Личность будущего среднего медицинского работника в процессе формирования

В статье нами рассмотрены и обобщены литературные данные и результаты собственных исследований о роли основания для возникновения потребности в различных видах компетенции как элемента подготовки специалистов медицинских специальностей к профессиональной деятельности в рамках повышения качества процесса образования в соответствии с современными тенденциями развития отечественного образования.

Аннотация статьи
образование
колледж
компетенции
исследование
развитие
самообучение
Ключевые слова

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, одним из приоритетов государственной политики в настоящее время является сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи. Как отмечено в национальном проекте Российской Федерации «Здравоохранение» развития системы здравоохранения до 2024 года, эффективное функционирование системы здравоохранения определяется наличием достаточного количества подготовленных средних медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением Российской Федерации. Эффективное развитие системы здравоохранения в значительной степени зависит от состояния профессионального уровня и качества подготовки среднего медицинского персонала, как самой объемной составляющей кадрового ресурса здравоохранения [1].

Педагогические коллективы медицинских колледжей работают над единой научно-методической проблемой: «Здоровьесберегающих образовательных технологий для повышения качества подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов среднего медицинского звена с учетом интересов личности и ориентации на современный рынок труда».

Модернизация системы среднего медицинского образования предусматривает компетентностный подход в подготовке высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов среднего медицинского звена. Это позволяет привести в соответствие содержание, педагогические технологии среднего медицинского образования и потребности рынка труда в современных высококвалифицированных (компетентных) специалистах [2].

Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенных знаний, а способность специалиста среднего медицинского звена действовать в различных проблемных ситуациях. Он требует от преподавателей медицинских колледжей четко сформулированных компетенций, которые позволяют педагогу целенаправленно самоопределяться в здоровьесберегающих технологиях, а студенту осознанно подходить к своему обучению, что повышает качество ожидаемого результата в профессиональной деятельности будущего специалиста [3].

В ходе обучения активный, мотивированный студент ставит перед собой задачу развития компетенций, сформулированных в сотрудничестве с преподавателем. Таким образом, обучающемуся не навязывают сверху систему современных здоровьесберегающих технологий, а уже в учебном процессе он является активным носителем того социально-психологического аспекта профессионального опыта, который в дальнейшем будет приобретен в самостоятельной деятельности.

Аутокомпетентность, а точнее психолого-педагогический подход к развитию данной компетентности, позволяет будущему специалисту иметь адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и самостоятельно овладевать новыми современными технологиями преодоления профессиональных деструкций. На развитие данной компетентности направлены следующие очень важные компетенции:

  • готовность самостоятельно находить проблемы в личностно-профессиональной сфере;
  • способность снизить риск совершения профессиональных ошибок, которые связаны с жизнью будущего пациента;
  • способность создавать проекты самокоррекции и др.

Комплекс следующих компетенций позволяет целенаправленно развивать социально-правовую компетентность будущего специалиста:

  • готовность проектировать профессиональное пространство на основе предупреждения конфликтов;
  • владение техниками разрешения конфликтов в медицинском учреждении;
  • владение техниками сообщения пациенту информации о диагнозе;
  • готовность формировать саногенный образ мыслей как у себя, так и у пациентов (при обучении);
  • возможность предупреждать стресс-факторы, влияющие на уровень самоменеджмента.

В современных условиях функционирования общества очень важно развивать у будущего специалиста среднего медицинского звена экстремальную профессиональную компетентность (способность действовать во внезапно усложнившихся условиях). И на развитие данной компетентности направлены также конкретные компетенции, например, готовность самостоятельно выявлять стресс-факторы в деятельности; исследовать стресс - фактор как социальное явление; проектировать диалоговое пространство с коллегами, пациентами в профилактике стрессоров. Профессиональная компетентность включает систему знаний, умений и навыков, способностей, позволяющих специалисту среднего медицинского звена квалифицированно судить о вопросах сферы профессиональной деятельности, а также качества личности, дающие ему возможность успешно решать определенных класс профессиональных задач [4].

Наряду с профессиональной компетентностью в подготовке специалистов целесообразно выделить ключевые компетентности:

  1. Когнитивная (познавательная) компетентность: способность самостоятельно учиться работать с учебной и научной литературой, выделять главное в тексте, составлять план и конспект по прочитанному тексту, оформлять доклады, рефераты, использовать цитаты, написать рецензию, составлять библиографию и т.д.; способности и стремления к поиску информации для учебных и учебно-исследовательских целей.
  2. Социально-психологическая компетентность: выполнение таких действий, как работа в команде (группе), установление нормальных взаимоотношений с людьми, сотрудничество с ними, познание самого себя, изучение индивидуально-психологических особенностей другого человека; понимание психологического состояния собеседника и адекватная реакция на него; при необходимости решение конфликтных ситуаций, изучение и оценка групповых норм поведения, ценностей и отношений; способность к критике и самокритике.
  3. Социально-организационная (управленческая) компетентность: способности подготавливать и принимать организационные решения, определять цели организации (подразделения), планировать и организовывать работу группы, проверять исполнение, стимулировать работу сотрудников; персональная ответственность; способность к совместной работе ради достижения цели; способность эффективно работать в качестве подчиненного; способность к самоконтролю.
  4. Информационно-компьютерная компетентность: способность получать, систематизировать, использовать, анализировать, оценивать и передавать информацию в различных формах; умение работать с файлами, умение интерпретировать и обобщать информацию, использовать Интернет и т. д.
  5. Креативная компетентность: способность к творческому мышлению, к анализу, синтезу и комбинированию; способность к переносу опыта; способность ставить и решать нестандартные задачи (проблемы); способность предвидения; способность вести учебно-исследовательскую работу; изобретательность.
  6. Коммуникативная компетентность: внимательность и интерес к людям; способность адекватно воспринимать устную речь; владение монологической и диалогической речью с соблюдением принятых этических норм общения; способность вести с людьми деловое и неформальное общение; умение изучать и учитывать в коммуникации социально-психологические особенности людей; умение слушать, умение подготовить и провести деловую беседу, переговоры, совещания и дискуссии, деловые письма и т. д.
  7. Компетентность в здоровьесбережении: умение реализовывать идеи здорового образа жизни на практике; культура здоровья; ответственность за свое здоровье и здоровье других людей; способности к физическому развитию с помощью различных упражнений; способность к психологическому саморегулированию; способности к духовно-нравственному развитию; умение гармонично развиваться физически, психологически и духовно; свобода от зависимостей (алкоголизма, наркомании, курения, попадания в деструктивные секты и т. д.).

Воспитание и развитие личности студента предполагает решение таких задач, как:

  • формирование гуманистического мировоззрения, общечеловеческих норм морали, культуры поведения; нравственное воспитание студентов;
  • воспитание патриотизма, активной гражданской позиции, правовой и экологической культуры;
  • трудовое воспитание студентов, формирование и развитие интереса к профессии, подготовка к профессиональной деятельности;
  • выявление и развитие творческого потенциала личности, приобщение к системе культурных ценностей общества; эстетическое воспитание студентов;
  • совершенствование физического состояния студентов, привитие потребностей в здоровом образе жизни.

Формирование культуры здоровья будущих работников среднего медицинского звена невозможно без использования здоровьесберегающих технологий обучения. Преподаватели нашего колледжа используют следующие методы и формы обучения, такие как:

  1. интеграция знаний из различных отраслей психологии и медицины;
  2. метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.);
  3. активные методы (обучающийся в роли преподавателя, обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, обучающийся как исследователь);
  4. методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).

Данные формы обучения способствуют активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектах действия по их получению и созиданию. Развитие сильной, творческой личности обеспечит высокую степень адаптации к возникающим проблемам, гармонию ее интересов и возможностей, а также достижение успеха [6].

Здоровьесберегающая педагогика базируется на следующих позициях:

  • Организация личностно ориентированного обучения с учетом индивидуальных, психологических и социальных возможностей.
  • Диагностика уровня индивидуального здоровья с учетом психосоматических, конституционных особенностей личности.
  • Организация системы коррекционных и реабилитационных мероприятий и создание комфортных условий для студентов группы риска.
  • Выбор оптимальных педагогических технологий, учебных программ, методических подходов с учетом возраста, психики, религии, социальной и экологической среды.
  • Обучение методам самодиагностики, самооценки, самоконтроля, самокоррекции.

Внедрение которых способствует: улучшению физического развития и уровня здоровья обучающихся; снижению заболеваемости острыми вирусными инфекциями.

Проводимый весь здоровьесберегающий комплекс мероприятий позволяет добиться определенных результатов в улучшении здоровья и успешности обучающихся и как следствие – повышение качества подготовки будущих специалистов среднего медицинского звена, компетентных в сфере здоровьесбережения, что является залогом их успешной профессиональной карьеры.

Таким образом, компетентность студента как будущего специалиста в той или иной области формируется и развивается в процессе решения системы учебных и исследовательских задач на основе имеющихся знаний, умений и способностей (прежнего опыта). Среднее медицинское образование становится более осмысленным и практически значимым. Студенты из пассивных слушателей и исполнителей указаний преподавателя превращаются в активные субъекты поисковой деятельности, направленной на решение различных проблем. Совместная деятельность студентов способствует формированию и развитию личностных качеств, необходимых современному специалисту [5].

Компетентностный подход не отрицает другие подходы к организации образовательного процесса (проблемный, деятельностный, личностно ориентированный и др.), а органически интегрирует и развивает их с целью дальнейшего улучшения качества среднего медицинского образования.

Текст статьи
  1. Адриенко А.В. Профессиональная педагогика: учебное пособие. - Красноярск: СибГТУ, 2009. - 168с.
  2. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации / Под редакцией академика РАМН, проф. Н.Д. Ющука - М.: ГОУ ВУНМЦ, 2015. - 336с.
  3. Парфенова Т.М., Момот Т.Г., Шарайкина Е.Ю., Степанова С.И. Педагогические условия эффективного формирования образа будущего работника среднего звена на основе комплексного подхода при обучении в медицинском техникуме. // Сборник научно-методических статей преподавателей Красноярского медицинского техникума. – Красноярск, 2012. С. 79-83.
  4. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. - М.: Мастерство, 2021. – 272с.
  5. Филимонов О.А., Портнова М.О. Организация самостоятельной работы студентов медицинских колледжей. // Сборник научных трудов (по материалам Международной научно-практической конференции) «Приоритетные направления исследований в рамках естественных и технических наук в XXI веке». – Белгород, 2018. С. 107-110.
  6. Шарипов Ф.В. Компетентностный подход к образовательному процессу // Приложение к журналу Среднее профессиональное образование. - 2018. - №12. - С. 8-16.
Список литературы