В последнее время все более востребованной формой взаимодействия муниципальных образований становится межмуниципальное сотрудничество, что обусловлено как экономическими, так и политическими причинами. Ряд муниципальных образований обладает ограниченными финансовыми ресурсами в связи, с чем стремятся объединить свои возможности с другими муниципалитетами ради решения задач на местном уровне.
До последнего времени такой форме взаимодействия, как межмуниципальное сотрудничество, в российской практике не уделялось особое внимание, соответственно в отечественном законодательстве отсутствует определение межмуниципального сотрудничества. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» лишь закрепляет право муниципальных образований на участие в организациях межмуниципального сотрудничества. Так, в соответствии со статьей 8 Федерального закона № 131-ФЗ в каждом субъекте Российской Федерации возможно создание советов муниципальных образований субъекта Российской Федерации [7].
Кроме того, с целью объединения финансовых средств, материальных, а также других ресурсов для решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации. С аналогичными целями органы местного самоуправления могут заключать договоры и соглашения. Стоит акцентировать внимание на том, что указанные межмуниципальные объединения не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления [там же].
Основываясь на положения федерального закона № 131-ФЗ можно выделить следующие формы межмуниципального сотрудничества: договорную, ассоциативную и хозяйственную.
Исследуя многообразие организаций межмуниципального сотрудничества. мы можем классифицировать их по территориальному признаку следующим образом: региональные (Ассоциация органов местного самоуправления Республики Карелия), межрегиональные (Ассоциация сибирских и дальневосточных городов), национальные (ОКМО; Союз российских городов) [8]. Кроме того, можно выделить международные организации межмуниципального сотрудничества (Международная Ассамблея столиц и крупных городов (МАГ).
Рассмотрим возможности муниципального образования при участии в организациях межмуниципального сотрудничества. Именно муниципалитета принадлежит право на определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества и решение вопросов об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме в форме непубличных акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, закрепленное п. 7 ч. 10 ст.35, ст. 68, 69 Федерального закона № 131-ФЗ. В свою очередь детали организации межмуниципального сотрудничества регулируются соответствующими нормативно-правовыми актами муниципального образования [8].
Так, ст. 61 главы XII Устава муниципального образования – городской округ город Рязань, а также решение Рязанской городской Думы от 17 апреля 2008 года № 69-1 «Об утверждении Положения «О порядке участия города Рязани в организациях межмуниципального сотрудничества» регулируют формат участие муниципального образования – городской округ город Рязань в организациях межмуниципального сотрудничества [1, 6].
В соответствии с вышеуказанными документами город Рязань участвует в организациях межмуниципального сотрудничества осуществляется с следующими целями:
- выражение и защита общих интересов муниципальных образований;
- содействие развитию местного самоуправления;
- представление интересов города в органах государственной власти на федеральном уровне;
- объединение финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения города Рязани;
- организация взаимодействия органов местного самоуправления муниципальных образований по правовым, организационным, финансово-экономическим, территориальным вопросам местного самоуправления;
- формирование условий стабильного развития экономики города в интересах повышения жизненного уровня населения;
- выражение позиции и интересов города по вопросам местного самоуправления;
- обмен опытом в области организации и осуществления местного самоуправления;
- повышение эффективности решения вопросов местного значения [1].
Решение об участии города в организациях межмуниципального сотрудничества принимает Рязанская городская Дума, однако инициатором участия города Рязани в организации межмуниципального сотрудничества может выступить глава администрации города Рязани. В том числе, глава администрации может выступать в качестве уполномоченного лица при организации взаимодействия с организацией межмуниципального сотрудничества в соответствии с решением Рязанской городской Думы.
На настоящий момент город Рязань является участником крупнейших организаций межмуниципального сотрудничества. В 2007 году Рязанский городской Совет принял решение о вступлении в Международную ассамблею столиц и крупных городов (МАГ) [5].
В 2018 году город Рязань стал участником одной из крупнейших межрегиональных организаций межмуниципального сотрудничества – Союза Российских городов.
Уполномоченными органами по представлению интересов муниципального образования – городской округ город Рязань, среди прочих, назначена администрация города Рязани [2].
Важно отметить, что кроме непосредственного участия в организациях межмуниципального сотрудничества муниципальное образование городской округ – город Рязань является инициатором создания Ассоциации древних городов. Данная организация создана в 2019 году с целью укрепления межрегиональных и международных связей, популяризации исторических городов на туристической карте России, решения общих проблем в сфере развития туристической инфраструктуры. Уполномоченным лицом по представлению интересов города Рязани в Ассоциации древних городов определен глава администрации города Рязани в соответствии с решением Рязанской городской Думы от 25 апреля 2019 г. № 116-III «Об участии города Рязани в создании Ассоциации древних городов» [4].
Создание Ассоциации древних городов стало следствием успешной работы Международного форума древних городов, стартовавшего в 2018 году.
Кроме того, в соответствии со ст. 62 главы XII Устава муниципального образования – городской округ город Рязань город Рязань вправе устанавливать партнерские отношения с городами иностранных государств в сфере культуры, образования, спорта, туризма, молодежной политики, медицины, экономики и других сферах [6].
Основополагающим документом, регулирующим деятельность администрации города Рязани в части осуществления полномочий по установлению и развитию внешних связей, является Положение о порядке установления и развития партнерских отношений города Рязани с городами иностранных государств, утвержденное решением Рязанской городской Думы от 13 декабря 2018 г. № 101-III.
Так, в соответствии с Положением о порядке установления и развития партнерских отношений города Рязани инициатором заключения соглашений муниципального образования – город Рязань о партнерских отношениях с городами иностранных государств может стать администрация города Рязани по собственной инициативе, по инициативе иностранных партнеров, по инициативе Рязанской городской Думы. В свою очередь, исполнение соглашений осуществляется администрацией города Рязани. В том числе администрация города Рязани разрабатывает проект программы развития партнерских отношений, принимая во внимание сферы сотрудничества, указанные в соглашениях [3].
В настоящее время город Рязань заключил соглашения о партнерских отношениях с 9 муниципалитетами городов иностранных государств. В этот перечень входят такие города, как Брест (Республика Беларусь), Брессюир (Французская Республика), Генуя и Алессандрия (Итальянская Республика), Ловеч (Республика Болгария), Мюнстер (Федеративная Республика Германия), Новый Афон (Республика Абхазия), Острув-Мазовецка (Республика Польша), Сюйчжоу (Китайская Народная Республика).
Несомненно, у муниципального образования – городской округ город Рязань имеет богатый опыт межмуниципального сотрудничества. В том числе участие в таких крупных организациях, как Международная ассамблея столиц и крупных городов и Союз Российских городов, является не только престижным, но и представляет возможность для использования подобных площадок для обмена опытом по вопросам, затрагивающим интересы местного самоуправления, и как следствие повышения эффективности муниципального управления. Кроме того, необходимо использовать данные организации для демонстрации собственных успешных практик, таким образом, выстраивая диалог с остальными членами Союза Российских городов и Международной ассамблеи столиц и крупных городов.
В последнее время, учитывая ограничения, вызванные с эпидемиологической ситуацией вызванной COVID-19, считаю целесообразным развивать межмуниципальное сотрудничество посредством проведения мероприятий в формате «онлайн». Сюда можно отнести видеоконференции по вопросам, представляющие интересы сторон, форумы и иные дистанционные форматы.
В качестве приоритетной сферы взаимодействия с иностранными городами-партнерами можно выделить культуру. Взаимодействие в этой сфере является наиболее перспективным так, как оно не зависит от сложившейся политической конъюнктуры. Сотрудничая в сфере культуры муниципальные образования, смогут достаточно быстро построить эффективный межкультурный диалог, понять потребности и интересы друг друга и начать сотрудничать в новых областях, представляющие взаимный интерес.