Весь ход исторического развития свидетельствует о том, что институты государства и власти являются закономерными и исключительно значимыми явлениями человеческого общества, необходимыми элементами его нормального существования и развития, показателями его цивилизованности.
На протяжении разнообразных и поочередно следующих стадий уголовного процесса вовлекается немалое количество участников. В юридической науке отсутствует разнообразие суждений, касающихся понятия участников уголовного судопроизводства. Так, в соответствии со ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, «участники уголовного судопроизводства – это лица, принимающие участие в уголовном процессе» [7].
В свою очередь Зуев С.В. и Сутягин К.И. считают, что «участники уголовного процесса – это физические и должностные лица, а также государственные органы, наделенные правами и обязанностями, предусмотренными уголовно-процессуальным законодательством, и вступающие в отношения в связи с реализацией своих, представляемых или защищаемых прав и интересов» [3, с. 55].
Стоит отметить, что нет единой точки зрения о соотношении таких понятий, как «участник уголовного судопроизводства» и «субъект уголовно-процессуального права». Последний термин не нашел своего законодательного закрепления. Некоторые авторы считают, что понятие «участник уголовного процесса» шире, чем «субъект уголовно-процессуального права», другие – наоборот.
Так, Бахта А.С. считает, что «наличие определенных прав и обязанностей является характеристикой субъекта права, но не всегда касается участника уголовного судопроизводства» [2, с. 45]. Подводя вывод своему исследованию, он пишет, что термин «участники уголовного судопроизводства», шире понятия «субъекты уголовно- процессуального права» и охватывает всех лиц, вовлеченных в эту деятельность [2, с.46].
Противоположную точку зрения имеют Лавдаренко Л.И. и Рябова Л.Г., которые отмечают, что «чтобы стать участником уголовного процесса, необходимо быть субъектом в юридическом смысле, т.е. субъектом права. Кроме того, один и тот же субъект может иметь несколько процессуальных статусов (ролей), например, выступать вначале в качестве свидетеля, а затем потерпевшего (подозреваемого и т.д.) либо одновременно иметь несколько процессуальных статусов, например, свидетеля, законного представителя, гражданского ответчика. Следовательно, здесь можно говорить о том, что «субъект» является по отношению к «участнику» более широким понятием» [4, с. 24].
Несколько иной точки зрения придерживается Рыжаков А. П., который отмечает, что «субъект уголовного процесса - это лицо, наделенное хотя бы одним уголовно-процессуальным правом или (и) одной обязанностью, которое при стечении определенных обстоятельств могло бы производить уголовно-процессуальную деятельность, вступать в уголовно-процессуальные отношения с другими субъектами уголовного процесса по своей инициативе или по требованию закона, а равно осуществляющее указанную возможность» [5, с. 11].
Полагаем, что понятие «субъект уголовно-процессуального права» шире понятия «участник уголовного судопроизводства». Логичным является разделение данных понятий по наличию или отсутствию реализации лицом права или обязанности, поскольку участника уголовного судопроизводства характеризует вовлеченность и заинтересованность в уголовный процесс, отнесение его к «части» судопроизводства.
Безусловно, все участники являются субъектами права, так как на протяжении стадий у них появляются те или иные права и обязанности. В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации участникам уголовного судопроизводства посвящен второй раздел, в соответствии с которым участники делятся на четыре группы: суд, участники со стороны обвинения, участники со стороны защиты и иные участники. Все они вовлекаются в процесс на базе различных оснований.
Так, Божьев В.П. и Гаврилов Б.Я. считают, что «одни – в силу должностных обязанностей (суд, судья, прокурор, следователь, дознаватель, начальник подразделения дознания, начальник органа дознания, иные должностные лица органа дознания (например, в ОВД – это участковый уполномоченный полиции)), другие – посредством реализации своих субъективных прав (потерпевший, гражданский истец, их законные представители), третьи – по воле должностных лиц (подозреваемый, обвиняемый, свидетель, понятой и др.), четвертые – путем исполнения поручения, полученного от иного субъекта (защитник, представитель и т.п.)» [9].
Таким образом, в уголовно-процессуальном законодательстве, нет четкого определения и разграничения понятий участника и субъекта уголовного судопроизводства. Субъект по нашему мнению намного шире понятия участника уголовного судопроизводства, так как субъект не только непосредственно учувствует в судебном производстве, но и может регулировать, направлять уголовно-процессуальное производство.
Как было сказано выше, законодательного определения субъектов уголовно-процессуального производства нет. Вместо этого УПК РФ только определяет участников уголовного судопроизводства, деля их на 4 группы. Как можно увидеть, суд вынесен в отдельную группу и не относится ни к стороне обвинения, ни к стороне защиты, что как бы подчеркивает его независимость и самостоятельность при рассмотрении дела.