Тенденции цифрового высшего образования

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

цифровизация образования
электронное обучение
дистанционные образовательные технологии
образовательные платформы

Аннотация статьи

В статье рассмотрены тренды цифрового высшего образования. Показаны возможности, трудности и риски данного процесса в отечественной образовательной среде. Выделены отличия в организации процесса образования в России и за рубежом. Раскрыты особенности внедрения новых дистанционных электронных образовательных технологий, изменения во взаимодействии между преподавателями и обучающимися. Охарактеризованы проблемы совмещения в работе преподавателя научно-исследовательской и учебной видов деятельности, появление у педагогов новых ролей и функций.

Текст статьи

В настоящее время цифровизация образовательного процесса является главным направлением его совершенствования, позволяющая обеспечить непрерывность обучения в условиях распространения коронавирусной инфекции. Под цифровизацией понимается «встречная трансформация элементов образовательного процесса, с одной стороны, и цифровых технологий и средств, используемых в образовательном процессе, с другой, с целью максимально полного использования потенциальных дидактических возможностей цифровых технологий и максимально полного приспособления их к решению педагогических задач» [1, с. 57]. Цифровизация происходит на всех уровнях образовательного процесса. В ФЗ от 28 февраля 2012 г. «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об Образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» термин электронное обучение получил правовой статус [2]. В статье 15 под электронным или цифровым образованием понимается «организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса» [2]. Болотина М.А. и Чумаков Д.А. выделяют следующие этапы эволюции цифровизации образования: 1) начало применения компьютерной техники в образовательном процессе; 2) дальнейшее распространение компьютерной техники и повышение доступности обучающих программ (применение различных информационных технологий на основе новых электронных средств); 3) минимизация влияния негативных факторов на дальнейшее развитие образовательной сферы и повсеместное применение элементов цифрового образования в учебной деятельности; 4) распространение идеи индивидуального, личностно-ориентированного подхода к обучению [3, с. 2-3].

Цифровое образование привело к существенным изменениям в организации процесса обучения, применению новых образовательных технологий и переменам во взаимодействии между преподавателями и учащимися. В образовательной практике активно стали использоваться социальные сети, различные образовательные платформы, интерактивные рабочие тетради, мобильные устройства и их приложения. Образовательными учреждениями стали активно внедряться в учебный процесс новые дистанционные образовательные технологии (ZOOM, Moodle, Сферум и др.) В штат учебных заведений были введены новые специалисты, деятельность которых связана с организацией цифрового образования.

Высшее образование должно трансформироваться, чтобы отвечать современным требованиям. Можно выделить следующие тренды цифрового высшего образования: появление новых рисков и возможностей для экспериментов; изменение организационной структуры высшего образования; появление новых технологий высшего образования и подходов к нему; повышение конкуренции в образовании; интернационализация и увеличение международной мобильности; появление новых онлайн-технологий, новых образовательных платформ; появление новых образовательных центров; освоение новых форматов обучения; повышение транспарентности процесса обучения; переход на смешанное или гибридное обучение. Обучающиеся могут легко выйти на прямую связь с преподавателем в любое время. Университеты пересматривают прежние принципы работы, складывается новое понимание науки и образования. Наука должна стать более открытой и глобальной, а образование должно основываться на проектах и исследованиях. Наблюдается изменение подхода к образованию со стороны потребителя, главным становится не подготовка к профессии, а подготовка по компетенциям. Обучающиеся могут выбирать вуз даже в другой стране, так как физическое присутствие в том или ином государстве становится необязательным. Более конкретным становится вопрос о стоимости обучения.

В отношениях между преподавателем и университетом в настоящее время наблюдаются две крайности: тотальный контроль университета за деятельностью преподавателя и желание преподавателя иметь полную свободу в своей преподавательской и научной деятельности. Ни то, ни другое не является нормальной ситуацией. Главная проблема, выделяемая исследователями, – это проблема коммуникации между профессорско-преподавательским составом и администрацией вуза. Часто преподаватель просто не знает, на что он имеет право, каким инструментарием может пользоваться. Администрация должна объяснять трудовой договор между сотрудником и вузом перед его подписанием. Часто заложенные в трудовой договор нормы не соответствуют желаниям преподавателя. Для разрешения этих проблем создаются кафедральные группы в WhatsApp и Viber. Организовываются курсы повышения квалификации. Можно сказать, что полной автономии вузов не существует, преподавательская, организационно-методическая и научно-исследовательская деятельность преподавателей строго регулируется. Преподаватели составляют индивидуальные планы работы со строгим количеством часов и нормами времени в соответствии с должностью и ставкой. Рабочие программы составляются в строгом соответствии с ФГОС ВПО и учебными планами в заранее заданном шаблоне. Это необходимо для стандартизации образовательного процесса и регламентации работы преподавателя, а также контроля за ним. Преподаватель остается относительно свободным при написании перечня тем той или иной дисциплины, при выборе области своих научных интересов. Преподаватель, став доцентом, уже сам может решить, какие научные вопросы ему рассматривать и в каких изданиях ему печататься. Также существует проблема несогласованности работы разных структурных подразделений вуза, и кафедрам приходится под всех подстраиваться и выполнять разнообразные требования. 

Активно в процессе преподавания стал применяться метод работы в малых группах, например метод кейсов, в том числе и электронных. Можно выделить следующие преимущества работы студентов в малых группах: студенты сами в заданном направлении формулируют для себя задачи; преподаватель в течение полутора часов организует учебный процесс таким образом, чтобы каждая группа нашла оптимальный вариант решения проблемы; наблюдается активный диалог между преподавателем и студентами, направленный на освоение дисциплины; необходима длительная подготовка преподавателя к таким занятиям. В процессе преподавания гуманитарных дисциплин (философия, политология, культурология) метод малых групп также применим. Он позволяет рассматривать дискуссионные вопросы дисциплины, например, сущность и происхождение сознания, проблема истины и ее критериев, членение исторического процесса, критерии общественного прогресса, разрешение экологических проблем, соотношение биологического и социального в человеке, роль научно-технического прогресса в развитии социума и многие другие. Но, помимо очевидных плюсов данного метода, наблюдаются и недостатки. Группы в процессе обсуждения вопросов зациклены на своей проблеме и могут не слушать конкурирующие группы. В каждой группе есть наиболее активные и подготовленные студенты, которые берут на себя основную часть работы, а другие учащиеся выступают в роли вольных слушателей. Чтобы сотрудничество в группе было плодотворным, необходимо распределить обязанности, которые члены группы будут выполнять в ходе совместной деятельности, т.е. распределить роли. В процессе обсуждения проблем студенты не всегда делают записи учебного материала, особенно информацию от других групп. Также важна психологическая совместимость участников малой группы, т.е. подбирать членов группы нужно с учетом симпатий и антипатий людей друг к другу, типов темперамента, степени коммуникативности. Поэтому метод малых групп желательно совмещать с другими формами работы.

Высшее образование в России и странах Западной Европы, США организовано совершенно по-разному. Эти отличия сказываются и на процессе цифровизации. Основное отличие англосаксонской модели от отечественной заключается в ее фрагментарности. В Великобритании нет всеобъемлющего подхода к образовательному процессу, образовательного вектора. В Оксфорде студентам читают набор курсов, не связанных в единую систему. Российской модели свойственна системность, т.е. в начале обучения студентам читаются базовые курсы, затем происходит специализация. Еще одним преимуществом отечественной системы выступает установка на то, что каждому человеку нужно дать возможность получить образование, повысить свой образовательный и культурный уровень, помочь подняться ввысь. В Великобритании ставка делается на особенно способных студентов, которые сами в состоянии решить, что ему нужно, выстроить индивидуальный образовательный маршрут, самостоятельно выполнять задания, осваивать учебный материал. Остальные, менее одаренные студенты, обречены. К тому же, в англосаксонской системе большая часть времени у студента отведена самостоятельной работе. А в России время обучения в вузе примерно в 3 раза больше, чем в Великобритании. В Оксфорде распространена практика индивидуальных занятий, что является нерациональным растрачиванием ресурсов педагога. Однако, недостатком отечественной системы является разрыв студентов на старших курсах с учеными, непосредственно занимающимися научными исследованиями и разработками. В Оксфорде эта связь более тесная. Еще одна особенность англосаксонской системы, которую отмечают преподаватели, имеющие опыт работы за границей, – это цензура, особенно развитая в гуманитарных науках. Конечно, сейчас она присутствует в какой-то степени и в России. Нельзя не согласиться, что ценности базового классического образования должны оставаться неизменными. Несмотря на все тренды современного образования, связанные с цифровизацией, хочется надеяться, что преимущества отечественной системы образования не будут утеряны. Ее преимущества необходимо сохранить на всех уровнях.

Еще одним дискуссионным вопросом современного образования является вопрос о том, всегда ли выдающийся ученый и эффективный преподаватель – это одно и то же? Конечно, нет. У преподавателя должны быть педагогические и психологические знания, умения и навыки. Он должен постоянно совершенствовать свое методическое мастерство, обновлять курсы лекций, разрабатывать наглядный материал, осваивать работу с разными видами презентаций и дистанционными образовательными технологиями. Преподаватель должен разрабатывать эффективный фонд оценочных средств, уметь привлекать обучающихся к участию в конференциях разного уровня. У него должна быть любовь к преподавательскому труду, общению со студентами. Это серьезная и ответственная работа. А ученые больше ориентированы на свои научные интересы.

Конечно, совмещать научную деятельность и преподавание возможно. Но этому в России препятствует ряд объективных факторов. Преподаватели вузов имеют очень большую учебную нагрузку (больше 800 часов), в результате на научную деятельность часто просто не хватает времени. К тому же, распространена практика публикации статей на платной основе, особенно печать в журналах Web of Science, Scopus, Web of Knowledge и др. Печать статьи в таком издании обойдется автору в значительную сумму. Практика финансирования публикаций вузом распространена не во всех учебных заведениях. Важной проблемой является и практика заключения трудовых договоров вуза с преподавателем на один год. В таких условиях у ученого нет стимула заниматься наукой, а тем более брать аспиранта. Также профессоров в вузах остается все меньше и меньше, старые кадры постепенно уходят. Это во многом еще и связано с тем, что у молодежи нет стимула для занятий наукой, к тому же стоимость обучения в аспирантуре достаточно высока. Бюджетных мест в аспирантуре все меньше или нет совсем. К тому же, в связи с цифровизацией образования на преподавателей легла дополнительная нагрузка по созданию электронных дистанционных курсов, электронных рабочих программ дисциплин и практик, организации онлайн-занятий и проверке большого объема выполняемых обучающимися заданий.

Таким образом, цифровизация образования предоставляет новые возможности для развития процесса обучения, но таит в себе существенные риски и недостатки. Необходимо отдавать себе отчет в том, что цифровое образование не может стать полным аналогом традиционного обучения в аудитории, а должно быть лишь дополнением к нему. Ценность межличностного общения в процессе обучения трудно переоценить.

Список литературы

  1. Ранних, В.Н. Электронное (цифровое) дистанционное образование: понятия, цели, риски реализации / В.Н. Ранних // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. – 2021. - № 1. – С. 56-63.
  2. Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» от 28.02.2012 № 11-ФЗ (последняя редакция). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_126574/
  3. Чумаков, Д.А. Цифровое образование на современном этапе: перспективы и проблемы / Д.А. Чумаков, М.А. Болотина // Вестник молодежной науки. – 2021. – № 1 (28). – С. 1-5.

Поделиться

1475

Тиховодова А. В. Тенденции цифрового высшего образования // Стратегии исследования в общественных и гуманитарных науках : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 155-159. URL: https://apni.ru/article/3506-tendentsii-tsifrovogo-visshego-obrazovaniya

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа