Элиза Ожешко является одной из наиболее успешных и знаменитых писательниц Польши XIX века. Ее литературные труды были посвящены острым социальным темам и историческим вопросам. В разрезе произведений показана жизнь человека эпохи, которая обернулась для населения Польши тяжелым бременем. Также, писательница затрагивала в своих произведениях нравственные вопросы, рассматривала вечные ценности, такие как достоинство, честь, справедливость, воспитание, любовь, долг. Писательница считается основоположницей польского позитивизма и реализма, которая сохранила возвышенную романтическую позицию по отношению к героям своих произведений [1, с. 161]. Э. Ожешко оставила огромное литературное наследие, включающее в себя около шестидесяти произведений, из которых тридцать два – романы, большое количество литературно-критических и публицистических работ и десять томов писем. Безусловно, катализатором к столь продуктивной творческой жизни писательницы послужил не только ее литературный талант, но и богатая событиями и потрясениями биография. Полагаем интересным рассмотреть основные эпизоды из жизни писательницы, которые способствовали выработке особенностей и основных тематик ее творчества.
Согласно статье К. Храневича, изданной в «Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона», Элиза Ожешко (Оржешко / Orzeszkowa) родилась в 1842 году в богатой семье Бенедикта Павловского, в Гродненской губернии в селе Мильковщине. О ее отце известно, что в молодости он придерживался масонских взглядов, имел обширную библиотеку, а также был приверженцем идей просвещения. В десятилетнем возрасте девочка была отдана в школу-пансион при одном из варшавских женских монастырей. В годы учебы Элиза Павловская знакомится с будущей известной писательницей Марией Конопницкой (Мария Василовская), дружба с которой будет продолжаться всю жизнь. Закончив школу в семнадцатилетнем возрасте, Элиза вскоре после переезда в Гродно, выходит замуж за зажиточного помещика из Кобринского уезда Гродненской губернии Петра Ожешко. Девушка становится ближе к крестьянскому миру, видя людей, замученных непосильным трудом, возрастают симпатии и жалость к народу. Настроения 60-х годов в Польше, вызванные политическим кризисом, заставляют девушку задуматься о сложных вопросах экзистенции, в результате чего Элиза начинает выписывать книги из Варшавы, а впоследствии расстается с мужем, который к тому времени проигрывает не только свое состоянии, но и приданное невесты. Вскоре Э. Ожешко начинает писательскую карьеру. Свои первые три романа Элиза сожгла, не желая, чтобы они выходили в свет. Однако уже в 1866 году Элиза Ожешко дебютирует с рассказом «Obrazek z lat głodowych» («В голодный год») в журнале «Tygodnik Ilustrowany» («Иллюстрированный Еженедельник»), где повествует о бедной холопской жизни, выступая против холода и равнодушия знати. Крестьянская тема в тот момент особенно выделяется на фоне популярных романов Флобера и произведений парнасцев, наполненных ощущениями самолюбования и самодовольства [2]. Можно отметить, что Э. Ожешко одна из первых осветила данную тему в Польше, заставляя высшие слои общества задуматься над судьбой крестьянина, пробудить в них совесть и чувство вины особенно на фоне революционных событий тех лет. В своем «Очерке жизни и творчества» Н.А. Славятинский называет позицию Элизы Ожешко «гласом пророка, вопиющего в пустыне». Автор «Очерка» отмечает, что уже первое, еще очень несовершенное произведение Элизы Ожешко («В голодный год», 1866 г.) интересно чертами, характерными для всего ее творчества: прямым вмешательством искусства в жизнь, искренним, полным сердечного участия народолюбием, горячим сочувствием к судьбе обездоленного народа и, как прямое следствие, оценкой роли тех или иных социальных слоев по их участию в национальном труде, а также – нескрываемым презрением к социальному паразитизму [3].
В 1869 году Элиза Ожешко издает повесть «Пан Граба», где описывается «золотая молодежь» и показаны недостатки воспитания девушек из «хороших домов». Интенцией данной повести считается взгляд на женщину, после завершения обучения быстро вышедшую замуж. Девушки обречены на роль вечной куклы, так как они лишены возможности самостоятельной жизни для обрастания опытом и не могут лучше узнать своего будущего мужа. Такая жизнь, по мнению и личному опыту Элизы Ожешко, пропитана мишурной эстетикой, поскольку существование женщины представляется лишь условным.
Несомненно, особую роль в развитии писательницы сыграл ее отец, Бенедикт Павловский. Как указывает Н.А. Славятинский, Павловский воспитывался на романах эпохи «Просвещения», впитывая представления Руссо, Дидро и Вольтера. Он выражал прогрессивную часть политических традиций, будучи представителем родовитой шляхты, идейно связанным с лучшими гуманистическими мыслями. Особенно на духовное формирование будущей писательницы повлияла обширная отцовская библиотека, состоящая из множества философских, социологических и экономических трудов авторов XVIII века.
Н.А. Славятинский отмечает, что за годы обучения в пансионате юная Элиза ознакомилась не только с перечнем старых и новых польских писателей, но и с обширным кругом изданий французских авторов, среди которых числится даже Жорж Санд.
На склоне жизни Элиза Ожешко вспоминала, что, выйдя замуж и окунувшись в светскую жизнь, ее мысли стали поверхностными, а ее психологический мир сузился.
В неспокойные для Польши 1860-е годы Э. Ожешко жила не для себя, будучи товарищем и другом для восставших. Она проявляла настоящий возвышенный альтруизм по отношению к участникам действий: содействовала в укрывании и перевезла через границу Ромуальда Траугутта, помогала партизанам в сообщении, кормила их. Воззрения писательницы можно охарактеризовать как демократические, так как она активно выступала за осуществление земельной реформы. Мыслью о том, что восстание 1863 года оказалось неудачным именно по причине разобщенности восставших и крестьянского народа пропитаны многие ее произведения, например, повесть «Гекуба» и рассказ «Эхо». Данная идея, повторившаяся через почти двадцать лет отсылает нас к позиции известного польского писателя эпохи романтизма З. Красинского, который тоже разглядел в тунеядство и эгоизм шляхтичей.
В 1864 году после разгрома восстания Э. Ожешко возвращается в разоренное отцовское имение недалеко от Гродно. Писательница начинает жить одиноко и скорбит о тяжелой судьбе, выпадшей на долю ее отечества, мечтает о возрождении Польши. В эти годы она ведет активную литературную деятельность. В 1870 году сочинительница переезжает в Гродно, где проведет всю оставшуюся жизнь, посвящая себя словесности. За это время она открывает книгоиздательство в Вильно, организует помощь пострадавшим от пожара в 1885 году в Гродно, повторно выходит замуж за Станислава Нахорского (1894-1896).
Таким образом, жизнь Элизы Ожешко, наполненная яркими политическими событиями, оказала влияние на ее творчество. Воспитываясь в семье, где преобладали гуманистические ценности, основанные на мыслях просветителей, а также на протяжении жизни наблюдая за тяжелой долей крестьянского народа, Элиза Ожешко сформировала собственный для тех времен нонконформистский уклад и жизненную позицию. Писательница выступала на демократической стороне, боролась за права ущемленных крестьян, принимала активное участие в организации помощи бунтующим во время Январского восстания в Польше. Э. Ожешко занимала инициативную позицию по отношению к правам женщин, не имеющих в то время возможность получить равноценную способность обучения в университете, боролась против «женской слабости и немощи». В своих произведениях писательница освещает острые социальные и нравственные проблемы общества второй половины XIX века.