Гендерная идентификация подростками друг друга как социальная проблема

В статье рассматриваются основные проблемы гендерной идентификации подростками друг друга. Рассматриваются возможные опасности неверно сформированной гендерной идентификации и варианты расстройств социального характера на этой почве.

Аннотация статьи
социальное самоопределение
подростки
гендер
идентификация
Ключевые слова

В настоящее время проблема феминизации мужчин и мускульнизации женщин становится все более острой. Основное усваивание половых ролей происходит в подростковом возрасте, поэтому важно узнать в какой момент происходит перекос, когда девочка чувствует себя мужественной и наоборот. Идеалы, которые не верно поняты, стереотипы, навязанные обществом, привели к тому, что женщина отстаивает и добивается часто мужских ценностей и основ. Возникает перекос из-за которого впоследствии мужской пол становится более слабым и женственным, нарушается психологический баланс взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Всё вышеперечисленное вызывает отклонение в развитии психологического пола, становлении половой идентичности.

Неверно усвоенные стандарты социальной роли мужчины мальчиком приводят к тому, что с детства наблюдаются депрессивные расстройства, неврозы, социальные психотравмы, чувства одиночества и неполноценности, нестабильности семейных отношений в более зрелом возрасте. Недостаточный уровень формирования личной половой идентификации приводит к глубоким изменениям в структуре личности человека. Наблюдается ощутимая потеря своего «Я», своей самости – рушится вся система его социальных взаимоотношений с другими людьми [3]. Даже незначительное отклонение от нормы в половой самоидентификации может привести к трудностям во вторичной социализации личности. Непринятие обществом может начаться даже внутри собственной семьи, когда консервативно настроенные родители всячески пытаются перевоспитать ребенка/ подростка в гендерном плане, но как правило усугубляют ситуацию, загоняя ребенка в депрессивное состояние, такая же ситуация наблюдается и в кругу сверстников. Здесь уже стоит говорить о важности психологической коррекционной работы как в школе, если такие отклонения были замечены специалистом, так и вне школы: родители должны находить способы корректировать гендерную идентификацию ребенка, прибегая к помощи соответствующих специалистов.

Действительно, процесс мускульнизации женского пола и феминизации мужского уже сегодня значительно изменили все стороны нашей жизни, но особенно ярко это проявляется в семье, где дети усваивают впервые социальные роли, половые роли. Такой гендерный перекос растет с каждым годом, разумеется, в перспективе он будет расти и дальше, так как не производится должной коррекционной работы в разные этапы социализации личности. Ситуация осложняется тем, что многие современные родители не видят в этом никакой проблемы, так как сами мускульнизированы, если мы говорим о женском поле или изрядно феминизированы, если говорим о мужском. Разумеется, если первичная социализация происходит с изначальным гендерным перекосом, то дальнейшая социализация и половая идентификация будет сопряжена с этим заложенным перекосом. Растет количество неполных семей, где процесс полоролевой идентификации изрядно затруднен по причине отсутствия одного из родителей, как правило мужского пола. Ведущие психологи считают, что первые пять лет жизни ребенка играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчиков и женственности у девочек, а также в установлении в будущем гетеросексуальных отношений.

В случаях, когда ребенок в этот период живет без отца, то велика вероятность, что его половоролевая идентификация будет затруднена, если никакой другой мужчина не сможет стать заменой в плане формирования мужских черт поведения. У мальчиков, воспитанных женщинами, часто наблюдаются женские манеры, черты характера: словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, свойственных девочкам, либо развитие «компенасторной мужественности», когда преувеличенно мужское поведение сочетается с ярко выраженным зависимым характером. Безусловно, не только первичной социализацией может быть вызван перекос гендерной идентификации, но и школой, когда дети, подростки видят совершенно социально атипичное поведение для того или иного пола, или в СМИ, когда женоподобные мужчины пользуются популярностью на эстраде, или в социальных сетях, где мускульнизация женщин стала крайне распространена и т.д. [1].

Следует отметить, что половая идентификация не означает лишь осознания «Я – мальчик», а «Я – девочка», но включает еще целый ряд социальных ролей. Половая идентификация имеет смысл только при взаимодействии полов. В неполных семьях дети вместе со взрослыми не переживают такого рода взаимодействий полов, отсюда нет демонстрации четкой модели поведения. У него не создается определенная модель собственного поведения, как представителя конкретного пола, отсюда можно предположить, что у детей из неполных семей присутствуют проблемы в становлении половой идентичности. Но в тоже время, если дети из неполных семей имели бабушек и дедушек и плотно с ними взаимодействовали, они могут себя правильно идентифицировать в гендерном плане, отсюда можно говорить о том, что ближайшие родственники также влияют на гендерную идентификацию.

В младшем школьном возрасте наблюдается процесс гендерной сегрегации, когда дети избегают представителей противоположного пола, эта тенденция появляется с возраста 3х лет и заканчивается пубертатным периодом. Дети с самыми разным социальными, личностными качествами, объединяются в группы по гендерному признаку. И порой сегрегация приводит к тому, что в подростковом возрасте дети имеют сложности взаимодействия с противоположным полом, а часто и в более старшем возрасте, поэтому очень важно изучать гендерные представления мальчиков и девочек друг о друге именно в подростковом возрасте, когда сформировалась определенная гендерная идентичность.

Дефицит мужского влияния в неполных семьях приводит к целому ряду негативных последствий.

  1. Нарушения в развитии интеллектуальной сферы – страдают аналитические и пространственные способности ребенка за счет развития вербальных.
  2. Недостаточно четкое осуществление процесса половой идентификации мальчиков и девочек.
  3. Затруднения в обучении навыкам общения с представителями противоположного пола.
  4. Формирование избыточной, патологической привязанности к матери [2].

Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встретились оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек. Наличие мужчины в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению. Отмечено, что чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учится, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях.

Текст статьи
  1. Кобазова Ю.В. Влияние гендерной социализации на профессиональное самоопределение школьников // Вестник ЮУрГГПУ. 2009. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-gendernoy-sotsializatsii-na-professionalnoe-samoopredelenie-shkolnikov (дата обращения: 13.01.2022).
  2. Мамедова Л.В., Кобазова Ю.В. Гендерная социализация старших школьников в контексте общего процесса социализации // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernaya-sotsializatsiya-starshih-shkolnikov-v-kontekste-obschego-protsessa-sotsializatsii (дата обращения: 13.01.2022).
  3. Семенова Л.Э., Семенова В.Э., Конева И.А., Карпушкина Н.В. Детский взгляд на пандемию covid-19: гендерная специфика представлений старших дошкольников и младших школьников // Вестник Мининского университета. 2021. №4 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detskiy-vzglyad-na-pandemiyu-covid-19-gendernaya-spetsifika-predstavleniy-starshih-doshkolnikov-i-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 13.01.2022).
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 октября по 07 октября
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
11 октября
Загрузка в eLibrary
11 октября
Рассылка печатных экземпляров
21 октября