В рамках духовной виртуальной реальности как совокупности субъективных форм бытия объектов (представления, восприятия, образы, ассоциации, модели, знания, гипотезы, аксиомы…) концепт может быть представлен как всеобщее, родовое, универсальное понятие для всех своих видов, модусов, форм проявления, разумеется, с учетом специфики этих модусов: представлений, ассоциаций, образов, моделей… – в отдельном содержится общее, но отдельное богаче признаками, чем общее, родовое (В.И. Ленин).
Социальный прогресс во всех сферах является результатом творческой деятельности народа, трудящихся, которые создают новации, внедряют новации, борются с косными традициями. Не может быть будущего без новаций, новаторской деятельности, без творческого, креативного, эвристического функционирования субъектов духовной и материальной деятельности. Это очевидно, отсюда и позитивная оценка народом новационных действий любого типа: реформ, эволюции, революции и отрицательное отношение к застою, традициям («которые кошмаром довлеют над умами живых» – Маркс).
Новационные процессы всех видов хорошо выражает понятие «модернизации», а начало (2010 г.) модернизации («курс новой власти!») в России сразу заставило осознавать три понятия: новация – инновация – инвестиция! [1]. Этот анализ потребовал системно-креативного понимания данных базовых понятий, тем более, что они ограниченно-примитивно толковались на только в официальных документах, но и в научной литературе.
1. Новация. Это понятие смутно противопоставлялось своей противоположности – традиции; редко связывалась с новационной деятельностью, отождествлялось с «интеллектуальной собственностью» и т.д. Новации мы рассматриваем как: а) оригинальные, б) социальные, в) ценности.
А) Оригинальность новаций состоит в их новизне, что хорошо выражают понятия креативности, творчества, обозначающие нетрадиционность, нестандартность процесса и продукта новационной деятельности: создание и сущность новаций. Противоположные непродуктивные процессы и продукты давно характеризуются как «изобретение велосипедов» и «открытие Америк». Новатор, творец создает новое, оригинальное.
Б) Социальность новаций состоит в их общественной, общечеловеческой значимости, значимости не для индивида, а для общества. Здесь нам приходилось вступать в научную полемику с профессором Л.Н. Коганом, который новизну, оригинальность трактовал двояко: как индивидуальную, так и общественную. Действительно, новатор-автор может создать такое новое, которое является оригинальным только для него самого (индивидуальная значимость «новых» велосипедов и «новых» Америк). Такое «репродуктивное, вторичное творчество» продолжается до сих пор, и Комитет по открытиям и изобретением продолжает отклонять многие заявки на новизну из-за их патентной нечистоты. Но идея Л.Н. Когана об «индивидуальном творчестве» оказывается важной для понимания процесса становления человека-новатора, для «инкубатора талантов», для формирования креативно-мыслящих личностей. Мы имеем в виду овладение творчеством через механизм «подражания», «повторения», «дублирования» чужих творческих процессов.
В ходе формирования творческой личности движение может осуществляться последовательно:
В третьем случае индивидуальная новация становится одновременно и социально, общественно значимой.
В) Ценность новаций состоит в их позитивной значимости, ибo новатор должен создавать такое новое, которое созидательно, а не разрушительно, которое положительно значимо для общества и для него самого. В нашей теории ценностей (аксиологии) ценность и определяется как позитивная значимость явлений. При этом используется объективный критерий оценки – человек, мера человеческого рода, принцип гуманизма. Человечество негативно оценивает, как известно, псевдотворчество Герострата, разрушившего исторический замок. Новационная деятельность исследована нами как творческий процесс создания новаций с содержательным анализом всех компонентов этой деятельности: субъект, объект, средства, процесс, условия, результат, система, среда [2].
2. Инновация. Элементарный языковый анализ термина «инновация» выявляет вторичную природу этого явления, производность от «новации». Инновация - это внедрение новаций, это реализация новаций, предполагавшая систему условий возможности допустимости инновационного процесса (юридических, финансовых, лицензионных, кадровых, технологических, инфраструктурных, социологических…). Вот почему всеобщая болтовня о модернизации как об инновации заставила профессора Л.А. Зеленова сделать серию уточнений, вплоть до статей и главы в монографии с одинаковым названием – «антитезисы модернизации» [3]: a) сначала создается новация, новая интеллектуальная идея, б) потом она обнародуется (публикуется, объективируется письменно или устно), в) затем она юридически оформляется как интеллектуальная собственность с выдачей патента или свидетельства, г) далее она рекламируется, информационно оповещается, д) находится заинтересованный инноватор, приобретающий лицензию на право внедрения, использования новации, е) идет поиск инвестиционных средств для внедрения, ж) начинается инновационная деятельность. Весь сложный процесс инновационной деятельности системно с анализом всех компонентов (субъект, объект, средства, процесс, условия, результат, система, среда) исследован нами [4].
3. Инвестиции. Об инвестициях затянувшиеся аморфные разговоры начались с появлением «рыночной экономики» и конечно свелись к финансам, к деньгам, выявляя примитивность рыночного мышления. Исследование этой проблемы привело нас к следующему результату: a) инвестиции были интерпретированы как инвестиционная деятельность с 8 компонентами, б) инвестиционные «средства» были типологически исследованы с анализом финансовых, кадровых, технологических, инфраструктурных, энергетических, информационных, интеллектуальных, процессуальных, сырьевых видов инвестиций, в) проанализированы субъекты инвестиций: родственные, иностранные, конкуренты, партнеры, технологи, юристы, ученые, работники, чиновники… г) рассмотрены инвестиционные коррупции, лоббирование, содействие, противодействие.