научный журнал «Актуальные исследования» #2 (81), январь '22

Основы будущей профессиональной деятельности выпускника педагогического вуза

Статья посвящена проблеме исследованию подготовки профессионально компетентных педагогов, формирование которых идет на протяжении всего учебно-воспитательного процесса в ВУЗе. Также рассматривается профессиональная компетентность учителя, как интегративная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально-нравственную позицию личности.

Аннотация статьи
педагогическое образование
личность
студенты
учебно-воспитательный процесс
профессиональная компетентность
Ключевые слова

На сегодняшний день наиболее актуальной являются проблема повышения качества подготовки специалистов в сферы образования. Особая роль образования в современном мире – превращение его в самую важную область человеческой деятельности делают проблему подготовки специалистов одной из приоритетных.

Возникла объективная потребность в компетентных кадрах, способных творчески организовывать образовательный процесс в конкретных социально-экономических условиях, умеющих быстро ориентироваться в информационном поле, самостоятельно совершенствоваться и развиваться. На первый план выступает не формальная принадлежность к профессии, а профессиональная компетентность, то есть соответствие специалиста требованиям профессиональной деятельности [5].

В связи с этим остро встает проблема подготовки профессионально компетентных педагогов, формирование которых идет на протяжении всего учебно-воспитательного процесса в ВУЗе.

Профессиональная компетентность учителя – интегративная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально-нравственную позицию личности.

Можно сказать, что профессиональная компетентность вырабатывается и формируется в социуме, и является социальной по своему содержанию, проявляется в социально-профессиональной деятельности человека при его взаимодействии с другими людьми и основывается на знаниях, умениях и навыках, формирующихся в образовательном процессе [1].

Содержание профессионального развития зависит от особенностей, профессии и профессиональной деятельности.

Профессиональное развитие необходимо для становления учителя и обуславливает успех его деятельности. Недостаточное профессиональное развитие затрудняет процесс адаптации к педагогической профессии, а иногда может привести и к невозможности выполнять педагогическую деятельность.

Таким образом, можно сказать, что профессиональная компетентность будущих учителей – это не только формирование готовности личности к осуществлению профессиональной деятельности, но и готовность личности, как исходное условие эффективности любой деятельности, в том числе и профессиональной (педагогической).

Человек может обладать необходимыми знаниями, умениями, навыками, учебным и жизненным опытом, ценностным отношением к деятельности, мотивами деятельности, сформированными профессионально-важными качествами для осуществления этой деятельности, но если он не готов к осуществлению этой деятельности психологически, если нет внутренней уверенности, настроенности на выполнение профессиональной деятельности, то мы не можем считать его профессионально компетентным учителем [4].

Актуальность проблемы исследования определяется тем, что процессы модернизации российского образования и его интеграции в мировое образовательное пространство обусловливают повышение требований к профессиональной подготовке учителей общеобразовательной школы, которые должны не просто владеть знаниями и умениями по отдельным направлениям педагогической деятельности, но и обладать высокоразвитыми компетенциями в области преподаваемого предмета, т.е. профессиональными компетенциями.

Компетентность – это интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности. По мнению В.А. Болотова, компетенция выражается в подготовленности, «обособленности» выпускника, в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами; такой формы сочетания знаний, умений и навыков, которая позволяет ставить и достигать цели по преобразованию окружающей среды [2].

Чем более успешная профессиональная деятельность студента ВУЗа, тем выше его конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. Это значит, что студент должен приобрести такие качества, которыми может быть конкурентоспособный на рынке труда. Чтобы такое случилось, необходимо систему профессиональных знаний по специальности использовать в профессиональной деятельности. В учебном образовательном процессе в ВУЗе для студента самым главным является заключительный этап обучения, когда систематизация знаний переведена на студента [1].

Основу профессиональной компетентности студента как будущего учителя, по нашему мнению, составляют: компетентность деятельности, общение и саморазвитие. Компонентами профессиональной деятельности является: знание, умение, навыки, профессиональная позиция, индивидуально-психологические особенности, мотивация к саморазвитию и самосовершенствованию.

Поэтапное формирование профессиональной компетентности студентов педагогического ВУЗа предусматривает комплексный подход к аудиторной и самостоятельной работе.

Мы определяем педагогические условия формирования профессиональных компетенций будущих учителей различными средствами, как систему целесообразно выстроенных обстоятельств, определяющих эффективность исследуемого процесса.

Изучение литературы по теме исследования, позволило нам выявить и сформулировать следующие педагогические условия формирования профессиональных компетенций будущих учителей:

  1. введение в учебный процесс вуза модели формирования профессиональных компетенций будущих учителей средствами различных творческих мероприятий;
  2. актуализация педагогического потенциала различных методов и средств при изучении дисциплин предметной подготовки;
  3. включение различных дополнительных заданий в содержание всех видов практик;
  4. выполнение студентами, курсовых и дипломных работ, включающих разработку творческих проектов с применением различных методик;
  5. участие студентов в конкурсах, фестивалях, выставках, конференциях и других мероприятиях [2].

Таким образом, можно отметить, что в контекстном обучении важным является соответствие методов и форм учебной деятельности студента методам и формам профессиональной деятельности. Контекстное обучение мотивирует студентов к усвоению знаний путем выявления связей между конкретным знанием и его применением. Технологии контекстного обучения в максимальной степени моделируют реальную профессиональную деятельность. Основной единицей содержания контекстного обучения выступает проблемная ситуация в учебно-профессиональной и реальной профессиональной деятельности.

Основываясь на работах В.А. Кальней, С.Е. Шишова для определения сформированности профессиональной компетентности будущих учителей технологии нами был выбран контрольно-проверочный материал, включающий в себя задания для проверки теоретических и практико-ориентированных знаний и задачи для проверки практических умений, проектные задания, а также для замеров отдельных показателей сформированности технологической компетентности будущего учителя применялась следующая методика: контент-анализ сочинений: «Моя будущая профессия». На основе анализа полученных сочинений можно сделать следующие выводы:

  1. У 60% анализируемых студентов прослеживается стремительный настрой на работу учителем в будущем. Они верно выделяют основные качества учителя и стремятся в дальнейшем продолжать повышать профессиональные компетенции в этой сфере.
  2. 15% испытуемых студентов, относятся к профессии учителя так, что не видят в дальнейшем работу в образовательном учреждении по определенным причинам.
  3. 25% исследуемых студентов, а это 5 человек, которые обучаются в педагогическом ВУЗе лишь для того, чтобы получить высшее образование.

В настоящее время всё важное значение имеет профессионализм специалистов, который, в конечном итоге, опирается на их компетентность. Компетентность же в значительной степени определяется не только уровнем качества услуг, но и их вариативностью, разнообразием. Чем в более широкой области компетентностей специалист является мастером, тем выше его квалификация, а значит и востребованность.

В результате проведенного исследования, можно сделать вывод, что формирования профессиональной компетентности будущих учителей, дает возможность успешно развивать компетентность студентов, что в свою очередь, оказывает существенное влияние на повышение качества подготовки выпускников системы высшего профессионального образования.

Текст статьи
  1. Белкин А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / А.С. Белкин. – Челябинск: ОАО «Южно-Уральское кн. изд-во», 2019. - 176 с.
  2. Болотов В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / B. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. - 2018. - №10. - С.51-55.
  3. Горбачева И. В. Проблемы и перспективы технологического образования // Материалы XXIV Международной научно-практической конференции «Современное технологическое образование»/ Под ред. Хотунцева Ю. Л. Москва: МПГУ, 2018 – 270 с.
  4. Катуржевская О. В. Оценка качества сформированности профессиональной компетентности выпускника вуза / О. В. Катуржевская // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - № 2. – 72 с.
  5. Кострова, Ю. С. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность» / Ю. С. Кострова // Молодой ученый. – 2016. – №12. Т.2. – С.102-104.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 15 января по 21 января
Сегодня — последний день приема
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
25 января
Загрузка в eLibrary
25 января
Рассылка печатных экземпляров
02 февраля