Активация познавательной деятельности обучаемых – одна из острых проблем современной высшей школы, вызываемая многими причинами, в том числе и социальными. Снижение ценности, престижа образования, интеллигентности, профессиональной компетенции в обществе не могут не влиять на отношение к нему обучаемых. В высшие учебные заведения идут многие из тех, кому нужен только диплом. Прогресс технических средств реформации позволяет подчерпнуть «на лету» много полезного и занимательного, не утруждая себя усидчивыми ежедневными занятиями, которых требует учение в обучающем вузе. Педагог перестаёт быть главным источником знаний, высшее учебное заведение – интеллектуальным центром, падает его авторитет как образовательно-воспитательного учреждения.
Активизация познавательной деятельности – проблема не только социальная, но и педагогическая. И не только потому, что многое тут зависит от условий обучения (содержания программ и учебников, методов обучения, технического оснащения учебного процесса, учебно-материальной базы и т.д.), но и потому, что активизация познавательной деятельности – практическая задача, которая постоянно стоит перед каждым педагогом, каждым высшим учебным заведением [1].
Атмосфера открытости, взаимной заинтересованности в общении и творчестве–условие воспитания и развития обучаемых, стимулирования их познавательных интересов. О том, как возбуждать интерес к знаниям, заинтересованность обучаемых в учебной деятельности, многое известно из обширной литературы по этой теме. Поэтому могут предлагаться только основные направления в работе педагога, а более подробно необходимо остановиться на некоторых моментах.
Благодаря некоторым наблюдениям выясняется, что одним из важных направлений является показ обучаемым их продвижения. Это достигается тем, в первую очередь, что педагог четко выявляет новое в содержании каждого занятия, указывает на трудности и раскрывает пути их преодоления, поощряет обучаемых. К примеру, педагог указывает, какие трудности подстерегают обучаемых при изучении того или иного материала, и выражает убеждённость, что преодоление их будет им под силу. Также называет, на что обратить внимание, чтобы не допустить ошибок, как экономно и рационально выполнить работу [2].
Полезны и такие приемы, которые заставляют обучаемых задумываться над трудностями материала и предлагать свои пути их преодоления. Например, в начале занятия спрашивать, какие встретились трудности при подготовке, что кажется сложным в изучаемом материале. При оценивании ответов педагог может поинтересоваться, как оценили бы ответ другие обучаемые. При этом общая атмосфера занятия должна быть непринужденной, тогда обучаемые не боятся высказывать своё мнение.
Другим способом показать обучаемым их продвижение является раскрытие им целей группы занятий, отдельного занятия, а также подведение итогов работы по теме, разделу. Таким образом, помочь обучаемым оценить значение частей для курса в целом, что позволяет избегать ощущения однообразия. Для этого нет необходимости жалеть время на то, чтобы сделать остановку в конце изучения темы, подвести итоги, показать значение пройденного, дать возможность обучаемым осознать, чем они обогатились, как расширились их знания и умения.
Также необходимо отметить, что работа обучаемых в группах, сформированных с учетом их пожеланий, содействует качественному овладению умениями трудиться в коллективе, а именно – быть готовым делить коллективное задание на части, выбирать каждому ту часть, которая отвечает его способностям и возможностям [3].
Несомненно, имеет значение фактор индивидуальной самостоятельной работы обучаемых на занятиях, освобождение их от постоянной опеки преподавателя. Такой способ самостоятельной работы очень важен для того чтобы обучаемые поверили в свои силы, могли самоутвердиться на определённом уровне. Во время обучающих самостоятельных работ в аудитории педагог имеет возможность наблюдать за каждым, помогать тому, кому это необходимо.
Способствует самоутверждению и отвечает потребностям в самостоятельной, нестандартной работе и применение методов проблемного обучения. Для этого полезно сочетать материал различных предметов, то есть выявлять межпредметные связи, как средство развития познавательных интересов.
Также необходимо подчеркнуть значение таких моментов, как познавательный спор, конфликт мнений, эффект неожиданности фактов. Все это повышает интерес обучаемых.
Важным условием результативности обучения являются и свободная, непринужденная обстановка, и неформальные отношения (в пределах разумного) педагога с коллективом учебной группы [4].
Проверка эффективности принятых мер – последнее звено в результативности работы педагога по активизации познавательной деятельности, это постоянная забота о полноценном учебном творчестве каждого обучаемого. Давать достаточно пищи познавательным силам, вырабатывать потребность серьезно работать, преодолевать трудности. Поэтому важна дифференциация в обучении, которая позволяет реализовать давно провозглашённый педагогикой индивидуальный подход в обучении, означающий внимание к личности каждого обучаемого, к его стремлениям и возможностям. Такой подход влияет на выбор вопросов и заданий, адресуемых тому или иному обучаемому, проявляется в приемах контроля, в видах оказываемой помощи [5].
Деятельность учебного заведения по активизации познавательной деятельности должна быть проникнута духом гуманизма, уважения к личности, веры в ее возможности. Такое отношение требует от педагога высоких моральных качеств, профессиональных знаний, педагогической компетентности.