Уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации предусматривает ряд норм о сроках совершения процессуальных действий при расследовании уголовных дел, соблюдение которых является важнейшей задачей органов предварительного следствия. Наличие в законодательстве этих норм обусловлено необходимостью защиты законных интересов граждан, конституционных прав. Поэтому они должны соблюдаться органами предварительного следствия так же, как и другие положения УПК РФ [5].
Так, согласно ст. 162 УПК РФ, предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела. В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу [1].
Срок предварительного следствия общий для всех категорий преступлений. Законодатель не учитывает объем следственных и иных процессуальных действий при определении срока предварительного следствия, чем заведомо дает следователю основания для продления, что порождает нарушение указанного срока.
Согласно положениям частей 4, 5 ст. 162 УПК РФ, срок предварительного следствия, может быть продлен соответствующим руководителем соответствующего следственного органа до трех месяцев, в исключительных случаях до 12 месяцев, дальнейшее продление Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.
Как правило при решении вопроса о продлении срока предварительного следствия руководитель следственного органа воспринимает данное постановление как ходатайство, с возможностью отказа в его удовлетворении, аргументировав свое решение волокитой со стороны следователя, не желая учитывать множество факторов, которые послужили причиной для продления.
Данное решение руководителя следственного органа порождает со стороны следователя незаконное решение о приостановлении предварительного следствия.
Поэтому, можно выделить наиболее явные причины нарушения сроков расследования, которыми являются:
- совершение преступлений в условиях неочевидности (так согласно сведениям, содержащимся на портале правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ, в Новосибирской области за 2018 год зарегистрировано 47 702 преступления, из которых 24 824 остались нераскрытыми, в 2019 году напротив, из 50 207 преступления нераскрыты 26 835, в 2020 году виден рост количества преступлений – 54 013, нераскрытыми остались 32 999 преступлений) [2];
- нехватка личного состава (официальная статистика по данному вопросу в Новосибирской области отсутствует, мы лишь можем рассмотреть это на примере патрульно-постовой службы, но можем предположить количество нехватки следователей, дознавателей, оперуполномоченных и др. Так согласно доклада от 13.03.2019 исполняющего обязанности заместителя начальника полиции по охране общественного порядка Главного Управления МВД по Новосибирской области полковника полиции В. Ерёменко в г. Новосибирске за год (2018) выросло число уличных преступлений. «В сравнении с данными 2017 года на 7,7 процента увеличилось количество преступлений, совершенных в общественных местах. Также в г. Новосибирск возросло число преступлений, совершенных на улице, – практически на 1 процент. Число, казалось бы, незначительное, но в текущем году эта тенденция продолжилась. По итогам двух месяцев мы, к сожалению, фиксируем рост количества преступлений, совершенных в общественных местах и на улицах». Говоря о данных 2018 года, В. Ерёменко отметил, что более половины всех преступлений в общественных местах, составили кражи и мелкие хищения. В основном – хищение из автотранспорта, магазинов и офисов [3]. Данные показатели свидетельствуют о нехватке патрулей. Так г. Новосибирск разделен на 10 районов: Дзержинский – площадью 41,3 кв.км, Железнодорожный – 8, 3 кв.км, Заельцовский – 83,0 кв.км, Калининский – 46,2 кв.км., Кировский – 52,0 кв.км., Ленинский – 70,3 кв.км., Октябрьский – 57,6, Первомайский – 71,7 кв.км, Советский – 76,7 кв.км., Центральный 6,4 кв.км, на каждый из данных районов для обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности выделяются патрули ППСП, состоящие из двух сотрудников полиции, в среднем один или два, что безусловно является мизерным, что и порождает увеличение количества преступлений, совершенных в общественных местах) [4];
- установление лиц, их совершивших, не на начальном этапе расследования, а по истечении длительного времени (что также зависит от нехватки личного состава, недостаточным уровнем материально-технического обеспечения подразделений);
- многоэпизодность расследуемых преступлений, совершением их в составе организованных групп, преступных сообществ;
- длительность производства судебных экспертиз (например, строительных, бухгалтерских, финансово-экономических, биологических. Но проблема не в самом производстве, а очередности, так начинается производство экспертизы, как правило уже за рамками общего срока предварительного следствия, в лучшем случае экспертиза может быть начата лишь спустя 1-2 месяца после ее назначения).
Все вышеуказанные факторы негативно влияют на разумный срок уголовного судопроизводства. В связи с чем, считаю целесообразным внести изменения в ст. 162 УПК РФ, разграничив срок предварительного следствия в зависимости от категории совершенного преступления, что даст возможность качественного расследования уголовных дел и сокращения процента нарушенных сроков.
Учитывая изложенное, предлагаем изложить часть 1 ст. 162 УПК РФ в следующей редакции: «Предварительное следствие по уголовному делу по преступлениям небольшой и средней тяжести должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела, а по тяжким и особо тяжким преступлениям – не превышающий 4 месяца со дня возбуждения уголовного дела».