Поскольку формы символов успешного зачатия во время эволюции претерпевали значительные трансформации, то для описания их множества необходим единый термин, в качестве которого предлагается – силлейб.
Силлейб – собирательный термин всех форм и видов исторически известных символов успешного зачатия потомства. Термин сформирован от древнегреческого слова «συλλέίβω» в значении «сливаться» (соединяться), от которого происходит поэтическая форма слова «συλλέχτρος» в значении «супруг», «супруга» [1, с. 1174].
Силлейб-менгир.
Силлейб-менгир – один из самых древних символов успешного зачатия существовал с древнейших времен до неолита, при этом претерпел значительные трансформации.
Первыми силлейб-менгирами были одиночные менгиры в виде стилизованных фаллосов (рис. 1).
Рис. 1. Силлейб-менгиры классического типа
Силлейб-менгир классического типа представляет из себя каменный монолит округлой формы высотой от 4 до 17 метров, диаметром от 1 до 3 метров, выполненный в виде вытянутого конуса и установленный вертикально, стилистически напоминающий фаллос. В дальнейшем мужское начало силлейб-менгира дополняется женским началом в виде отверстия (рис. 2).
Рис. 2. Силлейб-менгиры синтетического типа
Силлейб-менгиры синтетического типа, характеризуют активную фазу перехода от первобытного патриархата к матриархату. Это время отмечается гендерным равенством социума и, возможно, новыми традициями размножения. Если в первобытном патриархате действовал животный принцип физически сильнейшего, то по мере повышения общественного благосостояния, за счёт совершенствования технологий охоты, контроль над излишками её результатов и собирательства оказался в руках женщин, которые сумели изменить основной социальный культ воспроизводства потомства. Отныне, случайные половые контакты заменялись ритуальными соитиями женщин одного племени с мужчинами другого. На внутриплеменные половые связи накладывалось табу. Изменение традиций половых контактов внутри племени, привело к возведению деторождения в ранг ритуального действия, где функция деторождения передавалась специально для этого выбранным женщинам – «маткам». Таким образом, матриархат характеризуется, так называемым «маточным размножением», характерным для насекомых. Роль мужчины в матриархате сводилась к ритуальному осеменению «маток». Потомство обезличивалось и передавалось на воспитание женщинам, которые не участвовали в деторождении из-за недостаточной плодовитости. На роль «матки» отбирались женщины способные рожать от двух и более детей за одну беременность, все остальные использовались в хозяйственных отношениях социума.
Следует отметить, что переход от первобытного патриархата к матриархату не был линейным. На это указывает менгир с прямоугольным отверстием. Прямоугольное отверстие не относится к стилистики женского начала, а наоборот, к усилению значимости мужского начала, так как стилистически связано с образом мошонки. Таким образом, первобытный патриархат откликался на экспансию матриархата в социуме. Эта форма менгиров указывает на резкое противостояние мировозренческих позиций первобытного патриархата и нарождающегося матриархата.
По мере укрепления матриархальных отношений, меняется форма силлейб-менгиров. Теперь мы видим диспропорцию женского и мужского начал в сторону доминирования женского начала (рис. 3).
Рис. 3. Силлейб-менгиры развитого матриархата
Силлейб-менгиры развитого матриархата в тоже время характеризуют и другие серьёзные изменения в жизни социума. Теперь они не только ритуальные центры культа плодородия, но астрологические обсерватории, которые определяют астрономический цикл годовых климатических изменений. Общественная жизнь становится ещё более регламентированной и предсказуемой. Кроме этого, силлейб-менгиры развитого матриархата, открывают новую эпоху в культе плодородия появлением силлейб-кромлехов.
Силлейб-кромлех.
Вместе с появлением силлейб-кромлехов упрощается форма силлейб-менгиров, теперь всё чаще их изготавливают плоскими, тем самым ещё более подавляя мужское начало (рис. 4).
Рис. 4. Силлейб-менгиры плоского типа
Силлейб-менгиры плоского типа еще не выражают доминирование женского начала, как это будет выражаться в силлейб-менгирах развитого матриархата, но при этом снижают роль мужского начала до символизма плоского изображения. Среди силлейб-менгиров этого типа все чаще начинают встречаться дополнительные признаки подавления мужского начала за счет изменения пропорций самого менгира (рис. 5).
Рис. 5. Силлейб-менгиры плоского типа уменьшенных пропорций
Дальнейшая эволюция силлейбов связана с переходом от культовой традиции одиночных менгиров к традиции менгирных ансамблей – кромлехам. Культовое значение кромлехов разнообразно и силлейбы всего лишь одни из них, поэтому рассмотренные типы кромлехов являются лишь небольшой частью всех известных в настоящее время типов кромлехов.
Самыми простыми силлейб-кромлехами являются кольцевые кромлехи (рис. 6), которые получили своё распространение в период развитого матриархата.
Рис. 6. Круглые силлейб-кромлехи
Круглые силлейб-кромлехи, характерные для развитого матриархата, представляли собой доминирующее женское начало, где мужское начало либо вовсе не обозначено, либо присутствует в виде намёка разорванного круга, или стилизованного фаллоса в общем круговом ряду менгиров в проёме разорванного круга. Можно предположить, что в этих кругах проходили мистерии культа плодородия и коллективного почитания Богини-Матери.
Силлейб-спираль и силлейб-лабиринт.
Наибольшее распространение в период матриархата получают силлейб-спирали и силлейб-лабиринты, которые встречаются от петроглифов и наскальных рисунков, до кромлехов и планировок поселений.
Появлению силлейбов спиральной формы, очевидно, предшествовала форма концентрических окружностей (рис. 7).
Рис. 7. Кольцевые силлейбы
Кольцевые силлейбы представляют собой символы неоплодотворённой яйцеклетки. Фиксация зрительных образов этого символа, очевидно, воспринималась, как связь с духовным миром, и просьба о покровительстве духов в удачном зачатии потомства. Черта, прорезающая концентрические окружности, которые символизируют защитные оболочки яйцеклетки, является символом сперматозоида, который прорывает эти оболочки для того, чтобы оплодотворить яйцеклетку. В дальнейшем образ яйцеклетки и сперматозоида объединяется в спираль, что позволило объединить силлейб с образом змеи (рис. 8).
Рис. 8. Силлейб-спирали
Силейб-спирали, очевидно явились наложением двух культов: культа змеи и культа плодородия, поэтому, в культе удачного зачатия, змея стала играть особую роль, и как оберега новорождённых, и как надежда на их мудрость во взрослой жизни. Иными словами, семантическое поле культа плодородия приобрело новые значения не свойственные предшествующим формам этого культа.
Практически одновременно со спиралями культ плодородия распространяется и на символическую форму лабиринтов, которая фактически является эволюцией силлейб-спиралей (рис. 9).
Рис. 9. Силлейб-лабиринты
Особое место в эволюции силлейбов занимает переход к равенству женского и мужского начал в культе плодородия. Процесс этот начался в период патриархальной революции, когда доминирующая роль женского начала уменьшалась, за счет присутствия в символе мужского начала. В этом процессе мы наблюдаем эволюционную спираль развития символов, когда фаллический культ диссоциировался за счёт женского начала, пока полностью не был вытеснен последним. Тот же процесс мы наблюдаем во второй фазе эволюционного процесса символизма культа плодородия, когда символ яйцеклетки уравновешивается фаллическим символом (рис. 10).
Рис. 10. Силлейбы гармонии
На рис. 10.1 представлена реконструкция мегалитического комплекса Гёбекли-Тепе в верховьях реки Ефрат на Армянском нагорье, строительство которого оценивается концом XII тысячелетия до н.э. На рис. 10.2 – современный йони-лингам в Индии. Таким образом, форма современного йони-лингама зародилась в мезолите на территории Евроазии. Надо отметить, что в Гёбекли-Тепе этот символ гендерной гармонии запечатлен только в его архитектурном облике, в то время как сам культ плодородия в интерьерах комплекса тяготеет к фаллическим мотивам патриархата (рис.11).
Рис. 11. Силлейбы в патриархальном культе плодородия
Колонны комплекса Гёбекли-Тепе, как это видно на рис. 11.1, выполнены в виде стилизованных мужских гениталий: фаллос и мошонка (верхняя перекладина колонны).
На рис. 11.4, сперматозоиды, в образе головастиков с треугольной головой, скапливаются в мошонке, которая изображена в виде связанных между собой прямоугольников. Можно предположить, что в дальнейшем квадратные формы в культах плодородия представляют символ мужского яичка, как хранилища сперматозоидов. Ниже, под мошонкой, изображена матка муравья, которая выступает символом матки рода. Матка окружена сперматозоидами в виде змеиных голов, что, вероятно, символизирует высокую продуктивность мужского начала.
На рис 11.2 показан проход сперматозоида по стволу фаллоса.
На рис. 11.3 показан выход сперматозоидов из мошонки.
На рис. 5 изображён акт ритуального совокупления.
На рис. 6 изображён момент взламывания сперматозоидом яйцеклетки (скульптура из Невали-Чори).
Таким образом, не смотря на то, что архитектурная форма комплекса изображает гармонию мужского и женского начал, его внутренний интерьер указывает на явную доминанту мужского начала, что можно рассматривать как элемент патриархальной революции, продолжавшейся с 12 по 5 тысячелетие до н.э., закончившейся поражением и полным нивелированием мужского доминирования. Начиная с 5 тыс. до н.э. матриархат вновь становится исключительной формой социального устройства общественных отношений, возможно в несколько иных формах по отношению к матриархату древности.
Одновременно с рассмотренными силлейбами существовали и иные символические формы культа плодородия. Наиболее древний из которых силлейб-рога.
Силлейб-рога.
Наиболее древней формой силлейб-рогов, можно, очевидно, считать наскальные рисунки. Наиболее интересный рисунок по данной теме мы встречаем в урочище Танбалы в Алматинской области Казахстана (рис. 12).
Рис. 12. Силлейб-рога
Символизм рис. 12 начинается с верхнего ряда рисунков. Первой с лева изображена неоплодотворенная яйцеклетка в стадии овуляции (готовой к оплодотворению). В связи с этим, можно утверждать, что изображение яйцеклетки в виде концентрических окружностей относятся к еще не оплодотворенной яйцеклетке. Знак креста символизирует процесс оплодотворения яйцеклетки. Спирали символизируют оплодотворённые яйцеклетки. Примечательно то, что художник отметил, что не все яйцеклетки оплодотворяются в процессе совокупления.
В нижнем ряду мы видим двух беременных женщин во время отхода околоплодных вод. Рядом с каждой женщиной стоит рогатое животное как символ её успешных родов. Культ рогатого животного относится к раннему палеолиту и связан с представлением первобытного человека о рогатом тотеме стоящим у истоков происхождения человека, поэтому он был наделён особой функции обеспечивать успешные роды. В дальнейшем образ рогатого животного совмещается с образом человека, как результат закрепления традиций исполнения роли рогатого тотема во время ритуальных мистерий. Эта мировоззренческая трансформация нашла своё отражение в наскальных рисунках (рис. 13).
Рис. 13. Силлейб-рога в индийском государственным парке Фримонт в районе каньона Клир-Крик в округе Север, штат Юта, США
Северные индейцы представляют культ оплодотворения несколько иначе, чем аборигены Казахстана. Нижний рисунок показывает связь неоплодотворённой яйцеклетки с мужским и женским началом, причем мужчина выполнен в обратном ментальном изображении по отношению к рогатой женщине, что, очевидно, указывает на рогатый тотем в женской ипостаси. Иными словами, женщина рассматривается художником, как представительница высшего духовного мира, в то время как мужчина, является представителем тварного мира. На это, в том числе, указывает и образ лисы. Следует отметь, что образом лисы наполнен и мезолитический комплекс Гёбекли-Тепе, причем все лисы там представлены мужскими особями. Таким образом, культ плодородия у индейцев концентрируется на переходе к оплодотворенной яйцеклетки исключительно с участием мужчины, хотя он и имеет явно низкий социальный статус. Верхний крупный рисунок подчеркивает необходимость для оплодотворения яйцеклетки сперматозоида (буквы в центре яйцеклетки и некоторые особенности рисунков – следствие вандализма). Именно этой символикой, также пронизан комплекс Гёбекли-Тепе, о чём отмечалось выше.
Наиболее ярко фетиш рогатого тотема мы видим в мезолитическом комплексе Чатал-Хююк (рис. 14).
Рис. 14. Силлейб-рога в Чатал-Хююк
Особенность комплекса Чатал-Хююк заключается в том, что он отражает мировоззрение развитого матриархата. Около трети всех помещений поселения было отведено под родильные дома, в которых две-три избранных жрицами матки обеспечивали воспроизводство потомства племени. Для того чтобы роды всегда проходили успешно эти помещения заполнялись рогатыми тотемами в виде рогов или голов буйволов. На крайнем с права рисунке, на стене изображён фрагмент плана поселения с отмеченными родильными домами. Несмотря на то, что все жилые помещения были изолированы друг от друга, тем не менее была выбрана очень плотная застройка поселения, вообще без улиц. Перемещались жители по крышам жилых помещений. Такая дисфункциональность объясняется изменившимся мировоззрением в отношении мужского начала.
Одним из отличительных символов патриархальной революции было изображение мужских яичек в виде двух прямоугольников. В Чатал-Хююке мы видим результат проигранной патриархальной революции. Образ мужского начала нивелируется до утилитарного жилого помещения, выполненного таким образом, что оно ежедневно попирается ногами жителей поселения (и мужчинами в том числе). Иными словами, ежедневно напоминалось о низком социальном положении мужчин по отношению к женщинам. Это неравенство подчёркивалось в различных артефактах, особенно в женских статуэтках, которыми было заполнено поселение, при полном отсутствии статуэток мужчин.
В заключении следует упомянуть силлейб-рога чукчей выполненных из останков костяков китов (рис. 15).
Рис. 15. Силлейб-рога на острове Итыгран в проливе Сенявина Берингова моря
Отверстие в центре композиции позволяет отнести эти силлейб-рога к тому же рогатому тотему, что мы видим в мезолитическом комплексе Чатал-Хююк. Таким образом, преемственность традиции отнесения рогатого тотема к женской ипостаси сохранялась на протяжении всех тысячелетий, вплоть до настоящего времени в виде женского головного убора – кики (рис. 16).
Рис. 16. Женский головной убор кика
Таким образом, можно отметить, что силлейб, в виде символа успешного зачатия и плодовитости, сохраняется на протяжении всей истории человечества, от первобытных социумов, до настоящего времени. За это время, силлейбы претерпели значительные эволюционные трансформации, от простых фаллических менгиров до сложной символической формы йони-лингама.
В каждый отдельный исторический период силлейбы отражали доминирующие социальные отношения, пока в конце концов не обрели свою гармоничную форму в йони-лингаме.