Начало широкомасштабному освоению цифровых технологий положил Государственный национальный проект «Цифровая экономика РФ» [2], который выдвигает новые требования к системе профессионального образования, призванной готовить квалифицированные кадры для всех отраслей экономики и социальной сферы.
В целях успешного развития цифровизации профессионального образования в регионах страны реализуется федеральный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации».
Анализ практики работы вузов страны показывает, что цифровые технологии все больше проникают в организации учебно-воспитательного процесса, происходит бурное распространение новой компьютерной техники, программного обеспечения и цифровых технологий.
В этих условиях деятельность ПОО во многом зависит от того, в какой степени преподаватели и студенты успешно владеют цифровыми образовательными технологиями.
Практика показывает, что использование цифровых образовательных технологий приводит к достижению качественно новых образовательных результатов, ускоряет процесс формирования у студентов профессиональных и общекультурных компетенций.
Практика показывает, что «цифровизация профессионального образования способствует успешному применению новых инновационных образовательных технологий, печатных и электронных средств, программного обеспечения.
Основными компонентами цифровых технологий в профессиональном образовании являются: цифровая образовательная среда (ЦОС), цифровые процессы организации учебного процесса, цифровые технологии проверки знаний, навыков, умений, профессиональных и общекультурных компетенций студентов.
Ученые утверждают, что ЦОС ПОО – это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения основных задач учебно-воспитательного процесса.
Для успешного функционирования цифровой электронной образовательной среды в вузах и колледжах и применения в них инновационных технологий, необходимо проводить активную политику занятости населения, а приоритеты занятости населения должны включаться в систему приоритетов регионов и являться одним из факторов, определяющих социально- экономическую политику государства и развитие кадрового потенциала общества [6, с. 35-36].
К инновационным технологиям обучения относятся интерактивные технологии профессионального обучения, например, к онлайн-технологиям профессионального обучения относят технологии, при которых студенты получают весь необходимый материал через сеть Интернет.
Практика показывает, что использование цифровых технологий при подготовке квалифицированных кадров имеет следующие преимущества:
- способствует, повышению качества профессионального образования;
- способствует организации смешанного профессионального обучения;
- позволяет использовать цифровые библиотеки, обеспечивает оперативный доступ преподавателей и студентов к учебной, методической и научной литературе независимо от места нахождения и времени суток;
- преподаватели наряду с традиционными лекциями могут проводить онлайн- курсы, вебинары, дистанционное обучение и их оптимальное сочетание;
- студенты могут пользоваться не только печатными, но и электронными учебниками, учебными и методическими пособиями.
Вместе с тем во многих регионах страны актуализировалась проблема подготовки кадров, владеющих цифровыми технологиями.
Для успешного решения этой важной проблемы программой «Цифровая экономика России» установлены следующие задачи:
- создание условий для подготовки квалифицированных кадров для цифровизации экономики и профессионального образования;
- совершенствование системы профессиональной подготовки кадров и обеспечение отраслей экономики и социальной сферы компетентными кадрами.
Цифровизация профессионального образования поставила перед регионами страны новые вызовы, а ответом на эти вызовы должна быть подготовка квалифицированных рабочих и специалистов по новым профессиям.
Наблюдается возрастание потребности в профессиях и специальностях, связанных с нанотехнологиями, прежде всего, в экономике, машиностроении, сельском хозяйстве, профессиональном образовании, медицине, энергетике, электронике.
Для решения проблем цифровизации образования необходимо:
- Прежде всего, повышать качество подготовки выпускников ПОО, создавать основу для их дальнейшей профессиональной компетентности, применять в учебном процессе цифровые образовательные технологи.
- Повышение ответственности работодателей за подготовку квалифицированных кадров через ПОО и внутрифирменное обучение персонала.
- Создание в ПОО ЦОС, применение в ней электронных технологий и пособий.
- Использование цифровой библиотеки может, обеспечивать оперативный доступ студентов и персонал организаций к учебной и научной литературе независимо от места нахождения и времени суток.
- Требуется постоянный профессиональный рост преподавателей, которые в цифровой образовательной среде могут избавляться от рутины и больше времени уделять творческому труду и проектной деятельности.
- Для формирования у студентов общекультурных, профессиональных компетенций и компетенций в области цифровых образовательных технологий необходимо: преподавателям наряду с традиционными лекциями проводить онлайн- курсы, презентации, вебинары, дистанционное обучение, практические занятия по формированию у студентов соответствующих умений, навыков, компетенций и их оптимальное сочетание. По каждой дисциплине разработать учебно-методический комплекс взаимосвязанных печатных и электронных средств обучения.
- Для совершенствования процесса организации обучения в ПОО с использованием цифровых образовательных технологий необходимо:
- определить потребности в обучении и сформировать бюджет;
- сформировать в ПОО цифровую образовательную среду;
- определить содержания программ, выбор технологий, методов и средств обучения;
- использовать цифровые образовательные технологии;
- использовать учебные объекты с сочетанием текста, видео, звука и анимации;
- обеспечивать доступ студентов к учебной, методической и научной литературе независимо от места нахождения и времени суток;
- представлять учебные объекты с помощью текста, видео, фото, звука и анимации;
- проводить наряду с лекциями онлайн-курсы, презентации, вебинары, дистанционное обучение и их оптимальное сочетание;
- устранять бюрократические нагрузки за счет ее автоматизации;
- снижать различные рутинные нагрузки по контролю выполнения заданий студентам, учащимся и персоналу организаций за счет автоматизации;
- успешно стимулировать и мотивировать студентов в процессе освоения ими учебного материала и выполнения заданий.