Главная
АИ #2 (81)
Статьи журнала АИ #2 (81)
Оценка психологической готовности студентов СГМУ к действиям в условиях ЧС терро...

Оценка психологической готовности студентов СГМУ к действиям в условиях ЧС террористического характера

Автор(-ы):

Новикова Елена Васильевна

Колочихина Владлена Дмитриевна

Захватенкова Алина Михайловна

Секция

Военное дело

Ключевые слова

психологическая готовность
терроризм
студент
ЧС

Аннотация статьи

В статье описаны результаты исследования, с помощью которого можно оценить психологическую готовность студентов СГМУ к действиям в условиях ЧС террористического характера. В работе использовались сведения анкетирования студентов СГМУ. Респонденты были разделены на 2 группы сопоставимые по гендерному, возрастному признакам и исходному уровню учебной подготовки. Доказано, что психологическая подготовка студентов СГМУ недостаточна.

Текст статьи

Введение

Терроризм относится к числу общечеловеческих проблем и является самой распространённой, беспредельно жестокой, опасной, труднопредсказуемой, постоянно возникающей чрезвычайной ситуацией. Характерной особенностью и вместе с тем бесчеловечной сущностью терроризма является то, что для достижения своих целей террористы используют страх, ужас, а зачастую и гибель ни в чём неповинных людей, простых граждан [3].

20 октября 2021 года официальный сайт МВД РФ опубликовал статистику о данных экстремистской и террористической направленности. По данным ведомства, в январе – сентябре 2021 года зарегистрировано 1 776 преступлений террористического характера (-4,1%) и 854 преступления экстремистской направленности (+31,2%) [2].

Для совершения террористических актов террористы очень часто стали выбирать своей целью такие объекты, которые менее всего защищены, в том числе и образовательные учреждения (школы, колледжи, университеты и т.д.). Рассматривая опасность терроризма применительно к таким организациям, нельзя не упомянуть случаи его жесточайшего проявления в Перми, Воронеже, Казани, Санкт-Петербурге, и это только за 2021 год [5].

В условиях возрастания террористической опасности в нашем обществе остро стоит проблема формирования у обучающихся дошкольных, школьных и иных образовательных учреждений не только специальных навыков и умений, но и психологической готовности, соответствующей личностным качествам человека, а также правильных действий и адекватного поведения в чрезвычайных ситуациях террористического характера.

Цель исследования: оценить психологическую подготовку студентов Смоленского государственного медицинского университета к действиям в условиях ЧС террористического характера.

Материалы и методы: анализ литературных и статистических данных, применение специальной методики диагностики в виде психологического теста, определяющего готовность к выживанию в экстремальной ситуации. Этот опросник был составлен в конце 1970-х годов майором войск специального назначения США Ником Роуи и психологом Эван Пилл. Занимаясь вопросами стресса, Пилл пришла к выводу, что четкой и ясно выраженной зависимости между выживанием и физическим состоянием человека, который находится в экстремальных условиях, нет. Конечно, у человека, находящегося в плохой физической форме, шансы выжить понижаются, но, по мнению Пилл, не это является основным фактором: «Мы все слышали истории, о жестких, подготовленных и опытных людях, которые не выжили в той или иной ситуации. И также знаем случаи, когда обыкновенные люди, не имевшие никакого опыта, выживали при, казалось бы, нулевых шансах» [4]. Майор Ник Роуи провел пять лет в северовьетнамском плену и пришёл к выводу о том, что ключевой момент – это психологическая готовность человека. С этой точкой зрения согласился директор Информационного центра ВВС США по изучению окружающей среды Морган Смит, убедившийся в том, что самое главное – это то, как человек настроен, его внутренняя позиция по отношению к окружающим условиям и другим людям [1].

Результаты исследования

Все люди разные и у каждого из нас свой индивидуальный стиль и манера поведения, но, в целом, все схемы укладываются в две категории. Одна из них – продуктивная, способствующая успеху, другая же ведет к капитуляции над собой, а значит к поражению. Первый вариант позволяет адаптироваться к окружающей среде и даже взять ее под контроль. Подобный образ мышления необходим для любого, кто попал в экстремальную ситуацию. Он так и называется – Survival (S) или «успешное мышление», вторая схема – Defeat (D) или «пораженческий шаблон». Таким образом тест, используемый в данном исследовании направлен на выявление у респондентов преобладания одной из этих категорий, определяя такие психологические характеристики личности как целеустремленность, оптимизм, рационально мышление, нетрадиционное мышление, адаптивное мышление, независимость. Именно эти качества помогают выжить в чрезвычайной ситуации.

В исследовании приняли участие 162 студента 5 курса Смоленского государственного медицинского университета. Все респонденты были разделены на две группы.

В первой группе перед тестированием проводилась визуальная стимуляция путем просмотра видеоматериалов с места ЧС террористического характера. Во второй группе (контрольной) тестирование проводилось без предварительной стимуляции. Обе группы были сопоставимы по гендерному, возрастному признакам и исходному уровню учебной подготовки.

В основной группе у 40,3% студентов шансы на выживание невелики, у 25,84% студентов – неплохие шансы на выживание, 19,35% студентов – лучше не рисковать, 8,06% студентов могут выжить практически везде, у 6,45% студентов – низкие шансы на выживание (см. рис. 1).

Рис. 1

В контрольной группе (без визуальной стимуляции) 14,52% студентов имеют очень низкие шансы на выживание, 30,64% студентов лучше не рисковать понапрасну, 54,84% студентов имеют низкие шансы на выживание (см. рис. 2).

Рис. 2

Выводы:

  1. Визуальная стимуляция психологически адаптирует студентов, что позволяет соотнести объем полученных ими знаний с возможностью их применения в реальной ситуации.
  2. Несмотря на визуальную стимуляцию результаты проведенного тестирования неудовлетворительные в обеих группах, что показывает необходимость заниматься психологической подготовкой студентов к действиям в условиях ЧС террористического характера.
  3. Рекомендуется проведение просветительских бесед и формирование соответствующих навыков.

Список литературы

  1. Котик, М.А. Психология и безопасность. - Таллин: Валгус, 2009. - 449с.
  2. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-сентябрь 2021 года. – Текст : электронный // МВД : [сайт]. – URL: https://мвд.рф/reports/item/26421097/
  3. Крайнев, А. Терроризм – глобальная проблема современности / А. Крайнев // Зарубежное военное обозрение. - 2001. - № 6. - С. 23-25.
  4. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан. - СПб.: Питер. - 2006. - 285с.
  5. Случаи стрельбы в российских учебных заведениях в 2017-2021 годах. – Текст : электронный // РИА : [сайт]. – URL: https://ria.ru/20210920/strelba-1750947637.html.

Поделиться

818

Новикова Е. В., Колочихина В. Д., Захватенкова А. М. Оценка психологической готовности студентов СГМУ к действиям в условиях ЧС террористического характера // Актуальные исследования. 2022. №2 (81). С. 12-15. URL: https://apni.ru/article/3547-otsenka-psikhologicheskoj-gotovnosti-student

Похожие статьи

Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля