Цифровизация профессионального образования

В статье изложены рекомендации по подготовке квалифицированных кадров в условиях цифровизации профессионального образования. Рассмотрены сущность, понятие и функции цифровой электронной образовательной среды (ЦОС), реализация которой позволяет формировать у студентов не только профессиональных и общекультурных компетенций, но и компетенций использования цифровых образовательных технологий. Обосновывается необходимость применения в профессиональных образовательных организациях (ПОО) цифровых образовательных технологий и создание в них электронной образовательной среды, создание цифровой библиотеки, учебных лабораторий, а по техническим профессиям и специальностям – производственных лабораторий и мастерских.

Аннотация статьи
цифровые образовательные технологии
цифровизация профессионального образования
цифровизация экономики
цифровая образовательная среда
Ключевые слова

Начало широкомасштабному освоению цифровых технологий положил Государственный национальный проект «Цифровая экономика РФ» [2], который выдвигает новые требования к системе профессионального образования, призванной готовить квалифицированные кадры для всех отраслей экономики и социальной сферы.

В целях успешного развития цифровизации профессионального образования в регионах страны реализуется федеральный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации».

Анализ практики работы вузов страны показывает, что цифровые технологии все больше проникают в организации учебно-воспитательного процесса, происходит бурное распространение новой компьютерной техники, программного обеспечения и цифровых технологий.

В этих условиях деятельность ПОО во многом зависит от того, в какой степени преподаватели и студенты успешно владеют цифровыми образовательными технологиями.

Практика показывает, что использование цифровых образовательных технологий приводит к достижению качественно новых образовательных результатов, ускоряет процесс формирования у студентов профессиональных и общекультурных компетенций.

Практика показывает, что «цифровизация профессионального образования способствует успешному применению новых инновационных образовательных технологий, печатных и электронных средств, программного обеспечения.

Основными компонентами цифровых технологий в профессиональном образовании являются: цифровая образовательная среда (ЦОС), цифровые процессы организации учебного процесса, цифровые технологии проверки знаний, навыков, умений, профессиональных и общекультурных компетенций студентов.

Ученые утверждают, что ЦОС ПОО – это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения основных задач учебно-воспитательного процесса.

Для успешного функционирования цифровой электронной образовательной среды в вузах и колледжах и применения в них инновационных технологий, необходимо проводить активную политику занятости населения, а приоритеты занятости населения должны включаться в систему приоритетов регионов и являться одним из факторов, определяющих социально- экономическую политику государства и развитие кадрового потенциала общества [6, с. 35-36].

К инновационным технологиям обучения относятся интерактивные технологии профессионального обучения, например, к онлайн-технологиям профессионального обучения относят технологии, при которых студенты получают весь необходимый материал через сеть Интернет.

Практика показывает, что использование цифровых технологий при подготовке квалифицированных кадров имеет следующие преимущества:

  • способствует, повышению качества профессионального образования;
  • способствует организации смешанного профессионального обучения;
  • позволяет использовать цифровые библиотеки, обеспечивает оперативный доступ преподавателей и студентов к учебной, методической и научной литературе независимо от места нахождения и времени суток;
  • преподаватели наряду с традиционными лекциями могут проводить онлайн- курсы, вебинары, дистанционное обучение и их оптимальное сочетание;
  • студенты могут пользоваться не только печатными, но и электронными учебниками, учебными и методическими пособиями.

Вместе с тем во многих регионах страны актуализировалась проблема подготовки кадров, владеющих цифровыми технологиями.

Для успешного решения этой важной проблемы программой «Цифровая экономика России» установлены следующие задачи: 

  • создание условий для подготовки квалифицированных кадров для цифровизации экономики и профессионального образования;
  • совершенствование системы профессиональной подготовки кадров и обеспечение отраслей экономики и социальной сферы компетентными кадрами.

Цифровизация профессионального образования поставила перед регионами страны новые вызовы, а ответом на эти вызовы должна быть подготовка квалифицированных рабочих и специалистов по новым профессиям.

Наблюдается возрастание потребности в профессиях и специальностях, связанных с нанотехнологиями, прежде всего, в экономике, машиностроении, сельском хозяйстве, профессиональном образовании, медицине, энергетике, электронике.

Для решения проблем цифровизации образования необходимо:

  1. Прежде всего, повышать качество подготовки выпускников ПОО, создавать основу для их дальнейшей профессиональной компетентности, применять в учебном процессе цифровые образовательные технологи.
  2. Повышение ответственности работодателей за подготовку квалифицированных кадров через ПОО и внутрифирменное обучение персонала.
  3. Создание в ПОО ЦОС, применение в ней электронных технологий и пособий.
  4. Использование цифровой библиотеки может, обеспечивать оперативный доступ студентов и персонал организаций к учебной и научной литературе независимо от места нахождения и времени суток.
  5. Требуется постоянный профессиональный рост преподавателей, которые в цифровой образовательной среде могут избавляться от рутины и больше времени уделять творческому труду и проектной деятельности.
  6. Для формирования у студентов общекультурных, профессиональных компетенций и компетенций в области цифровых образовательных технологий необходимо: преподавателям наряду с традиционными лекциями проводить онлайн- курсы, презентации, вебинары, дистанционное обучение, практические занятия по формированию у студентов соответствующих умений, навыков, компетенций и их оптимальное сочетание. По каждой дисциплине разработать учебно-методический комплекс взаимосвязанных печатных и электронных средств обучения.
  7. Для совершенствования процесса организации обучения в ПОО с использованием цифровых образовательных технологий необходимо:
  • определить потребности в обучении и сформировать бюджет;
  • сформировать в ПОО цифровую образовательную среду;
  • определить содержания программ, выбор технологий, методов и средств обучения;
  • использовать цифровые образовательные технологии;
  • использовать учебные объекты с сочетанием текста, видео, звука и анимации;
  • обеспечивать доступ студентов к учебной, методической и научной литературе независимо от места нахождения и времени суток;
  • представлять учебные объекты с помощью текста, видео, фото, звука и анимации;
  • проводить наряду с лекциями онлайн-курсы, презентации, вебинары, дистанционное обучение и их оптимальное сочетание;
  • устранять бюрократические нагрузки за счет ее автоматизации;
  • снижать различные рутинные нагрузки по контролю выполнения заданий студентам, учащимся и персоналу организаций за счет автоматизации;
  • успешно стимулировать и мотивировать студентов в процессе освоения ими учебного материала и выполнения заданий.
Текст статьи
  1. Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы. docs.cntd.ru/document/420397755
  2. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р «Об утверждении программы Цифровая экономика Российской Федерации». base.garant.ru/71734878
  3. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы». consultant. ru /document/cons_doc_
  4. The Global Competitiveness Report 2018. Geneva, Switzerland, 657 p
  5. Zemsky, R., Shaman, S., & Shapiro, D.: Higher Education as Competitive Enterprise: When Markets Matter. San Francisco: Jossey-Bass, 2002.
  6. Кязимов К.Г. Рынок труда и занятость населения. Учебник, М., Перспектива, 2017, 540 с.
Список литературы