Главная
АИ #2 (81)
Статьи журнала АИ #2 (81)
Активизация деятельности младших школьников посредством применения информационно...

Активизация деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

младшие школьники
ИКТ
обучение
школа

Аннотация статьи

Исследование посвящена поиску активизации деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения.

Текст статьи

Активизация деятельности – важная проблема для каждого учителя, особенно начальной школы. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требование самой жизни. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.

Помогает учителю в решении этой задачи сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Одной из наиболее действенных технологий считается ИКТ (информационно-компьютерная технология).

Перед нами стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи разнообразных технологий, включая информационно – коммуникационные.

Возможности ИКТ:

  1. Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
  2. Использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
  3. Повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).
  4. Расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
  5. Обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Все вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.

Благодаря использованию ИКТ на уроках в начальной школе учитель переходит от объяснительно – иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащихся.

На своих уроках мы стараемся активно внедрять ИКТ.

Самые популярные:

  • презентации к уроку;
  • работа с ресурсами Интернета;
  • использование готовых обучающих программ и др.

Первым в рейтинге по популярности на наших уроках стоит презентация.

Презентация – мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение и слух, но и эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Главное, что можно отметить – возникла положительная мотивация усвоения знаний, пробудился интерес у детей к познанию нового, облегчается овладение сложным материалом

Обучающий эффект уроков с медиаподдержкой может быть усилен и звуковой иллюстрацией, музыкальным сопровождением, анимированными и звуковыми эффектами. Анализируя такие уроки, можно отметить: высокую плотность урока, интенсивность смены видов деятельности учащихся. Уроки с использованием презентационного материала, мультимедийных пособий, приобретают новую окраску, проходят эмоционально, выразительно, в игровой форме, что в итоге способствует повышению качества усвоения учебного материала.

Чтобы применение компьютера на предметных уроках давало только лишь положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса:

  • компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся;
  • использование ИКТ должно способствовать лучшему усвоению учебного материала, не уводя и не отвлекая учеников от учебной цели;
  • использование компьютера допустимо в течение урока не более 10-15 минут (санитарные правила и нормы).

Благодаря ИКТ, которые помогают учителю начальных классов создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала, возможно:

  • создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
  • создание презентации на определенную тему по учебному материалу;
  • поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке урока, внеклассного мероприятия, самообразования;
  • создание мониторинга по отслеживанию результатов обучения и воспитания; создание текстовых работ.

На конкретных примерах предлагаем рассмотреть возможность использования ИКТ на уроках в начальной школе.

На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под моим руководством на экране монитора изучают количественные соотношения или состав числа.

Для наилучшего представления условия задач и способа её решения можно использовать главных героев задачи, схему, таблицу, с помощью чего решаются, например, задачи на движение. Возможно применение самых разнообразных форм работы с использованием ИКТ. Интерес к урокам математики вырастает.

Русский язык. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. Например, собрать пословицу, цифровые диктанты, словарные и графические диктанты. Использование презентаций позволяет разнообразить виды словарной работы.

Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если не включать в их содержание аудио средства. Научив детей слушать, можно предлагать записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Хотелось бы отметить, что чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других.

Особенно яркими и результативными с позиции информационных технологий получаются уроки окружающего мира и изобразительного искусства.

У младших школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы. А при помощи ИКТ мы имеем возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику.

ИЗО. В курсе начальной школы введены уроки, изучающие народные промыслы России. Например, Дымковская игрушка. С помощью ИКТ у нас есть возможность показать историю возникновения промысла, технологию производства, а также основные виды росписи. Можем виртуально прогуляться по музею и рассмотреть экспонаты с этой удивительной росписью. Использование ИКТ на уроках технологии упрощает инструктаж, появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы, с помощью штриховки, стрелок можно обозначить необходимые линии, а затем вывести готовый результат. Причём ИКТ даёт возможность с помощью повторов отработать сложные этапы работы.

При проведении физкультминуток можно использовать песни, что повышает эмоциональный настрой учащихся, помогает им отдохнуть.

С введением ИКТ в школы, проведение внеурочных занятий, внеклассных мероприятий, праздников стало недостаточно красочным, ярким, веселым, если на нём не используются мультимедийные возможности, тематические презентации.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, он становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивы, помогает преодолевать трудности, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.

Стивен Джобс (один из ключевых фигур в компьютерной индустрии) говорил: «Инновации – вот, что отличает лидера от последователей». Все это значит, что новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

Список литературы

  1. https://studentlib.com/kursovaya_rabota_praktika-8801-aktivizaciya_poznavatelnoy_deyatelnosti_mladshih_shkolnikov_posredstvom_ispolzovaniya_didakticheskih_i.html

Поделиться

1975

Сопина А. С., Капустина Е. А. Активизация деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения // Актуальные исследования. 2022. №2 (81). С. 73-75. URL: https://apni.ru/article/3523-aktivizatsiya-deyatelnosti-mladshikh-shkolnik

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря