Первое движение ребенка к жизни – это игра, поэтому она имеет особое значение. В игре формируются жизненные познания, отношение к труду, психологические особенности маленького ребенка [1]. Проблемой изучения игры занимались не только психологи и педагоги, но и философы, историки, этнографы, деятели искусства и ученые, изучающие воспитание детей. Многие детские писатели описывают психологическую сущность детской мысли и известно также, что характерные особенности игры описываются через художественные образы.
В игре есть отражение реальности, ее образный луч. Общеизвестно, что характерной особенностью игры является подражание различным явлениям жизни и различным действиям старших. В игре заложен важнейший механизм умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания детей [4]. В процессе игры дети чувствуют себя свободно, проявляют любознательность, находчивость. Через чувства, восприятия, мышления, воображения, внимания, воли погружается в мир различных психических ощущений и чувств.
Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский) [3].
Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель) [5].
Игровая технология – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением (Г.К. Селевко) [6].
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Иногда ребенок начинает создавать модели поведения, которые могут вызвать проблемы в его жизни и жизни окружающих. Родители и педагоги могут распознавать признаки как чрезмерная злость, страх или беспокойство и эти чувства и поведение могут повлиять на развитие ребенка и его способность ладить с семьей и друзьями.
Когда взрослые сталкиваются с эмоциональными и поведенческими проблемами, они могут обратиться за помощью к педагогу-психологу. В помощь используется игровая терапия, с целью помочь детям общаться на своем уровне и в своем собственном темпе. Это позволяет им понять запутанные чувства и тревоги, которые они еще не смогли обработать.
Реализация технологии
Цель применения технологии: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.
Задачи применения технологии:
- Мотивация ребёнка. Процесс обучения дошкольника в игровой форме пробуждает интерес к деятельности, радует и превращает получение знаний в занимательное путешествие в мир новой информации и навыков.
- Самореализация. Именно через игру ребёнок учится познавать свои возможности, проявлять инициативу, делать осознанный выбор.
- Развитие коммуникативных навыков. В игре дошкольник учится общению со сверстниками и со взрослыми, примеряет роль и лидера, и исполнителя, тренируется находить компромиссы и выходить из конфликта, развивает речь.
- Игротерапия. Игру по праву можно считать проверенным способом для снятия стресса и преодоления трудностей из разных жизненных сфер.
Описание этапов применения технологии:
I этап – подготовительный. Цель: анализ проблем, неконструктивного поведения ребёнка – отсутствием у ребёнка самоконтроля, волевых качеств, непринятием социальных норм поведения.
Формы и методы работы:
- анализ литературы (изучение особенностей девиантного поведения, программ и диагностик, которые можно применить),
- беседы с воспитателями (для выявления детей группы риска),
- беседы с родителями.
II этап – диагностический. Цель этого этапа: этап диагностики присущего ребенку типа неконструктивного поведения.
III этап – практический. Цель: индивидуально для каждого ребенка, нуждающегося в психолого-педагогической помощи, определяется направление, содержание и логика коррекционного воздействия: будет ли это коррекция неконструктивного поведения, или купирование отрицательных и развитие позитивных черт личности.
IV этап – заключительный. Цель этого этапа: анализ результативности реализации технологии.
Трансляция опыта: https://nsportal.ru/koroleva-marina
Выводы по реализации технологии
В результате организованной психокоррекционной работы с применением игровых технологий коррекции поведения дошкольников (М.Э. Вайнер) у детей: снизился уровень эмоционального напряжения; сформировалось эмоциональное осознание своего поведения; дети овладели навыками самоорганизации и саморегуляции действий, поступков, эмоциональных состояний; развились коммуникативные стороны общения.