Сегодня государственная служба выступает одним из важнейших институтов, развивающих современное государство по отраслям, в том числе: политической, социальной, экономической и т.д. Государственная служба базируется на профессиональной деятельности людей, что позволяет реализовывать основные цели и задачи государственного управления. Именно профессиональная деятельность большого количества людей, задействованных в системе государственной службы, а также ее значимость для социально-экономического развития государства вызывает большой интерес к формированию понятия «государственная служба», а также определению его особенностей.
Понятие «государственная служба» имеет несколько трактовок. В широком смысле «государственная службу» принято рассматривать как деятельность работников, выполняющих служебные обязанности в разных институтах, к ним можно отнести: государственные органы, предприятия, учреждения и организации [1]. В узком смысле «государственная служба» представляет собой выполнение сотрудником определенного перечня обязанностей в конкретном государственном аппарате.
Стоит сделать вывод, что одной из основных целей государственной службы является подбор сотрудников на вакантные места с целью повышения качества жизни населения страны. Этот факт отражает необходимость рассмотрения концепции «служебного права», которая была предложена и рассмотрена в трудах таких авторов, как: И.А. Дякина [2], В.Б. Башурова [3] и других. Данные авторы выражают необходимость создания такой самостоятельной отрасли как служебное право, отражающее отражать особенности государственной службы в комплексе, выделяющее единую точку зрения по данному понятию.
Созданию данной концепции послужило достаточно широкое распространение в законодательстве различных правовых норм, отражающих суть государственной службы. Важно отметить, что широкое и узкое значения «государственной службы», рассмотренные в контексте данной работы, не отражают всю многоаспектность этого понятия. Именно многоаспектность и многогранность исследуемого явления затрудняют унифицировать и сформировать единую терминологию, что подтверждается трудами различных современных авторов. Также существует множество дискуссий, связанных с формированием понятийного аппарата «государственной службы», который установлен современным законодательством. Установленное понятие государственной службы в Федеральном законе от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [4] подвергается критике, связанной, прежде всего с недостаточностью рассмотрения квалифицирующих признаков государственный службы, а также со слишком высоким уровнем конкретизации субъектов обеспечения, исполнения полномочий государственных служащих.
Под государственной службой предлагается понимать «профессиональную компетентную деятельность граждан РФ и иностранных граждан, в случаях предусмотренных законом, по обеспечению за денежное содержание (вознаграждение, довольствие) исполнения полномочий государства и его субъектов, а также государственных органов и их должностных лиц» [5].
Государственная служба может рассматриваться в организационном и правовом аспектах [6]. В организационном смысле государственная служба является частью государственной деятельности и элементом государственного аппарата [7]. С точки зрения права, существование государственной службы обуславливается необходимостью формулирования, введения в действие и практического применения совокупности правовых норм, регламентирующих организацию государственной службы, деятельность и поведение государственных служащих, их правовой статус, в том числе с учетом разновидности государственной службы [8].
Таким образом, рассмотрев теоретические особенности государственной службы, было выделено оптимальное понятие, раскрывающее всю суть данной деятельности - профессиональная компетентная деятельность граждан РФ и иностранных граждан, в случаях, предусмотренных законом, по обеспечению за денежное содержание (вознаграждение, довольствие) исполнения полномочий РФ и ее субъектов, а также государственных органов и их должностных лиц в интересах общества и государства.
Важность государственной службы в системе публичного управления обуславливает необходимость выработки ее четких теоретических основ, формирования качественной, научно-обоснованной методологической платформы, позволяющих в совокупности иметь в государстве профессиональный и компетентный аппарат государственных служащих. Благодаря теоретическим исследованиям и обоснованиям удается разрабатывать многие практические рекомендации, направленные на оптимальное реформирование и дальнейшее совершенствование государственной службы.