На истоке двадцать первого столетия жители земли встретили с вопросом существенного увеличения людей преклонного возраста.
Социальное положение людей в преклонном возрасте, именуемое сдерживанием трудовой деятельности, появление домашних проблем и самого способа существования. За этим следует психологическая адаптация к определенным обстоятельствам [1, с.177-182]. На этот счет существуют социальной работы с пожилыми людьми
Адаптацию можно рассматривать как особую форму отражения, проявляющуюся в деятельности внутренних живых систем, в ходе реакции на внешний стимул или воздействие. Когда индивид сталкивается с адаптацией он открывает для себя новые горизонты в сфере реакций на поведенческих свойствах самого себя и общества [2, с.130-136].
Зародившись в биологии, через время уже стало не актуальным быть семенем в биологическом мышлении, так как индивид считается и социальным [3, с.49-55]. Процессы адаптации, очень разнообразны, это связано с большим разнообразием его проявлений. Представители различных ветвей науки признают, что Общей теории адаптации не существует и по сей день [4, с.69-74].
Рефлексия – это процесс самопознания собственных, внутренних психологических действий. В отечественной психологии Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев рассматривали рефлексию в рамках проблемы сознания, в рамках мысли [5, с.77-86].
На сегодняшний день термин "рефлексивность" в психологии показывает на то, что индивидуальное сознание может выходить за пределы своего "я", изучать, понимать, сравнивая уже принадлежащий "Я" образ с любым событием вне или внутри личности [6, с.63-68].
Отражение пережитых пожилых людей оказывает огромное влияние на их жизнь и позволяет выполнять ряд важных для человека операций. В ходе самопознания прожитой жизни человек прислушивается к себе, получает понимание своего поведения, развивает способности к самоконтролю. У пожилых людей повышенная серьезность, снижение чувства юмора, обида, беспокойство и недоверие [7, с.67-72].
Исследование информации, полученной в результате бесед с пожилыми людьми, показало, что кураторы были очень обходительны и учтивы к старшему поколению Многие пожилые люди столкнулись с затруднениями, при усвоения навыками управления с технологиями. Первая причина этого заключается в непринятии такого обращения с техникой, особенно с новой. Кроме этого, для пожилых людей, было очень важно то, как им объясняют кураторы. Подводя итоги, следует сказать, что в контексте ведущими функциями рефлексии являются мотивирующая и регулирующая.
Таким образом, мы наблюдаем что мотивация может присутствовать у респондентов для того, чтобы они смогли ознакомиться с новыми технологиями, но к сожалению мало кто информирован что существуют специальные центры которые могут помочь им идти в ногу со временем.
Целью нашего исследования является выявить особенности взаимосвязи адаптации и рефлексии пожилых людей с разным уровнем технической компетентности. Объектом нашего исследования является особенности адаптации и рефлексии лиц пожилого возраста. А предметом взаимосвязь адаптации с рефлексии у лиц пожилого возраста. Основной целью было выявить взаимосвязи адаптации и рефлексии пожилых людей с разным уровнем технической компетенции.
Нами была выдвинута гипотеза. Что между показателями адаптации и рефлексии пожилых людей к технологиям существуют значимые взаимосвязи, а именно, чем выше рефлексивный потенциал пожилых людей, тем более они адаптированы к обучению.
В своей работе мы задействовали методы исследования:
- Методика «Определения уровня рефлексивности» А.В. Карпов, В.В. Пономарева.
- Самотест "Готовность к саморазвитию" (Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхт).
- Методика «Социально-психологической адаптации» К. Роджерс, Р. Даймонд.
Научная работа осуществлялась на базе ОГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания» “Доверие” в г. Димитровграде. В исследовании приняли участие 40 пожилых людей. Возраст старше 55 лет.
Для определения уровня рефлексивности использовали тест А. В. Карпов и Пономаревой. В ходе психодиагностического исследования по тестированию получили результаты.
Преобладающее количество испытуемых имеют рефлексивность 71%. Средний показатель равен 16%. И самый низкий показатель равен 13%.
Таким образом, 71% респондентов с высоким уровнем рефлексивности склонны к анализу собственной деятельности и поступков других людей, пытаются определять причинно-следственные связи в своих действиях. Для них характерно тщательное прогнозирование и планирование возможных последствий своих действий, обдумывание их в мельчайших деталях.
Итоговый результат у респондентов следующий. Преобладающий результат был у 26% респондентов. Средний показатель равен 49%. И низкий результат 25%.
Большинство респондентов показывают средний показатель. Развиваться в наше время сейчас стремятся все в особенности пожилые люди так как это сейчас считается одним из показателей показать себя с лучшей стороны для общества и своего окружения.
- Между показателями адаптации и рефлексии пожилых людей к технологиям существуют значимые взаимосвязи, а именно, чем выше рефлексивный потенциал пожилых людей, тем более они адаптированы к обучению.
- Адаптированность пожилых людей имеет разнонаправленную корреляцию с различными компонентами и показателями рефлексии. Пожилые люди с более высоким уровнем адаптированности, во-первых, более комфортно чувствуют себя в ОГБУ СО «Комплексном центре социального обслуживания» “Доверие” и обладают ресурсом для выхода из затруднительного положения. Во-вторых, стремятся развить у себя рефлексивные способности, получают удовольствие от рефлексивной деятельности, чаще реализуют ее и видят положительные результаты от ее актуализации.
- Пожилые люди, склонные к ретроспективной рефлексии, имеют более длительные, стойкие и сильные переживания как позитивного, так и негативного опыта, чаще отмечают у себя недостаточную адаптированность к новой технике.
- Большинство пожилых людей имеет средний уровень адаптированности к новой технике, одновременно незначительное число из них отличается высоким уровнем рефлекивности. В результате пожилые люди продолжают сталкиваться с множеством адаптационных барьеров, так как не склонны к развитию рефлексивного потенциала и навыков системной рефлексии.
- Повышенный уровень рефлексивности пожилых людей положительно сказывается на вариативности стратегий решения проблем и преобладание более сложных образов в процессе рефлексии.