овладению природой – это первое фундаментальное положение. Второе: человеку удалось наложить на природу «печать своей воли», благодаря использованию орудий, а обобщенно говоря, благодаря развитию материального производства. Л.С. Выготский подчеркивает измененное взаимоотношение человека и природы, во-первых, и механизм этого изменения через использование орудий, во-вторых.

Вторая часть культурно-исторической теории Выготского может быть озаглавлена «Человек и его собственная психика». Она содержит тоже два положения, которые звучат не только как точные аналоги обоих положений первой части, но и имеют с ними внутреннюю связь.

Первое. Способность к овладению природой не прошла бесследно для человека в одном очень важном отношении: он научился также овладевать собственной психикой. Появились произвольные формы деятельности, или высшие психические функции. Этот тезис требует некоторых разъяснений. Дело в том, что самый низший этаж в структуре деятельности занимают психофизиологические функции: сенсорная, моторная, мнемическая и др. Л.С. Выготский называет их низшими, или натуральными психическими функциями. Они есть и у животных. У человека же появляются произвольные формы таких функций, которые Л.С. Выготский и называет высшими: человек может заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-то предмет, организовать свою умственную деятельность. Возникает вопрос: каким образом появление высших психических функций связано с овладением природой? По мнению Л.С. Выготского, здесь имеет место двусторонняя связь: указанные изменения в психике человека выступают одновременно и как следствие его измененных отношений с природой, и как фактор, который обеспечивает эти изменения. Ведь если жизнедеятельность человека сводится не к приспособлению к природе, а к изменению ее, то его действия должны совершаться по какому-то плану, подчиняться каким-то целям. Так вот, ставя и реализуя внешние цели, человек с какого-то момента начинает ставить и осуществлять внутренние цели, т.е. научается управлять собой. Таким образом, первый процесс стимулирует второй. В то же время прогресс в самоорганизации помогает более эффективно решать внешние задачи. Итак, овладение природой и овладение собственным поведением – параллельно идущие процессы, которые глубоко взаимосвязаны.

Второе положение. Подобно тому, как человек овладевает природой с помощью орудий, он овладевает собственным поведением с помощью орудий, но только орудий особого рода – психологических. А что же такое психологические орудия? Краткий ответ Л.С. Выготского звучит так: это знаки. В любых примерах мы видим одни и те же характерные черты особой структуры произвольных психических актов: человек сам вводит дополнительный стимул, который не имеет органической связи с ситуацией и потому представляет собой искусственное средство – знак; с помощью этого знака он овладевает поведением: запоминает, делает выбор и т.п.

Третью часть концепции Л.С. Выготского можно озаглавить «Генетические аспекты». Логический переход от второй части к третьей позволяет задать вопрос: «А откуда берутся средства-знаки?» Чтобы ответить на этот вопрос, надо рассмотреть сначала культурно-историческое развитие человека, а потом онтогенез, развитие ребенка. Эти два процесса имеют принципиальное сходство. Как известно, труд создал человека, общение в процессе труда породило речь. Первые слова обеспечивали организацию совместных действий. Это были слова – приказы, обращенные к другому и направляющие его действия: «сделай то», «возьми это», «пойди туда» и т.п. А что произошло потом? Потом произошло принципиально важное событие: человек стал обращать слова-приказы на самого себя! Из внешнекомандной функции слова родилась его внутреннеорганизующая функция. Человек говорит себе «встань» - и встает; он говорит себе «я должен это сделать» – и делает. Итак, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека из внешних отношений приказа-подчинения. Сначала функции приказывающего и исполнителя были разделены, и весь процесс, по выражению Л.С. Выготского, был интерпсихологическим, т.е. межличностным. Затем эти же отношения превратились в отношения с самим собой, т.е. интрапсихологические. Превращение интерпсихологических отношений в интрапсихологические Выготский назвал процессом интериоризации. В ходе него происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, громко произнесенное слово и др.) во внутренние (образ, элемент внутренней речи и т.п.)

Идея интериоризации – второе рассмотренное нами фундаментальное положение теории Л.С. Выготского. Первое – опосредованная структура высших психических функций и второе – интериоризация отношений управления и средств – знаков. В онтогенезе наблюдается принципиально то же самое. Л.С. Выготский выделяет здесь следующие стадии интериоризации: первая – взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-нибудь сделать. Вторая: ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого. И третья: ребенок начинает воздействовать словом на самого себя. Краткая обобщающая формулировка Л.С. Выготского: «… Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва – в социальном, потом – в психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая [3, c.222].

Какое влияние оказала культурно-историческая теория Л.С. Выготского на дальнейшее развитие советской психологии? По крайней мере два фундаментальных положения теории сохраняют непреходящее значение и в настоящее время. Это положение об опосредствованном характере высших психических функций, или произвольных форм поведения человека, и положение об интериоризации как процессе их формирования. Правда, в ходе последующих десятилетий менялось терминологическое оформление этих главных идей, смещались некоторые акценты, но общий смысл их сохранялся и развивался. Например, развитие личности понимается как развитие прежде всего способности к опосредствованному поведению. Однако «средствами» здесь оказываются не только «стимулы» или «знаки», сколько такие сложные образования, как социальные нормы, ценности и т.п.

Идея Выготского об интериоризации психологических орудий и способов их употребления в дальнейшем была распространена на формирование умственных действий (П.Я. Гальперин). Она составила основу понимания природы внутренней деятельности как производной от внешней, практической деятельности с сохранением принципиально того же строения (А.Н. Леонтьев). Она выразилась в понимании личности как структуры, образующейся путем интериоризации социальных отношений. Наконец, применение культурно-исторического подхода позволило развить представления о качественной специфике человеческого онтогенеза в целом (в отличие от индивидуального развития животных).

В самом начале 1934 г. Л.С. Выготский был приглашен во Всесоюзный институт экспериментальной медицины, который создавался в то время в Москве, для организации в нем сектора психологии. Лев Семенович с энтузиазмом воспринял это предложение, но его планам не суждено было реализоваться. В мае он был госпитализирован и 11 июня 1934 г. скончался в Москве от туберкулеза.

Лев Семенович Выготский прожил всего 37 лет. Туберкулезом он заболел еще в 1919 году, упорно боролся с этой «гробовой болезнью», но так и не смог ее победить. Когда весной 1934 г. из-за очередного обострения его отвезли в санаторий «Серебряный бор», он взял с собой только одну книгу – шекспировского «Гамлета». В своей работе о Гамлете он еще в юности писал: «Не решимость, а готовность – таково состояние Гамлета». Медсестра, ухаживавшая за Л.С. Выготским, вспоминала, что его последние слова были: «Я готов». Урна с прахом Л.С. Выготского была захоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.

Подводя итоги деятельности Л.С. Выготского, можно заключить, что он работал в области общей, детской и патологической психологии. Разрабатывал проблемы развития высших психических функций: сознания, мышления, речи; обучения и развития ребенка. Выдвинул и развивал так называемую культурно-историческую теорию в психологии. Предложил новые приемы исследования умственного развития ребенка. Обосновал положение о ведущей роли обучения в развитии детской психики [2, c.699]. Известный детский психиатр М.И. Буянов писал о Льве Семеновиче: «Исследования, проведенные великим советским психологом Л.С. Выготским намного опередили свою эпоху и были по-настоящему оценены только спустя десятки лет после его смерти. Они многое дают для изучения некоторых механизмов развития психики ребенка, в том числе с отставанием в формировании абстрактного мышления» [1, c.12]. Идеи Л.С. Выготского продолжают жить и волновать человечество, сам же он давно уже занял достойное место в истории мировой психологии и педагогики.

Список литературы

  1. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии / М.И. Буянов // Москва: Просвещение. 1986. – 208 с.
  2. Выготский Лев Семенович. Малая советская энциклопедия, третье издание. – Т. 2 (буковые – горняк). – С.699.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию (курс лекций) / Ю.Б. Гиппенрейтер // Москва: ЧеРо. – 1998. – 335 с.
  4. Хомская Е.Д. Нейропсихология / Хомская Е.Д. // Москва: Издательство Московского университета. – 1987. – 288 с.

Поделиться

1044

Михалкина М. В., Ивачев П. В., Куликов С. Н., Пономарев А. С. К 125-летию со дня рождения выдающегося психолога и педагога Льва Семеновича Выготского // Развитие личности и общества: экономические, политико-правовые и культурные аспекты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 дек. 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 83-88. URL: https://apni.ru/article/3489-k-125-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-vidayushcheg

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#18 (200)

Прием материалов

27 апреля - 3 мая

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

8 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 мая