Автор(-ы):
Филимонов Олег Александрович
Сложеницына Полина Сергеевна
Секция
Медицинские науки
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье нами рассмотрены и обобщены литературные данные и результаты собственных исследований о роли основания для возникновения потребности в различных видах компетенции как элемента подготовки специалистов медицинских специальностей к профессиональной деятельности в рамках повышения качества процесса образования в соответствии с современными тенденциями развития отечественного образования.
Текст статьи
В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, одним из приоритетов государственной политики в настоящее время является сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи. Как отмечено в национальном проекте Российской Федерации «Здравоохранение» развития системы здравоохранения до 2024 года, эффективное функционирование системы здравоохранения определяется наличием достаточного количества подготовленных средних медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением Российской Федерации. Эффективное развитие системы здравоохранения в значительной степени зависит от состояния профессионального уровня и качества подготовки среднего медицинского персонала, как самой объемной составляющей кадрового ресурса здравоохранения [1].
Педагогические коллективы медицинских колледжей работают над единой научно-методической проблемой: «Здоровьесберегающих образовательных технологий для повышения качества подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов среднего медицинского звена с учетом интересов личности и ориентации на современный рынок труда».
Модернизация системы среднего медицинского образования предусматривает компетентностный подход в подготовке высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов среднего медицинского звена. Это позволяет привести в соответствие содержание, педагогические технологии среднего медицинского образования и потребности рынка труда в современных высококвалифицированных (компетентных) специалистах [2].
Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенных знаний, а способность специалиста среднего медицинского звена действовать в различных проблемных ситуациях. Он требует от преподавателей медицинских колледжей четко сформулированных компетенций, которые позволяют педагогу целенаправленно самоопределяться в здоровьесберегающих технологиях, а студенту осознанно подходить к своему обучению, что повышает качество ожидаемого результата в профессиональной деятельности будущего специалиста [3].
В ходе обучения активный, мотивированный студент ставит перед собой задачу развития компетенций, сформулированных в сотрудничестве с преподавателем. Таким образом, обучающемуся не навязывают сверху систему современных здоровьесберегающих технологий, а уже в учебном процессе он является активным носителем того социально-психологического аспекта профессионального опыта, который в дальнейшем будет приобретен в самостоятельной деятельности.
Аутокомпетентность, а точнее психолого-педагогический подход к развитию данной компетентности, позволяет будущему специалисту иметь адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и самостоятельно овладевать новыми современными технологиями преодоления профессиональных деструкций. На развитие данной компетентности направлены следующие очень важные компетенции:
Комплекс следующих компетенций позволяет целенаправленно развивать социально-правовую компетентность будущего специалиста:
В современных условиях функционирования общества очень важно развивать у будущего специалиста среднего медицинского звена экстремальную профессиональную компетентность (способность действовать во внезапно усложнившихся условиях). И на развитие данной компетентности направлены также конкретные компетенции, например, готовность самостоятельно выявлять стресс-факторы в деятельности; исследовать стресс - фактор как социальное явление; проектировать диалоговое пространство с коллегами, пациентами в профилактике стрессоров. Профессиональная компетентность включает систему знаний, умений и навыков, способностей, позволяющих специалисту среднего медицинского звена квалифицированно судить о вопросах сферы профессиональной деятельности, а также качества личности, дающие ему возможность успешно решать определенных класс профессиональных задач [4].
Наряду с профессиональной компетентностью в подготовке специалистов целесообразно выделить ключевые компетентности:
Воспитание и развитие личности студента предполагает решение таких задач, как:
Формирование культуры здоровья будущих работников среднего медицинского звена невозможно без использования здоровьесберегающих технологий обучения. Преподаватели нашего колледжа используют следующие методы и формы обучения, такие как:
Данные формы обучения способствуют активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектах действия по их получению и созиданию. Развитие сильной, творческой личности обеспечит высокую степень адаптации к возникающим проблемам, гармонию ее интересов и возможностей, а также достижение успеха [6].
Здоровьесберегающая педагогика базируется на следующих позициях:
Внедрение которых способствует: улучшению физического развития и уровня здоровья обучающихся; снижению заболеваемости острыми вирусными инфекциями.
Проводимый весь здоровьесберегающий комплекс мероприятий позволяет добиться определенных результатов в улучшении здоровья и успешности обучающихся и как следствие – повышение качества подготовки будущих специалистов среднего медицинского звена, компетентных в сфере здоровьесбережения, что является залогом их успешной профессиональной карьеры.
Таким образом, компетентность студента как будущего специалиста в той или иной области формируется и развивается в процессе решения системы учебных и исследовательских задач на основе имеющихся знаний, умений и способностей (прежнего опыта). Среднее медицинское образование становится более осмысленным и практически значимым. Студенты из пассивных слушателей и исполнителей указаний преподавателя превращаются в активные субъекты поисковой деятельности, направленной на решение различных проблем. Совместная деятельность студентов способствует формированию и развитию личностных качеств, необходимых современному специалисту [5].
Компетентностный подход не отрицает другие подходы к организации образовательного процесса (проблемный, деятельностный, личностно ориентированный и др.), а органически интегрирует и развивает их с целью дальнейшего улучшения качества среднего медицинского образования.
Список литературы
Поделиться
Филимонов О. А., Сложеницына П. С. Личность будущего среднего медицинского работника в процессе формирования // Инновационные результаты современных научных исследований : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 января 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 21-26. URL: https://apni.ru/article/3541-lichnost-budushchego-srednego-meditsinskogo