«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», – считал известный педагог В.А. Сухомлинский [9, с.38]. «Рука – это инструмент всех инструментов», – заключал еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», – писал Кант [10, с.7]. Эти выводы не случайны. Действительно, ручной труд имеет большое значение для развития познавательных процессов, мотивационной сферы личности. Так как трудолюбие и способность к труду не даются от природы, они должны воспитываться с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд делает человека духовно богатым [11, с.34].
Народные традиции являются средством передачи жизненного опыта от поколения к поколению, воспитывают любовь к труду. Глиняные игрушки с их сказочным миром ярких и живых образов, глубокой духовностью могут стать тем средством обучения, которое, отвечая потребностям и интересам ребенка, находя эмоциональный отклик в его душе, будет способствовать развитию его личности в целом и мотивационной сферы в частности. Так возникла идея использования традиций народных промыслов Белгородчины во внеурочной деятельности для развития мотивов учения в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Многие педагоги обращали внимание на необходимость исследования и развития мотивов учения детей в процессе образовательной деятельности. Эти вопросы, в частности, ставили Б.Г.Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, М.В.Матюхина, Л.С.Славина, П.М.Якобсон и другие [3, с.19].
Мотивация (от лат. motus – движение, поворот) – это процессы, методы, средства побуждения к активной деятельности.
Мотивация учения – это отношение школьника к познавательной деятельности, связанной с конкретным предметом познания; направленность на эту деятельность [4, с.45].
Мотивы учения подразделяются на внешние, исходящие от педагогов, родителей, класса (требования, указания, советы, подсказки), и внутренние, или истинные, мотивы, имеющиеся у самого ученика.
Принято различать две большие группы учебных мотивов: познавательные и социальные [7, с.67].
Познавательные мотивы включают:
- широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями.
- учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний.
- мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний [8, с.54].
Социальные мотивы включают:
- широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания на основе осознания социальной необходимости, ответственности, чтобы быть полезным обществу.
- узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, заслужить у них авторитет.
- социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в желании общаться и взаимодействовать с другими людьми, стремлении осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, совершенствовать их.
Как изучить мотивацию учеников? По мнению А.К. Марковой, наиболее реальными для учителя методами изучения мотивации являются: индивидуальная беседа, анкетирование, наблюдение [12, с.55].
Существуют разнообразные условия развития учебной мотивации современного школьника:
1. Предоставление свободы выбора. Свобода выбора дает ситуацию, где ученик чувствует ответственность за результат.
2. Максимально возможное снятие внешнего контроля.
Эти два условия стимулируют внутреннюю мотивацию только при наличии интересного задания с высоким мотивационным потенциалом. Внешние награды и наказания нужны не для контроля, а для информации ученика об успешности его деятельности, об уровне его компетентности.
3. Задачи обучения и развития должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика. Результаты должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него.
4. Занятия следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса познания и радостно от общения с учителем, одноклассниками, сверстниками. Необходимо создавать атмосферу сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе.
5. Ориентация учителя при обучении и воспитании на индивидуальные стандарты достижений учеников. Учитель поощряет и подкрепляет достижения ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а сего же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах. Итогом подобной стратегии обучения и воспитания является возрастание уверенности в своих силах и как результат – оптимальная мотивация [2, с.28].
Организация учебно-воспитательного процесса
Урок, даже самый удачный, имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда группа остро интересуется каким-либо вопросом, ибо есть установленный план. Другое дело – внеурочная деятельность, внеклассные занятия, на которых учитель не связан жесткими временными и плановыми рамками. Такой подход даёт возможность всесторонне учитывать запросы, индивидуальные наклонности, дифференцировать тематику занятий, исходя из уровня развития школьников. Также на занятиях реализуется один из современных принципов – подготовка школьников к жизни в условиях рыночной экономики. Какую форму собственного дела может выбрать школьник в будущем? Это организация собственного производства или центра по оказанию различных услуг, выпуск продукции на основе кооперации или разработка образцов по заказам – любой вариант диктуется местными условиями.
Таким образом, во внеурочной деятельности заложены огромные возможности для реализации воспитательных, развивающих и формирующих активную жизненную позицию школьников задач.
Учащиеся вовлечены в мероприятия по возрождению народных промыслов. Ведут исследовательскую работу по изучению технологии изготовления оберегов, лоскутного шитья, росписи ткани, бумагокручения, лозоплетения, вышивки. Самый большой интерес вызывает изготовление глиняных игрушек.
Глиняная игрушка – одно из самых самобытных и интересных направлений в народной культуре. История ее начинается в далеком прошлом. Наиболее известными центрами этого промысла стали: Дымково (г. Вятка), деревни Коргопольское, деревня Филимоново (Тульская губерния), деревня Абашево (Пензенская губерния).
Во все времена Белгородский край славился своими мастерами гончарного дела, ведь красной и белой глины в окрестностях много. В Старооскольском районе лепные горшки, миски, сковородки и другая посуда изготовлялись в каждой семье. В начале XX века основным центром гончарного искусства стала слобода Казацкая. Здесь жили знаменитые потомственные гончары: Распоповы, Гончаровы, Занины, Дороховы, Федосовы, Лихачёвы. Древнее мастерство бережно передавалось в роду от деда к сыну, от сына к внуку. Особым видом гончарного промысла в Казацкой слободе была глиняная игрушка. Сегодня старооскольская глиняная игрушка занесена в каталог «Народные промыслы России» [1, с.61].
В поселке Борисовка традиции мастеров возродил Агафонов Ю.П., главный художник Борисовской фабрики художественной керамики.
В Шебекинском районе в прошлые века игрушки изготовлялись в селе 2-я Стрелица. До наших дней дошли игрушки гончара-художника И.И. Сазонова. В Купинском Центре народного творчества в настоящее время действует кружок глиняных игрушек [5, с.44].
В нашем селе большие залежи глины. Этот материал является доступным, не требует материальных затрат, что является актуальным для нашего села, где многие семьи являются малообеспеченными, и не каждый родитель может купить готовую к работе глину в магазине или другие дорогостоящие материалы.
Во время экскурсии с детьми набираем сухую глину, которую затем замачиваем и подготавливаем к работе. Лепкой из глины занимаются учащиеся всех классов. Изготавливаем изделия по мотивам народных промыслов, выполняем свои, бутырские, фантазии: ротонду родника «Вериговский», барышень, индюков, петухов, котов и других животных. Обучение происходит в сотрудничестве: автор всегда помогает найти интересное решение в каждой работе, старшие помогают младшим.
Технология работы с глиной
- Подготовка глины. Мелко порубленную, твердую глину на два дня заливаем водой, а потом тщательно вымешиваем. Потом пропускаем сквозь сито, чтобы в тесте не осталось ни одного камушка, так как в местной глине содержится мел, который во время сушки или обжига может разорвать игрушку. Разделяем готовую глину на куски, раскладываем на столе для просушки. Если глина получилась эластичная, не липнет к рукам, то лепить можно сразу. В противном случае ей нужно дать просохнуть до следующего дня. Чтобы готовые куски глины не засохли, кладем их в полиэтиленовые пакеты, где глина может сохраняться две недели. При ее затвердевании разламываем на мелкие кусочки и смачиваем водой. Глина опять готова к лепке.
- Лепка. Эскизы не делаем. Разбираем в устной форме возможные варианты сюжетов, повторяем традиции мастеров разных промыслов. Художественный характер скульптурного труда приучает детей мыслить и трудиться творчески. Занятия развивают мелкую моторику руки, совершенствуют глазомер и тренируют способность к тонкой ручной работе.
- Сушка. Время сушки зависит от размера изделия и колеблется от двух дней до двух недель. Сушить глиняные изделия лучше всего при комнатной температуре, избегая сквозняков, вдали от отопительных приборов и солнечных лучей, так как неравномерность сушки может привести к деформации и растрескиванию. Высохшая глина приобретает достаточно высокую прочность, что позволяет дополнительно обработать и при необходимости окончательно зачистить изделие мелкозернистой наждачной бумагой, а затем удалить глиняную пыль широкой кистью или щеткой
- Обжиг в муфельной печи. Игрушки для обжига помещаются в холодную печь и нагреваются постепенно. Обжиг длится обычно 3 - 4 часа, чтобы изделия не только раскалились, но пробыли в таком состоянии значительное время. Чем дольше длится обжиг, тем прочнее получаются изделия. Вынимать игрушки сразу после обжига нельзя: они должны остывать 5 - 6 часов, но лучше всего разгружать печь на другой день. Температуру подбираем в зависимости от размера игрушек от 500 до 900 градусов.
- Грунтовка работ осуществляется акриловой краской или водоэмульсионной.
- Роспись работ происходит акварельными, гуашевыми или акриловыми красками. Расписываем игрушки, используя мотивы росписи дымковских, гжельских, борисовских, старооскольских мастеров.
- Покрытие бесцветным лаком. Если игрушку расписываем акриловыми красками, то лаком можно не покрывать, т.к. краска прочная: не смывается водой и не выгорает.
Стимулом для совершенствования служат выставки детских работ, которые организуются в школе, в Доме культуры, во время проведения праздников народного творчества и экскурсий на родник «Вериговский».
Приемы стимулирования работы
Среди приемов стимулирования работы с целью развития мотивов учения применяются следующие:
- Невербальные средства, выражающие радость – улыбка, дружеское рукопожатие, прямой взгляд одобрения.
- Применение похвалы по выполненному этапу и авансированная похвала для неуверенных учащихся.
- Принятие чувств и мыслей учащихся.
- Стимулирование любознательности.
- Формирование уверенности учащихся в себе.
- Творческие задания.
- Учет интересов учащихся при выборе заданий.
- Разнообразные формы учебных занятий.
- Успех через сотрудничество.
Не менее важным является сама атмосфера, стиль работы. Безусловно, здесь уже не может быть места сухой, строгой регламентации каждого действия, т.к. необходимо поддерживать в детях всякое стремление к инициативе, оригинальность суждения.
Также важно, чтобы каждый ребенок хоть раз в год непременно был участником выставки. Работы для выставок отбираются вместе с обучающимися. Готовые экспозиции представляются как важное событие. Ритуал открытия совершается по-разному. Работы представляются на столах или полках шкафа в кабинете, в Центре народного творчества, куда приходят жители села и гости школы для ознакомления с экспонатами.
Итогом правильной организации учебно-воспитательного процесса является показатель активности учащихся на занятиях и результативность внеклассной работы. В 2020-2021 учебном году обучающиеся начальной школы получили семь грамот за участие в муниципальных конкурсах.
Таким образом, результаты свидетельствуют о том, что технология развития мотивов учения в системе внеурочной деятельности на основе возрождения народных промыслов дает положительные результаты.