Влияние религии на воспитание воинов в арабских странах

В статье авторами рассматриваются особенности ислама, как основной мировой религии, его исторические основы, направления и сущность, влияющие на формирование личности воина; раскрыты некоторые основные факторы, влияющие на военнослужащих и способствующие расширению и распространению влияния нетрадиционных религий; перечислены причины распространения деструктивных религиозных течений в рядах вооружённых сил Арабских государств.

Аннотация статьи
деструктивные религиозные культы
религиозное воспитание
нетрадиционные религии
покорность
шииты
мечеть
джихад
ислам
религия
суниты
причины религиозной экспансии
идеологический фактор
Ключевые слова

Говоря о влиянии религии на воспитание воина в арабских странах, необходимо рассмотреть некоторые исторические основы ислама, как доминирующей религии арабского мира. Ислам относится к крупнейшим культурно-созидательным и государственно-образующим мировым религиям, является самой молодой, второй после христианства мировой монотеистической религией. Число сторонников составляет около 23% всего населения мира, проживающих более чем в 120 странах мира, а в 28 – является основным вероисповеданием. Согласно демографическому прогнозу, численность мусульман к 2030 году достигнет около 2,2 млдр. человек [4].

Ислам в переводе с арабского языка означает «Покорность», «Предание себя Богу». Религия основывается на строгом единобожии («таухад»), а также особое значение в ней уделяется понятию «джихад» (старание, усердие, приложение каких-либо усилий, усердие на пути Аллаха). Основными догмами являются: Поклонение единому Богу – Всемогущему Аллаху и почитание пророка Мухаммеда Посланника Аллаха, символ Ислама – полумесяц со звездой. Слово «Аллах» с арабского языка означает «единого и Единственного Бога, творца мира и господина Судного дня». Выражение «Аллахуакбар» широко используется мусульманами, как форма прославления и возвеличивания Бога. Особенностью данной конфессии является также то, то ей не свойственно разделение сферы жизни на светскую и религиозную части, что привело к появлению шариата (закона, который основан на интерпретации положений Корана и сунны и содержит религиозные установления, правовые нормы, нравственные и бытовые предписания).

К основным направлениям ислама относится суннизм и шиизм. Каждое течение ислама имеет свои школы («мазхабы»). Язык богослужения – арабский, здание для коллективных молитв – мечеть, приверженцев религии называют мусульманами. Руководство религиозной жизни мусульман в конкретном регионе (государстве) осуществляется наиболее авторитетными лидерами [2].

Проанализировав основы религии и ее влияние на воспитание воинов, можно сказать, что основной организующей силой для решения проблемы положительного влияния религии на военнослужащих арабских стран являются исторические особенности их государств и общества. Деятельность государства не рассматривается как попытка ограничить свободу совести своих граждан, ответственная политика строится на «профилактике и на упреждении» (упреждающая политика не останавливается перед решительным вмешательством с целью регулирования). Государство пытается пресекать противозаконную деятельность при помощи религиозных объединений и традиционных религий, интернет-пространства, СМИ и т. д., устраняет социально-экономические и политические условия, способствующие активизации деятельности террористических организаций, распространяющих радикальный ислам и иные экстремистские идеи, идеалы.

Каковы же основные факторы, влияющие на военнослужащих и способствующие расширению и распространению влияния нетрадиционных религий:

  1. Ценностные несоответствия. В моменты потрясений у человека возникают противоречия с окружающей средой. Нетрадиционные религии дистанцируются от общепринятых правил общества, в том числе нравственных правил и установок, а в взамен устанавливаются свои правила, а правила нравственности и морали считают архаичными.
  2. Неудовлетворительный первоначальный опыт общения с традиционной религией. Часто военнослужащий до прихода в нетрадиционную религиозную организацию уже был членом какой-либо традиционной религии, но по какой-то причине разочаровался или разуверился в вероучении.
  3. Отсутствие или недолжное нравственное, или религиозное воспитание в семье, т.к. первоначальные нравственные правила жизни и социального взаимодействия человек получает в семье, через представителей старшего поколения, через религиозное воспитание.
  4. Недостаток общения. Именно недостаток общения приводит человека в ряды нетрадиционных религий, именно среди членов религиозной секты, движения, общины он всегда находится в центре внимания.

Согласно мнениям современных ученых, общими чертами деструктивных религиозных культов являются: претензии на «харизматическое» лидерство, на истину в «последней инстанции», полная нетерпимость (снисходительность, пренебрежительное отношение) к традиционным религиям и национально-духовным ценностям, внешняя «благопристойность».

Среди лидеров или в руководстве многих современных террористических организаций есть бывшие военные психологи, которые в своё время занимались разработкой психологических приёмов ведения войны и прекрасно освоили техники воздействия на человеческое сознание.

Полевые командиры, ведущие боевые действия против ИГИЛ в Сирии, также отмечают, что идеологический фактор мешает мобилизации сил против этой группировки, т.к. военнослужащие-мусульмане зачастую отказываются воевать против нее по религиозным причинам, даже если сами они не хотят вступать в эту группировку [3].

Причиной распространения деструктивных религиозных течений в рядах вооружённых сил Арабских государств и увлечения ими молодёжи являются социально-экономические, социально-психологические, политические причины (отсутствие работы, возможности саморазвития, потеря жизненных ценностных, ориентиры близких людей и т.д.).

Специалисты по вопросам социальной безопасности отмечают, что «успеху» в религиозной экспансии способствуют три основные причины [5]:

  • протекционизм некоторых представителей политической власти;
  • малый потенциал местных представителей религиозных конфессий против натиска хорошо финансируемых из-за рубежа нетрадиционных религиозных движений;
  • духовная дезорганизация, характерная для многих военнослужащих.

Принимая во внимание, что современная религиозная ситуация достаточно сложна, молодому воину с незрелыми мировоззренческими взглядами сложно разобраться в многообразии новых религиозных течений.

Необходимо отметить, что молодое пополнение вооружённых сил можно отнести к наиболее уязвимой социальной среде. Отсутствие ответственности за семью, невозможность реализовать свой потенциал, проявить себя в социально значимых нормах поведения и т.п. вынуждают некоторых выбирать оппозиционную деятельность, формой которой является уход в нетрадиционные религии. Именно снижение уровня общей культуры и духовности граждан является возникновение интереса к различного рода религиозным общинам и сектам.

В настоящее время радикальный ислам стал серьёзным и опаснейшим фактором мировой политики. Жертвами фундаменталистов становятся значительное число как арабо-мусульманских, так и западных стран, экстремистские структуры захватывают обширные территории государств, выводя их из правового поля международных правовых норм.

Фундаменталистские структуры постоянно совершенствуют методы и тактику своей деятельности, что существенно затрудняет противодействие им. Стремительное развитие коммуникации, информационных технологий позволяет радикальным исламистам успешно координировать свои действия в различных регионах мира и выступать одним фронтом, преподнося широким массам свою деятельность как борьбу между «правдой и ложью», «Всевышним и дьяволом», «светом и тьмой». Новые коммуникации привели к беспрецедентной восприимчивости и эмоциональному потенциалу национализма, социального радикализма и «религиозного фундаментализма».

Раньше исламизм не мог использовать всю мощь военных знаний, инноваций и современного оружия, так как уровень культуры и грамотности мусульман, в том числе молодых и наиболее боеспособных не был высок. В настоящее время всё изменилось: вырос уровень технической грамотности подготовки исламских идеологов, значительно увеличилась доля имеющих боевой опыт и социально не востребованных молодых мусульман.

В эпоху глобализации радикальный исламизм становится серьёзным вызовом. В последнее десятилетие в различных регионах мира возникают консервативные религиозные движения разной идеологической направленности как ответ на глобализацию и ее негативные последствия. Современные коммуникационные системы создают парадокс: с одной стороны, предоставляют механизм для глобализации ислама, а с другой подвергают ислам риску «тиражирования» его радикальной «версии».

Развитие средств коммуникации предоставили радикалам возможность получить известность, приобрести огромную аудиторию информационных потребителей, манипулировать их эмоциями, выдвигать перед ними свои условия, достигать необходимый политический резонанс. Большую часть своей войны радикальные исламистские организации ведут через СМИ, террор насаждает всеобщее смятение, страх перед непредсказуемостью новых нападений. С каждой новой акцией общественное мнение всё более пессимистически оценивает возможности противодействовать террористическому подполью.

В последнее время активно набирает политический вес организация «Исламское государство» (ИГ), боевики которой практикуют массовые казни людей, не разделяющих их идеологию, разрушают древнейшие памятники архитектуры. Никогда ранее исламистская группировка не обладала сопоставимыми с ИГ финансовыми ресурсами, количеством боевиков, современным оружием и не захватывала столь обширные территории. При этом главная опасность этой группировки в привлекательности для многих мусульман идеи Халифата, воспринимаемой ими как воплощение мечты о «справедливом государстве», как альтернатива авторитарным и коррупционным правительствам Ближнего Востока и Северной Африки [5].

Роль религии в воспитании военнослужащих Арабских государств, на наш взгляд, необходимо считать исходной и определяющей, такой же важной, как и боевая подготовка. Ислам, являясь основной мировой религией, особое внимание в воспитании мужчин уделяет формированию у них силы духа борца, защитника своей земли и близких, что является одной из главнейших обязанностей воина перед Аллахом, делом достойным и благородным для настоящего мужчины.

Текст статьи
  1. Добаев И.П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. – Ростов/н/Д: СКНЦ ВШ, 2003.
  2. Ислам и политика. – М.: Крафт, 2002.
  3. Мельков С.А. Ислам и война // Религия и право. – 2000. – № 2. – С. 18-19.
  4. Рябов М. Ислам как социальный феномен // Религия и право. – 2000. - № 1. – С. 14-16.
  5. Яхья Харун. Ислам проклинает террор. – Астана: Классик-М, 2002.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 15 января по 21 января
Сегодня — последний день приема
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
25 января
Загрузка в eLibrary
25 января
Рассылка печатных экземпляров
02 февраля