Автор(-ы):
Заруцкова Виктория Михайловна
Секция
Образование, педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье изложены рекомендации по подготовке квалифицированных кадров в условиях цифровизации профессионального образования. Рассмотрены сущность, понятие и функции цифровой электронной образовательной среды (ЦОС), реализация которой позволяет формировать у студентов не только профессиональных и общекультурных компетенций, но и компетенций использования цифровых образовательных технологий. Обосновывается необходимость применения в профессиональных образовательных организациях (ПОО) цифровых образовательных технологий и создание в них электронной образовательной среды, создание цифровой библиотеки, учебных лабораторий, а по техническим профессиям и специальностям – производственных лабораторий и мастерских.
Текст статьи
Начало широкомасштабному освоению цифровых технологий положил Государственный национальный проект «Цифровая экономика РФ» [2], который выдвигает новые требования к системе профессионального образования, призванной готовить квалифицированные кадры для всех отраслей экономики и социальной сферы.
В целях успешного развития цифровизации профессионального образования в регионах страны реализуется федеральный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации».
Анализ практики работы вузов страны показывает, что цифровые технологии все больше проникают в организации учебно-воспитательного процесса, происходит бурное распространение новой компьютерной техники, программного обеспечения и цифровых технологий.
В этих условиях деятельность ПОО во многом зависит от того, в какой степени преподаватели и студенты успешно владеют цифровыми образовательными технологиями.
Практика показывает, что использование цифровых образовательных технологий приводит к достижению качественно новых образовательных результатов, ускоряет процесс формирования у студентов профессиональных и общекультурных компетенций.
Практика показывает, что «цифровизация профессионального образования способствует успешному применению новых инновационных образовательных технологий, печатных и электронных средств, программного обеспечения.
Основными компонентами цифровых технологий в профессиональном образовании являются: цифровая образовательная среда (ЦОС), цифровые процессы организации учебного процесса, цифровые технологии проверки знаний, навыков, умений, профессиональных и общекультурных компетенций студентов.
Ученые утверждают, что ЦОС ПОО – это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения основных задач учебно-воспитательного процесса.
Для успешного функционирования цифровой электронной образовательной среды в вузах и колледжах и применения в них инновационных технологий, необходимо проводить активную политику занятости населения, а приоритеты занятости населения должны включаться в систему приоритетов регионов и являться одним из факторов, определяющих социально- экономическую политику государства и развитие кадрового потенциала общества [6, с. 35-36].
К инновационным технологиям обучения относятся интерактивные технологии профессионального обучения, например, к онлайн-технологиям профессионального обучения относят технологии, при которых студенты получают весь необходимый материал через сеть Интернет.
Практика показывает, что использование цифровых технологий при подготовке квалифицированных кадров имеет следующие преимущества:
Вместе с тем во многих регионах страны актуализировалась проблема подготовки кадров, владеющих цифровыми технологиями.
Для успешного решения этой важной проблемы программой «Цифровая экономика России» установлены следующие задачи:
Цифровизация профессионального образования поставила перед регионами страны новые вызовы, а ответом на эти вызовы должна быть подготовка квалифицированных рабочих и специалистов по новым профессиям.
Наблюдается возрастание потребности в профессиях и специальностях, связанных с нанотехнологиями, прежде всего, в экономике, машиностроении, сельском хозяйстве, профессиональном образовании, медицине, энергетике, электронике.
Для решения проблем цифровизации образования необходимо:
Список литературы
Поделиться
Заруцкова В. М. Цифровизация профессионального образования // Актуальные исследования. 2022. №2 (81). С. 62-64. URL: https://apni.ru/article/3534-tsifrovizatsiya-professionalnogo-obrazovaniya