научный журнал «Актуальные исследования» #2 (81), январь '22

Расходы бюджета на социальную политику: особенности и тенденции

С развитием государства растёт и значимость для его руководства благосостояния населения. Данный факт порождает вслед за собой растущую значимость социальной политики, цель которой и состоит в оказании помощи тем слоям населения, которым она необходима. Рост роли социальной составляющей населения в мире подтверждает актуальность выбранной темы.

Аннотация статьи
федеральный бюджет
социальные расходы
социальное государство
социальная политика
Ключевые слова

В соответствии с Конституцией РФ, Россия – социальное государство, политика которого состоит в обеспечении достойного уровня жизни и свободном развитии его граждан. Именно социальная сфера является одним из важнейших индикаторов, демонстрирующих уровень социально-экономического развития экономики страны. Таким образом, Конституцией закреплено право граждан РФ на получение определённого спектра социальных услуг за счёт государства по рождению.

В социальные расходы, как правило, включаются расходы бюджета на образование, здравоохранение, культуру и искусство, физическая культуру и спорт, социальную защиту населения. Рассмотрим подробнее расходы федерального бюджета на социальную политику.

Актуальность исследования расходов на социальную политику подтверждается тем, что именно через нее проявляются основные тенденции и особенности взаимоотношений общества и государства.

Социальная политика – это деятельность государства и иных общественных институтов, направленная на прогрессивное развитие социальной сферы, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение достойного уровня благосостояния, формирование необходимой социальной поддержки, помощи и защиты.

Таблица 1

Структура расходов федерального бюджета РФ в 2018-2022 г., млрд. руб. [5]

 

2018

2019

2020

2021 (план)

2022 (план)

Расходы всего, в том числе:

14035,31

18293,8

22818,74

20118,3

20675,1

Общегосударственные расходы

1305,9

1424,00

1507,7

1619,00

1665,10

Национальная оборона

277,81

2955,50

3165,84

3246,50

3332,70

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

2 108,10

2215,80

2 226,60

2456,00

2479,90

Национальная экономика

2 404,10

2711,30

3 483,90

2842,80

3246,40

Жилищно-коммунальное хозяйство

125,8

270,10

371,5

289,60

386,50

Охрана окружающей среды

88,8

200,00

260,6

411,50

437,70

Образование

663,2

860,60

956,9

947,30

903,50

Культура, кинематография

93,7

127,70

144,5

132,90

124,20

Здравоохранение

460,30

678,00

1 334,40

961,30

976,20

Социальная политика

4 706,10

4870,40

6 990,30

5046,10

4827,70

Физическая культура и спорт

59,2

64,70

75,3

61,10

64,20

Средства массовой информации

82,7

79,40

121,1

71,50

71,20

Обслуживание государственного и муниципального долга

824,3

819,00

784,2

1037,10

1155,70

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации

835,30

1017,30

1 395,90

995,60

1004,10

Из данных, представленных в таблице 1, можно заключить, насколько значимым является раздел «социальная политика» в структуре расходов федерального бюджета, поскольку именно на нее направлен наибольший объем расходов – 23,35% плановых расходов в 2022г. Для сравнения: даже национальная экономика и национальная оборона не достигают таких масштабов по расходам, что говорит, в первую очередь, о том, что в России повышение уровня социальной обеспеченности населения является одной из приоритетных задач государства.

Таблица 2

Структура расходов федерального бюджета по разделу «Социальная политика» в 2020 г. [5]

Показатель

Утверждено, млрд руб.

Исполнено

млрд руб.

%

Пенсионное обеспечение

3 989,28

3 986,27

99,92

Социальное обслуживание населения

37,90

35,43

93,48

Социальное обеспечение населения

1 378,26

1 370,24

99,42

Охрана семьи и детства

1 586,47

1 577,80

99,45

Прикладные научные исследования в области социальной политики

0,31

0,31

99,89

Другие вопросы в области социальной политики

20,76

20,22

97,38

Российское правительство поставило своей целью повышение уровня пенсий. По его мнению, она должна составлять 40% от заработной платы, а максимальной границей обозначил 20 тыс. руб. К данному размеру Правительство планировало стремиться постепенно, увеличивая размер выплачиваемой пенсии на 1 тыс. руб. каждый месяц [3].

Все это было предложено в симбиозе с увеличением пенсионного возраста граждан. На сегодняшний день минимальный размер пенсии соответствует федеральному прожиточному минимуму и составляет 9311 руб. Также отметим, что предложенная Правительством России надбавка пенсионерам 1000 рублей, составила в 2019 г. - 949 руб., в 2020 г. - 917 руб., в 2021 г. - 928 руб.

Рассмотрим структуру расходов Федерального бюджета на социальную политику в 2020 году (рисунок).

Рис. Структура расходов Федерального бюджета на социальную политику за 2020 г. [6]

Данные рисунка свидетельствуют о повышенной приоритетности вопроса пенсионного обеспечения в сфере социальной политики, поскольку по данному направлению выделена большая доля средств бюджета. Однако если сопоставлять цифры с фактической реализацией государством своих задач в сфере пенсионного обеспечения, то большинство из них не были достигнуты. Это можно оправдать сложившейся ситуацией с COVID-19, поскольку были смещены приоритеты в виду необходимости направить все силы и средства на предотвращение распространения коронавирусной инфекции, а также борьбу с ней [1].

На основе проведенного анализа мы можем сделать вывод, что рационально было бы перенять зарубежный опыт улучшения благосостояния пенсионеров путем внедрения в систему обеспечения негосударственных финансовых ресурсов. Например, в ФРГ существует такая позитивная практика, когда поддержку пенсионерам оказывают за счет введения страхования по уходу при болезни и в старости из расчета взносов работающего населения в страховые кассы населения. В случае если пенсионер нуждается в длительном уходе, то государство предоставляет выплаты тем, кто за ними ухаживает, будь то родственник, сиделка и т.д. Данная практика приводит к тому, что средства бюджета не становятся единственным источников финансирования пенсионной системы, что позволяет аккумулировать оставшиеся средства между другими важными и смежными сферами [4].

Однако, не заостряя внимание именно на пенсионном обеспечении, заметим, что немало средств выделяется на социальное обеспечение населения, охрану семьи и детства. Ежегодно внедряются различного рода программы в помощь семьям и детям. Например, материнский капитал, выплату которого не только продлили, но и увеличили, что говорит о положительных тенденциях в данной сфере. Его индексация в 2021 году составила порядка 4% и в абсолютном значении достигла 483 881,83 руб., что на 17 264 руб. больше, чем в предшествующем 2020 году. Получить данный сертификат могут семьи, имеющие право на дополнительные меры господдержки семей с детьми, которыми они владели до 1 января 2020 года. А также те, у которых данное право возникло уже в 2020 году по случаю рождения или усыновления первого ребёнка.

Если же в семье родился или было усыновление последующего ребёнка, то с 2020 года стали выплачивать материнский капитал в размере 639 431 руб., что на 3,69 % и на 22 814 руб. больше, чем годом раннее. Определённую меру поддержки оказали семьям, в которых возраст детей находится от 3 до 16 лет. Это перечисление в размере 10.000 рублей на ребёнка.

Поддержкой со стороны государства оказалось использование бюджетных ассигнований, где были выделены средства на отдельный семейный детский бюджет, сумма которого в 2019 году составляла 755,29 млрд. руб. (0,71% ВВП), в 2020 г. – 779,6 млрд. руб. и в 2021 г. – 783,7 млрд. руб. Однако это не значит, что в ближайшее время будет введены новые пособия для детей. Данные средства предусмотрены на повышение действующих выплат, а также на развитие и расширение инфраструктуры. Не смотря на предложенные меры и реализацию различных государственных программ, Комитет по делам семьи, женщин и детей ГД все-таки отмечает нехватку средств на жилье для сирот [4].

Резюмируя вышеизложенное, отметим двоякий результат проводимых реформ: с одной стороны, именно социальная политика является наиболее приоритетной сферой расходов российского государства; с другой стороны, каких-либо значимых результатов реформирования в данном сегменте пока не наблюдается, поскольку прослеживается финансовая уязвимость социально-незащищенных слоев населения. Однако различного рода господдержка и бюджетные ассигнования, выделяемые на их реализацию, свидетельствуют о том, что, несмотря на отсутствие результатов по повышению уровня жизни населения, намечены шаги к изменению ситуации в лучшую сторону, и наблюдаются положительные тенденции.

Текст статьи
  1. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" от 29.11.2018 N 459-ФЗ (последняя редакция)
  2. Данилова, В. И. Актуальные проблемы государственного управления социальной защиты населения и пути их решения / В. И. Данилова // Наука и образование: новое время. – 2019. – № 2(19). – С. 560-564.
  3. Ржаницына Л.С. Динамика социальных расходов в проекте федерального бюджета России на 2019-2021 гг // Проблемы прогнозирования. 2019. №4 (175).
  4. Шешуков, Д. Е. Анализ состава, структуры и динамики доходов и расходов регионального бюджета / Д. Е. Шешуков // Научные записки молодых исследователей. – 2020. – Т. 8. – № 3. – С. 57-66.
  5. http://budget.gov.ru/ - сайт Единого портала Бюджетной системы Российской Федерации
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 02 июля по 08 июля
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
12 июля
Загрузка в eLibrary
12 июля
Рассылка печатных экземпляров
22 июля