Развитие будущего специалиста рассматривается как процесс становления и формирования личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств в процессе физического, умственного и нравственного роста человека подразумевают рост и развитие молодого человека. Однако нельзя сводить лишь к количественному измерению признаков, приобретенных и наследованных. Развитие подразумевает качественные изменения в психике и организме обучающегося. Названные изменения происходят в условиях формирующей среды, а также в процессе коммуникации обучающихся с педагогом [1, c.52].
Процесс развития вовлекает обучающихся в деятельность, которая в конечном итоге формирует новые навыки и умения. Позволяя приобретать новые свойственные данной личности характеристики. Одним из видов деятельности является выстраивание коммуникации с социумом, одногруппниками и педагогами. Что позволяет эффективно и гармонично формировать, и развивать потребности обучающихся в области ИК технологий.
Движущими факторами развития являются противоречия между имеющимися у обучающихся физических, материальных или высших духовных потребностей, а также возможностями их удовлетворения. Выше названные факторы создают мотивы, различных видов деятельности, позволяющих побудить к различным формам коммуникации, средств и источников с целью удовлетворения имеющихся потребностей.
Неотъемлемой частью образовательного процесса является формирование компетентности обучающихся в его смысловом отношении «вбирая» в себя целевые ориентиры и содержательные аспекты образовательной политики динамично развивающегося общества. «Компетентность» - неустаревающее и не статичное понятие. Формирование новых потребностей развивающейся экономики, ставит новые задачи и ориентиры перед работодателем, что в конечном итоге определяет новые ориентиры всей образовательной политики. На современном этапе инертная система образования не позволит готовить конкурентно способных и востребованных специалистов. Меняющиеся устои стереотипного мышления и привычных форм поведения требуют адаптации современного образовательного пространства под новые реалии.
С целью удовлетворения потребностей, в ходе образовательного процесса при подготовке обучающихся к применению знаний, в центре внимания педагога стоят и вопросы обучения основным приемам коммуникации [2, c.25].
Организуя занятия необходимо уделять внимание различным видам деятельности, ориентированным на максимальное развитие познавательных и творческих сил обучающихся. Однако и сам педагог должен быть увлечен своим предметом, проявлять творческий подход к преподаванию, применять инновационные методы и приемы, а также обладать теоретическими и практическими знаниями в различных областях, проявлять знания и умения в ИК технологиях. Требуется собственная активность в познавательной деятельности, наличие интереса к пополнению своих знаний.
В ходе конструирования педагогического процесса немалое внимание имеет научно обоснованный выбор содержания, разнообразных и популярных на современном этапе развития образования форм, методов и средств воспитания и обучения, а не простое их применение и внедрение в образовательный процесс.
Следует выделить следующие этапы подготовки и внедрения инновационных технологий в образовательный процесс:
На подготовительном этапе необходимо создать необходимые в ходе реализации учебно-материальные, гигиенические, морально психологические и иные условия, рационализируется имеющиеся временные ресурсы. В завершении названного этапа, разрабатывается программа обучения и воспитания данного коллектива. Конкретизируются планы содержания, форм и методов обучения и воспитания, реализуемые в календарно-тематических, поурочных планах занятий, воспитательных планах, а также конкретизируются акценты с учетом особенностей образовательного процесса и обучающихся, перспективы развития в рамках современных, средних и дальних этапов развития.
Организация и внедрение в образовательный процесс новых технологий предусматривает следующие элементы:
- Постановка и разъяснение цели, задач. Разъяснение и осознание коллективом в целом, а также отдельными участниками образовательного процесса.
- Внедрение выбранных методов, средств и форм организации взаимодействие педагогов и обучающихся.
- Обеспечение взаимодействия всех участников образовательного процесса.
- Создание условий благоприятных для реализации образовательного процесса.
- Применение различных форм и методов стимулирования активности участников образовательного процесса.
Вышеуказанный процесс подразумевает осуществление оперативного контроля, позволяя выявить слабые стороны в методах и формах организации образовательной деятельности, оперативно вносить корректировки в содержание деятельности субъект объектных отношений, последовательности видов деятельности, а также темпов развития процесса [3, c.63].
Завершающим этапом является анализ результатов. Педагог, применяя доступные ему методы наблюдения, анализа работ обучающихся, включения участников на своевременное обсуждение итогов, а также анализ степени решения поставленных на этапе подготовки задач. Немаловажную роль играет выявление причин соответствия, либо наоборот не полного соответствия результатов и целей, которые могут возникнуть в виду непредвиденных обстоятельств. Игнорирование доминирующих причин неуспеваемости или недостатков в поведении не дает правильно выстроить дальнейшую модель педагогического процесса, одним из элементов которого необходимо предусмотреть устранение выявленных недостатков.
Важной составляющей взаимодействия является четкое указание участникам образовательных отношений, как выполнять поставленные задачи, оказывать своевременную помощь в тех дозах, которые позволяют не препятствовать развитию, упорству и достижению волевых качеств. Своевременное внедрение обратной связи в педагогический процесс позволит незамедлительно корректировать соотношение управления и автономности, для оптимального решения задач, поставленных перед участниками образовательного процесса.
Очевидно, что достижение результатов возможно при системном, синхронном «внедрении в образовательный процесс новых форм и методов» работы педагогами в целом, лишь признание и активное внедрение широким кругом педагогов позволит достичь максимального эффекта, выявления нюансов применения методик в рамках предметных специализаций и решения выявленных разногласий, находя коллективные, общепринятые приемы и методы устранения возникших вопросов. Позволит унифицировать формы работы, и расширить круг применения методик в межпредметных связях. Полагаем, что проблема научного и методического решения вопроса формирования ИКТ компетентности обучающихся СПО получит активное обсуждение в профессионально-педагогическом и студенческом сообществе.