В настоящее время одной из насущных проблем школьного предмета «Химия» является падение познавательного интереса к такой важной науке в современном мире. Данная проблема имеет множество причин, в частности, это небольшое количество часов, отведенных на изучение данной дисциплины в школе; также это излишне теоретическое преподавание данного предмета, поэтому в итоге мы имеем, что программы и учебники не содержат экспериментальных и исследовательских компонентов; еще не проводятся выездные уроки в музеи и научные организации. Все это влияет в общем на преподавание данного предмета, но возникает такой вопрос: а как сам урок сделать интересным и не скучным?
Решение данного вопроса может быть простым – это создать образовательный веб-квест по определенным темам в каком-либо разделе школьного курса химии, так как в настоящее время все больше места в образовании занимают именно информационные технологии. Сейчас во многих школах имеются компьютерные классы, в которых каждый из учащихся может получить возможность индивидуально работать за компьютером, также практически в каждом учебном кабинете есть интерактивные доски, с помощью которых можно выводить различного рода информацию, как для групповой, так и для фронтальной работы в классе, создаются различные микролаборатории, все это способствует открытию новых траекторий в развитии мыслительных операций, предоставляя возможности для активного и интересного обучения в школе [1, с. 100].
Образовательный веб-квест представляет собой задание с заложенной в нем проблемой продолжительного и целенаправленного поиска, которое может быть связано с приключениями или ролевой игрой [3, с. 13].
Впервые предложили использование методики работы с веб-квестами при изучении различных научных дисциплин еще в 1995 году ученые из Государственного университета Сан-Диего [2, с. 205].
Вообще веб-квест – это активная форма обучения в образовании, так как в ее основе лежит модель индивидуальной работы с различными Интернет-ресурсами. Особенность такой технологии заключается в том, что информация для самостоятельной работы учащихся находится на страницах какого-либо веб-сайта, на которые необходимо переходить с помощью гиперссылок, выполняя различные задания.
Работа с образовательным веб-квестом включает в себя последовательность мыслительных операций в процессе его выполнения, постановку проблемы, ознакомление и выполнение заданий на основе ресурсов Интернета, подведение итогов в виде отчета – обратная связь [2, с. 205].
Структура веб-квеста может быть представлена следующим образом:
- вступление, которое представляет собой интересную историю, в нем отражается какая-либо исходная ситуация с уже заложенной проблемой;
- центральное задание или небольшая совокупность заданий, которые реально могут выполнить все учащиеся в классе;
- описание процедуры работы: веб-квест должен быть разбит на этапы (станции) с различными типами заданий;
- предлагаются некоторые пояснения по переработке и преобразованию полученной информации;
- отчет как система контроля, который пишется после выполнения квеста;
- заключение.
В качестве примера предлагаю рассмотреть образовательный веб-квест для учащихся 8-х классов «Неорганические вещества четырех королевств», он включает в себя задания по всему разделу «Классы неорганических веществ» и нацелен как средство для повышения интереса в качестве контрольной работы по изученному материалу (рис. 1).
Рис. 1 Общий обзор начала веб-квеста «Неорганические вещества четырех королевств»
Веб-квест начинается с захватывающей истории, в которой рассказывается о четырех королевствах, которые получают определенные неорганические вещества: эльфы – кислоты, драконы – оксиды, гномы – соли, хоббиты – основания. Потом в сюжете истории появляется таинственный маг, который крадет знания у этих магических существ. И именно с этого момента начинается квест для учащихся, их задача будет состоять в том, чтобы собрать все частицы ключа при выполнении заданий, и дойти до места, где необходимо будет ввести собранный пароль и тем самым помочь четырем королевствам вернуть их знания.
Станции данного веб-квеста можно представить следующими выразителями: Лес друидов, Деревня пикси, Гора гиппогрифов, Пещера василиска, Водопад единорога, Храм таинственного мага (открывается после завершения «Водопад единорога») (рис. 2).
Рис. 2. Карта станций
Для перехода на каждую станцию в самом низу веб-страницы будет расположена кнопка-гиперссылка, защищенная паролем (рис. 3). Пароли для перехода на станции уже имеются, они также будут указы внизу, учащимся можно будет переходить по страницам веб-сайта, но перейти на самую последнюю станцию без собранного пароля они не смогут.
Рис. 3. Кнопка-гиперссылка для перехода на станцию
Станция «Лес друидов» включает в себя задания об общих представлениях классов неорганических веществ, в частности, это соотнести описание класса с его названием, распределить соединения по группам (простые вещества, бинарные соединения, соединения из трех элементов) и уже конкретно распределить определенные соединения по 4-м классам. Все задания созданы благодаря онлайн-сервису по созданию интерактивных упражнений для проверки знаний LearningApps.org (рис. 4).
Рис. 4. Уровень № 1 в станции «Лес друидов»
Станция «Деревня пикси» содержит задания по классификации соединений классов неорганических веществ.
Станция «Гора гиппогрифов» включает в себя уровни, связанные со способами получения неорганических веществ, и для создания заданий применялись следующие виды упражнений в LearningApps.org: игра «Парочки» и «Найти пару».
Станция «Пещера василиска» самая сложная из всех предложенных в веб-квесте станций, так как задания здесь касаются химических свойств неорганических веществ: таблица с пропусками по изменениям окраски индикаторов в различных средах; викторина по химическим свойствам оксидов, оснований, кислот и солей; различные задачи.
Станция «Водопад единорога» включает в себя задание по применению некоторых неорганических веществ в нашем быту.
После прохождения всех уровней представленных выше станций и получения всех частиц ключа учащиеся могут перейти на последнюю страницу образовательного веб-квеста (рис. 5), где их будет ждать завершение данной увлекательной истории и форма «Магическая почта» (рис. 6), с помощью которой учитель узнает, что школьники прошли данный квест.
Рис. 5. Завершение веб-квеста «Неорганические вещества четырех королевств»
Рис. 6. Форма отчета «Магическая почта»
Образовательный веб-квест «Неорганические вещества четырех королевств» проходит апробацию учениками 8-х классов, на данном этапе уже было выявлено, что применение таких технологий как на уроке, так и во внеурочное время, способствует резкому повышению интереса, так как учащиеся – это современные люди, которые быстро все схватывают в информационном пространстве, поэтому для них это не что-то новое, но интересное в процессе обучения данному предмету.
Таким образом, желательно проводить данные уроки с использованием образовательных веб-квестов систематически, так как с помощью информационных технологий они становятся более интересными и понятными для учащихся, следовательно, изучение предмета «Химия» становится мобильным и адаптированным к основным требованиям современного общества.