Игровые технологии коррекции поведения дошкольников (М.Э. Вайнер)

В современном темпе жизни многие родители не успевают замечать особенности поведения и развития собственных детей. Некоторые же просто не всегда могут принять и понять, что делать с неконструктивным поведением детей, таким как: импульсивное, демонстративное, протестное, агрессивное, недисциплинированное, конформное и симптоматическое поведение. Однако, если упустить момент в дошкольном детстве, в дальнейшем, это приведет к тяжелым последствиям в школе (девиантному поведению). Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. И именно благодаря игровым технологиям можно успешно бороться с нежелательным поведением детей.

Аннотация статьи
дошкольники
игра
игровые технологии
неконструктивное поведение
Ключевые слова

Первое движение ребенка к жизни – это игра, поэтому она имеет особое значение. В игре формируются жизненные познания, отношение к труду, психологические особенности маленького ребенка [1]. Проблемой изучения игры занимались не только психологи и педагоги, но и философы, историки, этнографы, деятели искусства и ученые, изучающие воспитание детей. Многие детские писатели описывают психологическую сущность детской мысли и известно также, что характерные особенности игры описываются через художественные образы.

В игре есть отражение реальности, ее образный луч. Общеизвестно, что характерной особенностью игры является подражание различным явлениям жизни и различным действиям старших. В игре заложен важнейший механизм умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания детей [4]. В процессе игры дети чувствуют себя свободно, проявляют любознательность, находчивость. Через чувства, восприятия, мышления, воображения, внимания, воли погружается в мир различных психических ощущений и чувств.

Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский) [3].

Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель) [5].

Игровая технология – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением (Г.К. Селевко) [6].

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Иногда ребенок начинает создавать модели поведения, которые могут вызвать проблемы в его жизни и жизни окружающих. Родители и педагоги могут распознавать признаки как чрезмерная злость, страх или беспокойство и эти чувства и поведение могут повлиять на развитие ребенка и его способность ладить с семьей и друзьями.

Когда взрослые сталкиваются с эмоциональными и поведенческими проблемами, они могут обратиться за помощью к педагогу-психологу. В помощь используется игровая терапия, с целью помочь детям общаться на своем уровне и в своем собственном темпе. Это позволяет им понять запутанные чувства и тревоги, которые они еще не смогли обработать.

Реализация технологии

Цель применения технологии: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

Задачи применения технологии:

  • Мотивация ребёнка. Процесс обучения дошкольника в игровой форме пробуждает интерес к деятельности, радует и превращает получение знаний в занимательное путешествие в мир новой информации и навыков.
  • Самореализация. Именно через игру ребёнок учится познавать свои возможности, проявлять инициативу, делать осознанный выбор.
  • Развитие коммуникативных навыков. В игре дошкольник учится общению со сверстниками и со взрослыми, примеряет роль и лидера, и исполнителя, тренируется находить компромиссы и выходить из конфликта, развивает речь.
  • Игротерапия. Игру по праву можно считать проверенным способом для снятия стресса и преодоления трудностей из разных жизненных сфер.

Описание этапов применения технологии:

I этап – подготовительный. Цель: анализ проблем, неконструктивного поведения ребёнка – отсутствием у ребёнка самоконтроля, волевых качеств, непринятием социальных норм поведения.

Формы и методы работы:

  • анализ литературы (изучение особенностей девиантного поведения, программ и диагностик, которые можно применить),
  • беседы с воспитателями (для выявления детей группы риска),
  • беседы с родителями.

II этап – диагностический. Цель этого этапа: этап диагностики присущего ребенку типа неконструктивного поведения.

III этап – практический. Цель: индивидуально для каждого ребенка, нуждающегося в психолого-педагогической помощи, определяется направление, содержание и логика коррекционного воздействия: будет ли это коррекция неконструктивного поведения, или купирование отрицательных и развитие позитивных черт личности.

IV этап – заключительный. Цель этого этапа: анализ результативности реализации технологии.

Трансляция опыта: https://nsportal.ru/koroleva-marina

Выводы по реализации технологии

В результате организованной психокоррекционной работы с применением игровых технологий коррекции поведения дошкольников (М.Э. Вайнер) у детей: снизился уровень эмоционального напряжения; сформировалось эмоциональное осознание своего поведения; дети овладели навыками самоорганизации и саморегуляции действий, поступков, эмоциональных состояний; развились коммуникативные стороны общения.

Текст статьи
  1. Букетова Е.А. Важность использования игровых элементов // Сборник статей XXXVI Международного научно-исследовательского конкурса. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2021. – 170 с.
  2. Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников: [Учеб. пособие] / М. Э. Вайнер. - М.: Пед. о-во России, 2004. – 95 с.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Исакова Е.Е. Использование игр и игровых упражнений в формировании связной речи у дошкольников с ОНР. Электронный ресурс. URL: http://doshkolnik.ru/logopedia/
  5. Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. – 144 с.
  6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005. – 556 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 06 августа по 12 августа
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
16 августа
Загрузка в eLibrary
16 августа
Рассылка печатных экземпляров
26 августа