Проблема финансирования сферы здравоохранения в России

С начала 90-х годов наша страна подверглась сильным структурным изменениям в сфере экономики и политики, что не могло не оказать влияния на такие показатели как рождаемость, смертность и продолжительность жизни. Данные сдвиги привели к росту требований населения к качеству жизни, а следовательно, актуален стал вопрос финансирования здравоохранения в нашей стране.

Аннотация статьи
федеральный бюджет
финансирование здравоохранения
Фонд обязательного медицинского страхования
Ключевые слова

В последние 20 лет в России наблюдается рост рождаемости, однако моментами его перекрывает естественная убыль населения. Уровень развитости здравоохранения прямым образом связан с данными показателями, что говорит о высокой значимости вопроса финансирования данной сферы.

Развитие здравоохранения в России на сегодняшний день находится примерно на уровне 3% от ВВП, что нельзя назвать хорошим результатом. Если сопоставить данный показатель с уровнем развития системы здравоохранения за рубежом, то в Японии он достигает 10 %, в Швейцарии превышает 12%, а в США более 17%.

Однако данное сравнение нельзя назвать справедливым в виду расхождения моделей финансирования здравоохранения. Например, в европейских странах чаще всего применяется система страхового финансирования – в Германии, Швейцарии, Австрии, Франции, Бельгии. В США финансирование здравоохранения происходит полностью за счет частных средств, что делает ее не самой лучшей – ведь спектр медицинских услуг становится очень ограниченным для большинства ее населения. Государственное финансирование присуще для Дании, Финляндии, Швеции и Великобритании. Для нашей же страны характерен смешанный тип, где присутствует как бюджетная, так и страховая модели финансирования [3].

Очевиден тот факт, что качество оказания медицинских услуг будет зависеть, в первую очередь, от уровня развития системы здравоохранения в стране, которое, в свою очередь, будет являться следствием достаточности уровня его финансового обеспечения. Связано это с тем, что при достаточном финансировании сферы здравоохранения можно повысить квалификации медработников, можно приобрети качественное оборудование, построить новые медицинские учреждения и т.д.

Российская система здравоохранения финансируется за счёт следующих источников:

Рис. 1. Источники финансирования системы здравоохранения [2]

Наиболее значимым в данном случае является государственное финансирование из средств бюджета, что мы и рассмотрим более подробно.

Для начала проанализируем динамику расходов федерального бюджета РФ на здравоохранение за последние 10 лет:

Рис. 2. Динамика расходов федерального бюджета на здравоохранение за период 2011-2021 гг., млрд. руб. [4]

В целом, как мы видим, среднее значение доли расходов на здравоохранение из всего федерального бюджета за последние 10 лет равно 3,87%. Наименьший показатель продемонстрировал 2017 год – 2,68%, наибольший в 2020 г. – 5,85%. Данный факт легко объяснить тем, что 2020 год – один из сложнейших в 21 веке не только для нашей страны, но и для всего мира в виду сложившейся эпидемиологической ситуации с COVID-19. Именно эта болезнь унесла не мало жизней и повлекла за собой рост затрат, поскольку пришлось в срочном порядке строить новые медицинские учреждения, закупать оборудование, спонсировать научные исследования, повышать квалификацию медицинского персонала и т.д.

Таким образом, в 2020 году расходы на здравоохранение выросли в сравнении с 2019 годом на 621,4 млрд. руб. или на 87,16%. В 2021 году с учётом ситуации 2020 года были запланированы расходы уже с позитивным прогнозом, поскольку оборудование уже было куплено, учреждения уже были построены. Расходы смогли уменьшить на 134,59 млрд. руб. или на 9,91%.

В дальнейшем можем предположить, что доля расходов будет постепенно сокращаться, а пока что она граничит с 6%. Хотя нельзя умалять значимость сферы здравоохранения в системе расходов бюджета и злоупотреблять возможностью их уменьшения, поскольку наша медицина находится сейчас не на достаточно высоком уровне, чтобы снижать ее приоритетность в системе социальных задач.

Доминирование государственного финансирования здравоохранения и высокий уровень централизации управления в отрасли позволили достаточно оперативно нивелировать эпидемиологические риски.

Например, значительная роль государства в экономике, преобладание государственного и муниципального сектора здравоохранения, более подверженного контролю и регулированию, способствовало оперативной смене медицинскими организациями профилей и т.д. [3]

Несмотря на то, что самую сильную поддержку сфера здравоохранения получает от федерального бюджета, очень важное значение имеет также Фонд обязательного медицинского страхования. Цель его состоит в финансировании профилактических мер и гарантии оказания медицинских услуг застрахованным гражданам при наступлении страхового случая. В основном бюджет Фонда формируется за счет налогов и поступающих страховых взносов.

Также выделим не менее значимый источник финансирования сферы здравоохранения – государственная программа «Развитие здравоохранения», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 №1640 «Об учреждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения». Данная программа нацелена на снижение уровня смертности и снижение младенческой смертности к 2024 году. Структура данной госпрограммы состоит из 9 федеральных проектов [5].

Объем бюджетных ассигнований на реализацию пилотной государственной программы за прошедший год составил 3 368 млрд. руб., в 2022 году бюджет планируется в объеме 3 480 млрд. руб.

Таким образом, вышеупомянутые программы нацелены на решение главной проблемы в вопросе финансирования сферы здравоохранения в нашей стране – нехватку средств. Данные бюджетные средства запланированы по таким направлениям государственной программы как [1]:

  • совершенствование оказания медицинских помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни;
  • развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины;
  • развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей;
  • развитие кадровых ресурсов в здравоохранении;
  • развитие международных отношений в сфере охраны здоровья;
  • экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья;
  • медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан;
  • информационные технологии и управление развитием отрасли.

В ходе исследования мы установили, что тенденции финансирования здравоохранения России имеют положительный вектор, но высокая зависимость развития здравоохранения от бюджетной системы государства делает его уязвимым в условиях проявлений экономического кризиса

Однако в ситуации, когда уровень финансирования здравоохранения является недостаточным, существуют альтернативные внебюджетные источники финансового обеспечения, в частности, государственно-частное партнерство (ГЧП). Внедрение частного капитала в медицину в современном мире является общемировой тенденцией. Активное применение механизмов ГЧП способствует повышению качества эффективности оказания медицинской помощи и обслуживания пациентов, доступности дорогостоящих видов лечения и лекарственных препаратов, подготовки квалифицированных кадров и т.д.

В качестве успешных примеров реализации проектов государственного частного партнерства в сфере здравоохранения можно привести следующие: строительство 12 центров общей врачебной практики, Детской клинической больницы, перинатального центра на базе роддома №17 в Санкт-Петербурге, и многофункционального госпиталя, который на Российской неделе здравоохранения получил звание «Лучшего инфраструктурного проекта на принципах государственно-частного партнерства в здравоохранении», в Самарской области [3].

Представляется, что применение механизма ГЧП в сфере здравоохранения гарантирует положительные результаты, потому что влечет повышение качества развития системы здравоохранения.

В свою очередь, современная и усовершенствованная система здравоохранения позволит своевременно оказывать квалифицированную медицинскую помощь и станет более доступной, а научные исследования в сфере медицины смогут приступить к разработке лечения и созданию препаратов от ранее неизлечимых болезней.

Текст статьи
  1. Паспорт национального проекта "Здравоохранение" (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. N 16)
  2. Пантелеева, М. В. Финансирование здравоохранения в Российской Федерации: проблемы и пути решения / М. В. Пантелеева, В. В. Астапенко // Аспирант. – 2020. – № 5(56). – С. 259-263.
  3. Такмазян, А. С. Здравоохранение в России в условиях пандемии коронавирусной инфекции: Ключевые показатели и финансовое обеспечение / А. С. Такмазян, К. Н. Самойлова // Финансовые исследования. – 2021. – № 3(72). – С. 73-79.
  4. https://minfin.gov.ru/ru/ - официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации
  5. https://minzdrav.gov.ru/ru - официальный сайт Министерства Здравоохранения Российской Федерации
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 22 января по 28 января
Сегодня — последний день приема
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
01 февраля
Загрузка в eLibrary
01 февраля
Рассылка печатных экземпляров
09 февраля