научный журнал «Актуальные исследования» #2 (81), январь '22

Особенности взаимосвязи адаптации и рефлексии пожилых людей с разным уровнем технической компетентности

Данная статья посвящена изучения взаимосвязи адаптации и рефлексии пожилых людей с разным уровнем технической компетентности.

Аннотация статьи
адаптация
пожилые люди
рефлексия
компетентность
Ключевые слова

На истоке двадцать первого столетия жители земли встретили с вопросом существенного увеличения людей преклонного возраста.

Социальное положение людей в преклонном возрасте, именуемое сдерживанием трудовой деятельности, появление домашних проблем и самого способа существования. За этим следует психологическая адаптация к определенным обстоятельствам [1, с.177-182]. На этот счет существуют социальной работы с пожилыми людьми

Адаптацию можно рассматривать как особую форму отражения, проявляющуюся в деятельности внутренних живых систем, в ходе реакции на внешний стимул или воздействие. Когда индивид сталкивается с адаптацией он открывает для себя новые горизонты в сфере реакций на поведенческих свойствах самого себя и общества [2, с.130-136].

Зародившись в биологии, через время уже стало не актуальным быть семенем в биологическом мышлении, так как индивид считается и социальным [3, с.49-55]. Процессы адаптации, очень разнообразны, это связано с большим разнообразием его проявлений. Представители различных ветвей науки признают, что Общей теории адаптации не существует и по сей день [4, с.69-74].

Рефлексия – это процесс самопознания собственных, внутренних психологических действий. В отечественной психологии Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев рассматривали рефлексию в рамках проблемы сознания, в рамках мысли [5, с.77-86].

На сегодняшний день термин "рефлексивность" в психологии показывает на то, что индивидуальное сознание может выходить за пределы своего "я", изучать, понимать, сравнивая уже принадлежащий "Я" образ с любым событием вне или внутри личности [6, с.63-68].

Отражение пережитых пожилых людей оказывает огромное влияние на их жизнь и позволяет выполнять ряд важных для человека операций. В ходе самопознания прожитой жизни человек прислушивается к себе, получает понимание своего поведения, развивает способности к самоконтролю. У пожилых людей повышенная серьезность, снижение чувства юмора, обида, беспокойство и недоверие [7, с.67-72].

Исследование информации, полученной в результате бесед с пожилыми людьми, показало, что кураторы были очень обходительны и учтивы к старшему поколению Многие пожилые люди столкнулись с затруднениями, при усвоения навыками управления с технологиями. Первая причина этого заключается в непринятии такого обращения с техникой, особенно с новой. Кроме этого, для пожилых людей, было очень важно то, как им объясняют кураторы. Подводя итоги, следует сказать, что в контексте ведущими функциями рефлексии являются мотивирующая и регулирующая.

Таким образом, мы наблюдаем что мотивация может присутствовать у респондентов для того, чтобы они смогли ознакомиться с новыми технологиями, но к сожалению мало кто информирован что существуют специальные центры которые могут помочь им идти в ногу со временем.

Целью нашего исследования является выявить особенности взаимосвязи адаптации и рефлексии пожилых людей с разным уровнем технической компетентности. Объектом нашего исследования является особенности адаптации и рефлексии лиц пожилого возраста. А предметом взаимосвязь адаптации с рефлексии у лиц пожилого возраста. Основной целью было выявить взаимосвязи адаптации и рефлексии пожилых людей с разным уровнем технической компетенции.

Нами была выдвинута гипотеза. Что между показателями адаптации и рефлексии пожилых людей к технологиям существуют значимые взаимосвязи, а именно, чем выше рефлексивный потенциал пожилых людей, тем более они адаптированы к обучению.

В своей работе мы задействовали методы исследования:

  • Методика «Определения уровня рефлексивности» А.В. Карпов, В.В. Пономарева.
  • Самотест "Готовность к саморазвитию" (Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхт).
  • Методика «Социально-психологической адаптации» К. Роджерс, Р. Даймонд.

Научная работа осуществлялась на базе ОГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания» “Доверие” в г. Димитровграде. В исследовании приняли участие 40 пожилых людей. Возраст старше 55 лет.

Для определения уровня рефлексивности использовали тест А. В. Карпов и Пономаревой. В ходе психодиагностического исследования по тестированию получили результаты.

Преобладающее количество испытуемых имеют рефлексивность 71%. Средний показатель равен 16%. И самый низкий показатель равен 13%.

Таким образом, 71% респондентов с высоким уровнем рефлексивности склонны к анализу собственной деятельности и поступков других людей, пытаются определять причинно-следственные связи в своих действиях. Для них характерно тщательное прогнозирование и планирование возможных последствий своих действий, обдумывание их в мельчайших деталях.

Итоговый результат у респондентов следующий. Преобладающий результат был у 26% респондентов. Средний показатель равен 49%. И низкий результат 25%.

Большинство респондентов показывают средний показатель. Развиваться в наше время сейчас стремятся все в особенности пожилые люди так как это сейчас считается одним из показателей показать себя с лучшей стороны для общества и своего окружения.

  1. Между показателями адаптации и рефлексии пожилых людей к технологиям существуют значимые взаимосвязи, а именно, чем выше рефлексивный потенциал пожилых людей, тем более они адаптированы к обучению.
  2. Адаптированность пожилых людей имеет разнонаправленную корреляцию с различными компонентами и показателями рефлексии. Пожилые люди с более высоким уровнем адаптированности, во-первых, более комфортно чувствуют себя в ОГБУ СО «Комплексном центре социального обслуживания» “Доверие” и обладают ресурсом для выхода из затруднительного положения. Во-вторых, стремятся развить у себя рефлексивные способности, получают удовольствие от рефлексивной деятельности, чаще реализуют ее и видят положительные результаты от ее актуализации.
  3. Пожилые люди, склонные к ретроспективной рефлексии, имеют более длительные, стойкие и сильные переживания как позитивного, так и негативного опыта, чаще отмечают у себя недостаточную адаптированность к новой технике.
  4. Большинство пожилых людей имеет средний уровень адаптированности к новой технике, одновременно незначительное число из них отличается высоким уровнем рефлекивности. В результате пожилые люди продолжают сталкиваться с множеством адаптационных барьеров, так как не склонны к развитию рефлексивного потенциала и навыков системной рефлексии.
  5. Повышенный уровень рефлексивности пожилых людей положительно сказывается на вариативности стратегий решения проблем и преобладание более сложных образов в процессе рефлексии.
Текст статьи
  1. Александрова М.Д. Старение: социально-психологический аспект // Психология старости и старения: Хрестоматия / СосТ.о.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.177-182.
  2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1989. – С.130-136.
  3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. М., 1998. – С.49-55.
  4. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Адаптационные сценарии концепции // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е: Педагогические науки. 2018. №7. С.69-74.
  5. Калькова В.Л. Старость: Реферативный обзор // Психология старости и старения: Хрестоматия / СосТ.о.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.77-86.
  6. Леонтьев Д.А. Внутренний мир личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. – С.63-68.
  7. Шахматов Н.Ф. Старение - время личного познания вечных вопросов и истинных ценностей // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.67-72.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 14 мая по 20 мая
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
24 мая
Загрузка в eLibrary
24 мая
Рассылка печатных экземпляров
01 июня