Социологический анализ влияния массовой культуры на сознание людей

В статье рассматриваются основные вопросы влияния массовой культуры на сознание людей в настоящее время. Поднимаются основные теоретико-методологические трудности определения влияния массовой культуры на сознание людей.

Аннотация статьи
социум
социологический анализ
массовая культура
Ключевые слова

В настоящее время вопрос колоссального влияния массовой культуры на сознание людей не вызывает сомнений. Массовая культура влияет на все слои населения и на все возрастные группы. Особое влияние оказывается на подростков и подрастающее поколение, что приводит к определенным социальным девиациям в обществе.

Формирование общества потребления, а именно массовое производство однотипных товаров, урбанизация, кардинальный сдвиг соотношений элитарного и массового в искусстве привели к новому типу социальности. Все становится вульгарными, массовым и вседозволенным. По итогу человек становится в своих желаниях и потребностях схож с другими индивидами, до идеальной копии: «семью заводить нет необходимости», «нужно жить для себя», «сначала карьера, потом все остальное». Такие лозунги «нормального» социального бытия индивидуализируют человека до той степени, что в своей индивидуальности он похож на другого, подобного ему, а тот подобен сотни схожих. Данную цепочку можно продолжать достаточно долго. Еще Ницше, Шпенглер отмечали опасность потери своего Я, саморазрушение человека и его личности.

Возникает вопрос методологии анализа вышеприведенных факторов, учитывая, что все вышеперечисленное является прямым подтверждением эпохи постмодерна, то единой методологией решить сложившиеся вопросы не представляется возможным, поэтому придется составить мультипарадигмальный подход для данного анализа и дальнейшего предметного разговора на данную тему. К данному вопросу следует подойти с точки зрения аналитического метода для исследования роли каждого элемента, которые составляют массовую культуру, дальше необходимо с точки зрения структурного функционализма выделить основные структурные единицы, которые относительно условно могут составлять явление массовой культуры как социального конструкта. Ну а системный подход, как социологическая классика позволит рассмотреть массовую культуру в ее единстве и влиянии на сознание людей, на социум в целом.

Речь пойдет не только о низкосортной потребительской культуре телевидения или интернета, а и об образе жизни, языке, способе духовного проявления личности в этом пространственно-временном континиуме. Также о проблеме отсутствия всякой духовности в широком смысле этого слова в массовых видах искусства и культуры. Об эстетической ценности и говорить не приходится. Нет смысла наполнять культурный продукт значениями и смыслами, когда потребителю просто это не нужно. Нужно максимально отключить голову и отрешиться от всех проблем, что окружают, а в идеале с определенным видом алкоголя, как в лучших соответствующих фильмах. В целом, подобные навязанные примеры образа жизни встречаются на каждом акте нашего социального действия, просто обыватель, как правило не обращает должного внимания на сложившиеся картины мира, которые его окружают.

В 20м веке всем становится понятно, что массовая культура или индустрия досуга становится самым прибыльным бизнесом. И нет ему конкурентов [3]. Причина этому появление большого количества свободного времени и простого, работающего населения. 8 часовой рабочий день не выматывал так человека и остается время на развлечения и досуг, проще говоря необходимо убивать свободное время. Она естественно быстро комерционализируется и единственным условно бесплатным источником культуры масс становится телевизор и радио, позже интернет. Это и простота, и непосредственность и просто максимально развлекательный контент и минимум интеллектуальной нагрузки. Еще в 60е годы в США многие ученые поняли, что оружие будущего не бомбы и ракеты, а телевидение и массовая культура. Она просто отучает думать индивида, формирует клиповое мышление, а также делает одних похожими на других, отождествляя их потребности, которые в сущности переходят в секс, насилие, приключения и отдых ну и в призрачное саморазвитие, о котором все говорят.

Игры также являются отличным примером массовой культуры. Художественный вымысел и условная реальность смешиваются воедино, что представляется людям изрядно интересным элементом социального конструкта. Это и квест комнаты и виртуальная реальность и т.д. В крайне общем виде это можно назвать артизацией, когда художественный вымысел растворяется в реальной действительности. Здесь уже есть опасность уйти в мир симулякров и симуляций постмодерна, что является путем окончательной деградации человечества [1].

Артизация есть пример утраты доверия человека к основополагающим ценностям человечества. Когда стираются рамки дозволенного, идеологические маяки и начинается артизация, что приводит к смещению всего человеческого в сторону. Общество сталкивается с реальными угрожающими вещами, которым придается подобие игры. Меняется сознание, что и является объектом манипуляции в данном случае. В сознании, в ценностях человека наводится «новый порядок» таким образом, чтобы максимально искоренить нравственные и моральные основы человеческого и привести его в подобие животного: размножение, еда и сон – вот все интересы массовой культуры и в итоге «массового человека».

Если задаться анализом телевидения, по крайней мере тех 20 каналов, что доступны простому зрителю, то невольно станет тошнотворно. Еще 40 лет назад никто не мог подумать, что такие бездари станут звездами. Притом путь славы их был через «Тик Ток» как эталон формирования клипового мышления. Их выходки, пропаганда гомосексуализма, внешний вид, максимально богемное поведение приводит к духовному измельчанию населения. Возникает жонглирование ценностями народа. В итоге невозможно разобраться, где же черный юмор, а где реальная трагедия? Все смешивается воедино до той степени, что все «святое» и сформированное у масс при СССР уничтожается одним махом [2]. Когда уйдет поколение бумеров, общество окончательно потеряет моральный облик благодаря перманентному влиянию массовой культуры. Притом поток информации настолько бесконечен, что проанализировать его и успеть «навести порядок» в уме просто невозможно.

Примером смешивания элитарной и массовой культуры, когда элитарная максимально опошливается – появление Ольги Бузовой во МХАТе. Разумеется, элитарная публика, кто реально разбирается в искусстве была недовольна, но их меньшинство, остальные то рукоплескали. По мнению автора, это есть показательным пример смешения данных видов культур и дальнейшего прояснения не требует.

Общество становится попросту нравственно неблагополучным, когда их интересы сводятся к ожиданию вечерней «мыльной оперы» по телеэкрану или Интернету, что кому ближе. Постепенно сюжеты упростили так, что буквально 40 лет назад их бы не стал никто смотреть, поскольку это граничит с глупостью. Так и формируется человек массы из вполне образованных и думающих людей, но в итоге способность думать глубоко и полно утрачивается, заменяясь общими рассуждениями, праздными рассуждениями, на якобы серьезные темы, например, многие политические ток-шоу.

Таким образом, массовая культура обладает изрядным арсеналом «выстекливания мозгов» потребителю и формированию человека нового склада ума и нового клипового мышления. Это крайне опасно для общества в целом, но пока это выгодно верхушке ситуация не изменится в лучшую сторону.

Текст статьи
  1. Ашин, Г.К. «Массовая культура»: теоретическое понятие и социальная реальность / Г.К. Ашин, А.П. Мидлер // США глазами американских социологов. Политика, идеология, массовое сознание. Кн. 2 / под ред. В.Н. Иванова и Ю.Н. Давыдова. – М.: Наука, 1988. – 350 с.
  2. Петриченко Е.А., Семенова В.Г. Влияние информации на формирование общественного мнения // ИСОМ. 2017. №1-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-informatsii-na-formirovanie-obschestvennogo-mneniya (дата обращения: 12.01.2022).
  3. Шестаков, В. Мифология ХХ века: Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры» / В. Шестаков. – М.: Искусство, 1988. – 224 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 15 января по 21 января
Сегодня — последний день приема
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
25 января
Загрузка в eLibrary
25 января
Рассылка печатных экземпляров
02 февраля