Использование традиций народных промыслов Белгородчины во внеурочной деятельности для повышения мотивации учения обучающихся начальной школы

В данной статье рассматривается вопрос развития мотивов учения обучающихся начальной школы в рамках внеурочной деятельности посредством использования традиций народных промыслов Белгородчины в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, выявлена актуальность проблемы развития мотивов учения школьников и определено место народных промыслов Белгородчины в решении данной проблемы.

Аннотация статьи
мотивы учения
учебно-познавательный мотив
народные промыслы
глиняная игрушка
Ключевые слова

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», – считал известный педагог В.А. Сухомлинский [9, с.38]. «Рука – это инструмент всех инструментов», – заключал еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», – писал Кант [10, с.7]. Эти выводы не случайны. Действительно, ручной труд имеет большое значение для развития познавательных процессов, мотивационной сферы личности. Так как трудолюбие и способность к труду не даются от природы, они должны воспитываться с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд делает человека духовно богатым [11, с.34].

Народные традиции являются средством передачи жизненного опыта от поколения к поколению, воспитывают любовь к труду. Глиняные игрушки с их сказочным миром ярких и живых образов, глубокой духовностью могут стать тем средством обучения, которое, отвечая потребностям и интересам ребенка, находя эмоциональный отклик в его душе, будет способствовать развитию его личности в целом и мотивационной сферы в частности. Так возникла идея использования традиций народных промыслов Белгородчины во внеурочной деятельности для развития мотивов учения в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Многие педагоги обращали внимание на необходимость исследования и развития мотивов учения детей в процессе образовательной деятельности. Эти вопросы, в частности, ставили Б.Г.Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, М.В.Матюхина, Л.С.Славина, П.М.Якобсон и другие [3, с.19].

Мотивация (от лат. motus – движение, поворот) – это процессы, методы, средства побуждения к активной деятельности.

Мотивация учения – это отношение школьника к познавательной деятельности, связанной с конкретным предметом познания; направленность на эту деятельность [4, с.45].

Мотивы учения подразделяются на внешние, исходящие от педагогов, родителей, класса (требования, указания, советы, подсказки), и внутренние, или истинные, мотивы, имеющиеся у самого ученика.

Принято различать две большие группы учебных мотивов: познавательные и социальные [7, с.67].

Познавательные мотивы включают:

  1. широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями.
  2. учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний.
  3. мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний [8, с.54].

Социальные мотивы включают:

  1. широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания на основе осознания социальной необходимости, ответственности, чтобы быть полезным обществу.
  2. узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, заслужить у них авторитет.
  3. социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в желании общаться и взаимодействовать с другими людьми, стремлении осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, совершенствовать их.

Как изучить мотивацию учеников? По мнению А.К. Марковой, наиболее реальными для учителя методами изучения мотивации являются: индивидуальная беседа, анкетирование, наблюдение [12, с.55].

Существуют разнообразные условия развития учебной мотивации современного школьника:

1. Предоставление свободы выбора. Свобода выбора дает ситуацию, где ученик чувствует ответственность за результат.

2. Максимально возможное снятие внешнего контроля.

Эти два условия стимулируют внутреннюю мотивацию только при наличии интересного задания с высоким мотивационным потенциалом. Внешние награды и наказания нужны не для контроля, а для информации ученика об успешности его деятельности, об уровне его компетентности.

3. Задачи обучения и развития должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика. Результаты должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него.

4. Занятия следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса познания и радостно от общения с учителем, одноклассниками, сверстниками. Необходимо создавать атмосферу сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе.

5. Ориентация учителя при обучении и воспитании на индивидуальные стандарты достижений учеников. Учитель поощряет и подкрепляет достижения ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а сего же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах. Итогом подобной стратегии обучения и воспитания является возрастание уверенности в своих силах и как результат – оптимальная мотивация [2, с.28].

Организация учебно-воспитательного процесса

Урок, даже самый удачный, имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда группа остро интересуется каким-либо вопросом, ибо есть установленный план. Другое дело – внеурочная деятельность, внеклассные занятия, на которых учитель не связан жесткими временными и плановыми рамками. Такой подход даёт возможность всесторонне учитывать запросы, индивидуальные наклонности, дифференцировать тематику занятий, исходя из уровня развития школьников. Также на занятиях реализуется один из современных принципов – подготовка школьников к жизни в условиях рыночной экономики. Какую форму собственного дела может выбрать школьник в будущем? Это организация собственного производства или центра по оказанию различных услуг, выпуск продукции на основе кооперации или разработка образцов по заказам – любой вариант диктуется местными условиями.

Таким образом, во внеурочной деятельности заложены огромные возможности для реализации воспитательных, развивающих и формирующих активную жизненную позицию школьников задач.

 Учащиеся вовлечены в мероприятия по возрождению народных промыслов. Ведут исследовательскую работу по изучению технологии изготовления оберегов, лоскутного шитья, росписи ткани, бумагокручения, лозоплетения, вышивки. Самый большой интерес вызывает изготовление глиняных игрушек.

Глиняная игрушка – одно из самых самобытных и интересных направлений в народной культуре. История ее начинается в далеком прошлом. Наиболее известными центрами этого промысла стали: Дымково (г. Вятка), деревни Коргопольское, деревня Филимоново (Тульская губерния), деревня Абашево (Пензенская губерния).

Во все времена Белгородский край славился своими мастерами гончарного дела, ведь красной и белой глины в окрестностях много. В Старооскольском районе лепные горшки, миски, сковородки и другая посуда изготовлялись в каждой семье. В начале XX века основным центром гончарного искусства стала слобода Казацкая. Здесь жили знаменитые потомственные гончары: Распоповы, Гончаровы, Занины, Дороховы, Федосовы, Лихачёвы. Древнее мастерство бережно передавалось в роду от деда к сыну, от сына к внуку. Особым видом гончарного промысла в Казацкой слободе была глиняная игрушка. Сегодня старооскольская глиняная игрушка занесена в каталог «Народные промыслы России» [1, с.61].

В поселке Борисовка традиции мастеров возродил Агафонов Ю.П., главный художник Борисовской фабрики художественной керамики.

В Шебекинском районе в прошлые века игрушки изготовлялись в селе 2-я Стрелица. До наших дней дошли игрушки гончара-художника И.И. Сазонова. В Купинском Центре народного творчества в настоящее время действует кружок глиняных игрушек [5, с.44].

В нашем селе большие залежи глины. Этот материал является доступным, не требует материальных затрат, что является актуальным для нашего села, где многие семьи являются малообеспеченными, и не каждый родитель может купить готовую к работе глину в магазине или другие дорогостоящие материалы.

Во время экскурсии с детьми набираем сухую глину, которую затем замачиваем и подготавливаем к работе. Лепкой из глины занимаются учащиеся всех классов. Изготавливаем изделия по мотивам народных промыслов, выполняем свои, бутырские, фантазии: ротонду родника «Вериговский», барышень, индюков, петухов, котов и других животных. Обучение происходит в сотрудничестве: автор всегда помогает найти интересное решение в каждой работе, старшие помогают младшим.

Технология работы с глиной

  1. Подготовка глины. Мелко порубленную, твердую глину на два дня заливаем водой, а потом тщательно вымешиваем. Потом пропускаем сквозь сито, чтобы в тесте не осталось ни одного камушка, так как в местной глине содержится мел, который во время сушки или обжига может разорвать игрушку. Разделяем готовую глину на куски, раскладываем на столе для просушки. Если глина получилась эластичная, не липнет к рукам, то лепить можно сразу. В противном случае ей нужно дать просохнуть до следующего дня. Чтобы готовые куски глины не засохли, кладем их в полиэтиленовые пакеты, где глина может сохраняться две недели. При ее затвердевании разламываем на мелкие кусочки и смачиваем водой. Глина опять готова к лепке.
  2. Лепка. Эскизы не делаем. Разбираем в устной форме возможные варианты сюжетов, повторяем традиции мастеров разных промыслов. Художественный характер скульптурного труда приучает детей мыслить и трудиться творчески. Занятия развивают мелкую моторику руки, совершенствуют глазомер и тренируют способность к тонкой ручной работе.
  3. Сушка. Время сушки зависит от размера изделия и колеблется от двух дней до двух недель. Сушить глиняные изделия лучше всего при комнатной температуре, избегая сквозняков, вдали от отопительных приборов и солнечных лучей, так как неравномерность сушки может привести к деформации и растрескиванию. Высохшая глина приобретает достаточно высокую прочность, что позволяет дополнительно обработать и при необходимости окончательно зачистить изделие мелкозернистой наждачной бумагой, а затем удалить глиняную пыль широкой кистью или щеткой
  4. Обжиг в муфельной печи. Игрушки для обжига помещаются в холодную печь и нагреваются постепенно. Обжиг длится обычно 3 - 4 часа, чтобы изделия не только раскалились, но пробыли в таком состоянии значительное время. Чем дольше длится обжиг, тем прочнее получаются изделия. Вынимать игрушки сразу после обжига нельзя: они должны остывать 5 - 6 часов, но лучше всего разгружать печь на другой день. Температуру подбираем в зависимости от размера игрушек от 500 до 900 градусов.
  5. Грунтовка работ осуществляется акриловой краской или водоэмульсионной.
  6. Роспись работ происходит акварельными, гуашевыми или акриловыми красками. Расписываем игрушки, используя мотивы росписи дымковских, гжельских, борисовских, старооскольских мастеров.
  7. Покрытие бесцветным лаком. Если игрушку расписываем акриловыми красками, то лаком можно не покрывать, т.к. краска прочная: не смывается водой и не выгорает.

Стимулом для совершенствования служат выставки детских работ, которые организуются в школе, в Доме культуры, во время проведения праздников народного творчества и экскурсий на родник «Вериговский».

Приемы стимулирования работы

Среди приемов стимулирования работы с целью развития мотивов учения применяются следующие:

  • Невербальные средства, выражающие радость – улыбка, дружеское рукопожатие, прямой взгляд одобрения.
  • Применение похвалы по выполненному этапу и авансированная похвала для неуверенных учащихся.
  • Принятие чувств и мыслей учащихся.
  • Стимулирование любознательности.
  • Формирование уверенности учащихся в себе.
  • Творческие задания.
  • Учет интересов учащихся при выборе заданий.
  • Разнообразные формы учебных занятий.
  • Успех через сотрудничество.

Не менее важным является сама атмосфера, стиль работы. Безусловно, здесь уже не может быть места сухой, строгой регламентации каждого действия, т.к. необходимо поддерживать в детях всякое стремление к инициативе, оригинальность суждения.

Также важно, чтобы каждый ребенок хоть раз в год непременно был участником выставки. Работы для выставок отбираются вместе с обучающимися. Готовые экспозиции представляются как важное событие. Ритуал открытия совершается по-разному. Работы представляются на столах или полках шкафа в кабинете, в Центре народного творчества, куда приходят жители села и гости школы для ознакомления с экспонатами.

Итогом правильной организации учебно-воспитательного процесса является показатель активности учащихся на занятиях и результативность внеклассной работы. В 2020-2021 учебном году обучающиеся начальной школы получили семь грамот за участие в муниципальных конкурсах.

Таким образом, результаты свидетельствуют о том, что технология развития мотивов учения в системе внеурочной деятельности на основе возрождения народных промыслов дает положительные результаты.

Текст статьи
  1. Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской. Белгород, 2000, том 1 – 248 с.; том 2 – 176 с.
  2. Бабина Н.Ф. Как развивать познавательную активность учащихся // Школа и производство, №3, 2002, 34 с.
  3. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995, 200 с.
  4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. 2-е изд. М.; Воронеж, 1997, 255 с.
  5. Кузюлев Н.Н. Купинский центр народного творчества. Белгород, 2000, 79 с.
  6. Кузюлев Н.Н. Кустарные промыслы нашего края. Шебекино, 2000.
  7. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975, 180 с.
  8. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М., 1990, 250 с.
  9. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984, 150 с.
  10. Симоненко В.Д. Технологическая культура в содержании образования школы // Педагогика. 1998. - №8, 7 с.
  11. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Журнал Министерства народного просвещения. 1860. № 7.
  12.  Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Марковой. 1986, 189 с.
Список литературы