Введение
Терроризм относится к числу общечеловеческих проблем и является самой распространённой, беспредельно жестокой, опасной, труднопредсказуемой, постоянно возникающей чрезвычайной ситуацией. Характерной особенностью и вместе с тем бесчеловечной сущностью терроризма является то, что для достижения своих целей террористы используют страх, ужас, а зачастую и гибель ни в чём неповинных людей, простых граждан [3].
20 октября 2021 года официальный сайт МВД РФ опубликовал статистику о данных экстремистской и террористической направленности. По данным ведомства, в январе – сентябре 2021 года зарегистрировано 1 776 преступлений террористического характера (-4,1%) и 854 преступления экстремистской направленности (+31,2%) [2].
Для совершения террористических актов террористы очень часто стали выбирать своей целью такие объекты, которые менее всего защищены, в том числе и образовательные учреждения (школы, колледжи, университеты и т.д.). Рассматривая опасность терроризма применительно к таким организациям, нельзя не упомянуть случаи его жесточайшего проявления в Перми, Воронеже, Казани, Санкт-Петербурге, и это только за 2021 год [5].
В условиях возрастания террористической опасности в нашем обществе остро стоит проблема формирования у обучающихся дошкольных, школьных и иных образовательных учреждений не только специальных навыков и умений, но и психологической готовности, соответствующей личностным качествам человека, а также правильных действий и адекватного поведения в чрезвычайных ситуациях террористического характера.
Цель исследования: оценить психологическую подготовку студентов Смоленского государственного медицинского университета к действиям в условиях ЧС террористического характера.
Материалы и методы: анализ литературных и статистических данных, применение специальной методики диагностики в виде психологического теста, определяющего готовность к выживанию в экстремальной ситуации. Этот опросник был составлен в конце 1970-х годов майором войск специального назначения США Ником Роуи и психологом Эван Пилл. Занимаясь вопросами стресса, Пилл пришла к выводу, что четкой и ясно выраженной зависимости между выживанием и физическим состоянием человека, который находится в экстремальных условиях, нет. Конечно, у человека, находящегося в плохой физической форме, шансы выжить понижаются, но, по мнению Пилл, не это является основным фактором: «Мы все слышали истории, о жестких, подготовленных и опытных людях, которые не выжили в той или иной ситуации. И также знаем случаи, когда обыкновенные люди, не имевшие никакого опыта, выживали при, казалось бы, нулевых шансах» [4]. Майор Ник Роуи провел пять лет в северовьетнамском плену и пришёл к выводу о том, что ключевой момент – это психологическая готовность человека. С этой точкой зрения согласился директор Информационного центра ВВС США по изучению окружающей среды Морган Смит, убедившийся в том, что самое главное – это то, как человек настроен, его внутренняя позиция по отношению к окружающим условиям и другим людям [1].
Результаты исследования
Все люди разные и у каждого из нас свой индивидуальный стиль и манера поведения, но, в целом, все схемы укладываются в две категории. Одна из них – продуктивная, способствующая успеху, другая же ведет к капитуляции над собой, а значит к поражению. Первый вариант позволяет адаптироваться к окружающей среде и даже взять ее под контроль. Подобный образ мышления необходим для любого, кто попал в экстремальную ситуацию. Он так и называется – Survival (S) или «успешное мышление», вторая схема – Defeat (D) или «пораженческий шаблон». Таким образом тест, используемый в данном исследовании направлен на выявление у респондентов преобладания одной из этих категорий, определяя такие психологические характеристики личности как целеустремленность, оптимизм, рационально мышление, нетрадиционное мышление, адаптивное мышление, независимость. Именно эти качества помогают выжить в чрезвычайной ситуации.
В исследовании приняли участие 162 студента 5 курса Смоленского государственного медицинского университета. Все респонденты были разделены на две группы.
В первой группе перед тестированием проводилась визуальная стимуляция путем просмотра видеоматериалов с места ЧС террористического характера. Во второй группе (контрольной) тестирование проводилось без предварительной стимуляции. Обе группы были сопоставимы по гендерному, возрастному признакам и исходному уровню учебной подготовки.
В основной группе у 40,3% студентов шансы на выживание невелики, у 25,84% студентов – неплохие шансы на выживание, 19,35% студентов – лучше не рисковать, 8,06% студентов могут выжить практически везде, у 6,45% студентов – низкие шансы на выживание (см. рис. 1).
Рис. 1
В контрольной группе (без визуальной стимуляции) 14,52% студентов имеют очень низкие шансы на выживание, 30,64% студентов лучше не рисковать понапрасну, 54,84% студентов имеют низкие шансы на выживание (см. рис. 2).
Рис. 2
Выводы:
- Визуальная стимуляция психологически адаптирует студентов, что позволяет соотнести объем полученных ими знаний с возможностью их применения в реальной ситуации.
- Несмотря на визуальную стимуляцию результаты проведенного тестирования неудовлетворительные в обеих группах, что показывает необходимость заниматься психологической подготовкой студентов к действиям в условиях ЧС террористического характера.
- Рекомендуется проведение просветительских бесед и формирование соответствующих навыков.