В соответствии с Конституцией РФ, Россия – социальное государство, политика которого состоит в обеспечении достойного уровня жизни и свободном развитии его граждан. Именно социальная сфера является одним из важнейших индикаторов, демонстрирующих уровень социально-экономического развития экономики страны. Таким образом, Конституцией закреплено право граждан РФ на получение определённого спектра социальных услуг за счёт государства по рождению.
В социальные расходы, как правило, включаются расходы бюджета на образование, здравоохранение, культуру и искусство, физическая культуру и спорт, социальную защиту населения. Рассмотрим подробнее расходы федерального бюджета на социальную политику.
Актуальность исследования расходов на социальную политику подтверждается тем, что именно через нее проявляются основные тенденции и особенности взаимоотношений общества и государства.
Социальная политика – это деятельность государства и иных общественных институтов, направленная на прогрессивное развитие социальной сферы, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение достойного уровня благосостояния, формирование необходимой социальной поддержки, помощи и защиты.
Таблица 1
Структура расходов федерального бюджета РФ в 2018-2022 г., млрд. руб. [5]
|
2018 |
2019 |
2020 |
2021 (план) |
2022 (план) |
---|---|---|---|---|---|
Расходы всего, в том числе: |
14035,31 |
18293,8 |
22818,74 |
20118,3 |
20675,1 |
Общегосударственные расходы |
1305,9 |
1424,00 |
1507,7 |
1619,00 |
1665,10 |
Национальная оборона |
277,81 |
2955,50 |
3165,84 |
3246,50 |
3332,70 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
2 108,10 |
2215,80 |
2 226,60 |
2456,00 |
2479,90 |
Национальная экономика |
2 404,10 |
2711,30 |
3 483,90 |
2842,80 |
3246,40 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
125,8 |
270,10 |
371,5 |
289,60 |
386,50 |
Охрана окружающей среды |
88,8 |
200,00 |
260,6 |
411,50 |
437,70 |
Образование |
663,2 |
860,60 |
956,9 |
947,30 |
903,50 |
Культура, кинематография |
93,7 |
127,70 |
144,5 |
132,90 |
124,20 |
Здравоохранение |
460,30 |
678,00 |
1 334,40 |
961,30 |
976,20 |
Социальная политика |
4 706,10 |
4870,40 |
6 990,30 |
5046,10 |
4827,70 |
Физическая культура и спорт |
59,2 |
64,70 |
75,3 |
61,10 |
64,20 |
Средства массовой информации |
82,7 |
79,40 |
121,1 |
71,50 |
71,20 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
824,3 |
819,00 |
784,2 |
1037,10 |
1155,70 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации |
835,30 |
1017,30 |
1 395,90 |
995,60 |
1004,10 |
Из данных, представленных в таблице 1, можно заключить, насколько значимым является раздел «социальная политика» в структуре расходов федерального бюджета, поскольку именно на нее направлен наибольший объем расходов – 23,35% плановых расходов в 2022г. Для сравнения: даже национальная экономика и национальная оборона не достигают таких масштабов по расходам, что говорит, в первую очередь, о том, что в России повышение уровня социальной обеспеченности населения является одной из приоритетных задач государства.
Таблица 2
Структура расходов федерального бюджета по разделу «Социальная политика» в 2020 г. [5]
Показатель |
Утверждено, млрд руб. |
Исполнено | |
млрд руб. |
% | ||
Пенсионное обеспечение |
3 989,28 |
3 986,27 |
99,92 |
Социальное обслуживание населения |
37,90 |
35,43 |
93,48 |
Социальное обеспечение населения |
1 378,26 |
1 370,24 |
99,42 |
Охрана семьи и детства |
1 586,47 |
1 577,80 |
99,45 |
Прикладные научные исследования в области социальной политики |
0,31 |
0,31 |
99,89 |
Другие вопросы в области социальной политики |
20,76 |
20,22 |
97,38 |
Российское правительство поставило своей целью повышение уровня пенсий. По его мнению, она должна составлять 40% от заработной платы, а максимальной границей обозначил 20 тыс. руб. К данному размеру Правительство планировало стремиться постепенно, увеличивая размер выплачиваемой пенсии на 1 тыс. руб. каждый месяц [3].
Все это было предложено в симбиозе с увеличением пенсионного возраста граждан. На сегодняшний день минимальный размер пенсии соответствует федеральному прожиточному минимуму и составляет 9311 руб. Также отметим, что предложенная Правительством России надбавка пенсионерам 1000 рублей, составила в 2019 г. - 949 руб., в 2020 г. - 917 руб., в 2021 г. - 928 руб.
Рассмотрим структуру расходов Федерального бюджета на социальную политику в 2020 году (рисунок).
Рис. Структура расходов Федерального бюджета на социальную политику за 2020 г. [6]
Данные рисунка свидетельствуют о повышенной приоритетности вопроса пенсионного обеспечения в сфере социальной политики, поскольку по данному направлению выделена большая доля средств бюджета. Однако если сопоставлять цифры с фактической реализацией государством своих задач в сфере пенсионного обеспечения, то большинство из них не были достигнуты. Это можно оправдать сложившейся ситуацией с COVID-19, поскольку были смещены приоритеты в виду необходимости направить все силы и средства на предотвращение распространения коронавирусной инфекции, а также борьбу с ней [1].
На основе проведенного анализа мы можем сделать вывод, что рационально было бы перенять зарубежный опыт улучшения благосостояния пенсионеров путем внедрения в систему обеспечения негосударственных финансовых ресурсов. Например, в ФРГ существует такая позитивная практика, когда поддержку пенсионерам оказывают за счет введения страхования по уходу при болезни и в старости из расчета взносов работающего населения в страховые кассы населения. В случае если пенсионер нуждается в длительном уходе, то государство предоставляет выплаты тем, кто за ними ухаживает, будь то родственник, сиделка и т.д. Данная практика приводит к тому, что средства бюджета не становятся единственным источников финансирования пенсионной системы, что позволяет аккумулировать оставшиеся средства между другими важными и смежными сферами [4].
Однако, не заостряя внимание именно на пенсионном обеспечении, заметим, что немало средств выделяется на социальное обеспечение населения, охрану семьи и детства. Ежегодно внедряются различного рода программы в помощь семьям и детям. Например, материнский капитал, выплату которого не только продлили, но и увеличили, что говорит о положительных тенденциях в данной сфере. Его индексация в 2021 году составила порядка 4% и в абсолютном значении достигла 483 881,83 руб., что на 17 264 руб. больше, чем в предшествующем 2020 году. Получить данный сертификат могут семьи, имеющие право на дополнительные меры господдержки семей с детьми, которыми они владели до 1 января 2020 года. А также те, у которых данное право возникло уже в 2020 году по случаю рождения или усыновления первого ребёнка.
Если же в семье родился или было усыновление последующего ребёнка, то с 2020 года стали выплачивать материнский капитал в размере 639 431 руб., что на 3,69 % и на 22 814 руб. больше, чем годом раннее. Определённую меру поддержки оказали семьям, в которых возраст детей находится от 3 до 16 лет. Это перечисление в размере 10.000 рублей на ребёнка.
Поддержкой со стороны государства оказалось использование бюджетных ассигнований, где были выделены средства на отдельный семейный детский бюджет, сумма которого в 2019 году составляла 755,29 млрд. руб. (0,71% ВВП), в 2020 г. – 779,6 млрд. руб. и в 2021 г. – 783,7 млрд. руб. Однако это не значит, что в ближайшее время будет введены новые пособия для детей. Данные средства предусмотрены на повышение действующих выплат, а также на развитие и расширение инфраструктуры. Не смотря на предложенные меры и реализацию различных государственных программ, Комитет по делам семьи, женщин и детей ГД все-таки отмечает нехватку средств на жилье для сирот [4].
Резюмируя вышеизложенное, отметим двоякий результат проводимых реформ: с одной стороны, именно социальная политика является наиболее приоритетной сферой расходов российского государства; с другой стороны, каких-либо значимых результатов реформирования в данном сегменте пока не наблюдается, поскольку прослеживается финансовая уязвимость социально-незащищенных слоев населения. Однако различного рода господдержка и бюджетные ассигнования, выделяемые на их реализацию, свидетельствуют о том, что, несмотря на отсутствие результатов по повышению уровня жизни населения, намечены шаги к изменению ситуации в лучшую сторону, и наблюдаются положительные тенденции.