В последние 20 лет в России наблюдается рост рождаемости, однако моментами его перекрывает естественная убыль населения. Уровень развитости здравоохранения прямым образом связан с данными показателями, что говорит о высокой значимости вопроса финансирования данной сферы.
Развитие здравоохранения в России на сегодняшний день находится примерно на уровне 3% от ВВП, что нельзя назвать хорошим результатом. Если сопоставить данный показатель с уровнем развития системы здравоохранения за рубежом, то в Японии он достигает 10 %, в Швейцарии превышает 12%, а в США более 17%.
Однако данное сравнение нельзя назвать справедливым в виду расхождения моделей финансирования здравоохранения. Например, в европейских странах чаще всего применяется система страхового финансирования – в Германии, Швейцарии, Австрии, Франции, Бельгии. В США финансирование здравоохранения происходит полностью за счет частных средств, что делает ее не самой лучшей – ведь спектр медицинских услуг становится очень ограниченным для большинства ее населения. Государственное финансирование присуще для Дании, Финляндии, Швеции и Великобритании. Для нашей же страны характерен смешанный тип, где присутствует как бюджетная, так и страховая модели финансирования [3].
Очевиден тот факт, что качество оказания медицинских услуг будет зависеть, в первую очередь, от уровня развития системы здравоохранения в стране, которое, в свою очередь, будет являться следствием достаточности уровня его финансового обеспечения. Связано это с тем, что при достаточном финансировании сферы здравоохранения можно повысить квалификации медработников, можно приобрети качественное оборудование, построить новые медицинские учреждения и т.д.
Российская система здравоохранения финансируется за счёт следующих источников:
Рис. 1. Источники финансирования системы здравоохранения [2]
Наиболее значимым в данном случае является государственное финансирование из средств бюджета, что мы и рассмотрим более подробно.
Для начала проанализируем динамику расходов федерального бюджета РФ на здравоохранение за последние 10 лет:
Рис. 2. Динамика расходов федерального бюджета на здравоохранение за период 2011-2021 гг., млрд. руб. [4]
В целом, как мы видим, среднее значение доли расходов на здравоохранение из всего федерального бюджета за последние 10 лет равно 3,87%. Наименьший показатель продемонстрировал 2017 год – 2,68%, наибольший в 2020 г. – 5,85%. Данный факт легко объяснить тем, что 2020 год – один из сложнейших в 21 веке не только для нашей страны, но и для всего мира в виду сложившейся эпидемиологической ситуации с COVID-19. Именно эта болезнь унесла не мало жизней и повлекла за собой рост затрат, поскольку пришлось в срочном порядке строить новые медицинские учреждения, закупать оборудование, спонсировать научные исследования, повышать квалификацию медицинского персонала и т.д.
Таким образом, в 2020 году расходы на здравоохранение выросли в сравнении с 2019 годом на 621,4 млрд. руб. или на 87,16%. В 2021 году с учётом ситуации 2020 года были запланированы расходы уже с позитивным прогнозом, поскольку оборудование уже было куплено, учреждения уже были построены. Расходы смогли уменьшить на 134,59 млрд. руб. или на 9,91%.
В дальнейшем можем предположить, что доля расходов будет постепенно сокращаться, а пока что она граничит с 6%. Хотя нельзя умалять значимость сферы здравоохранения в системе расходов бюджета и злоупотреблять возможностью их уменьшения, поскольку наша медицина находится сейчас не на достаточно высоком уровне, чтобы снижать ее приоритетность в системе социальных задач.
Доминирование государственного финансирования здравоохранения и высокий уровень централизации управления в отрасли позволили достаточно оперативно нивелировать эпидемиологические риски.
Например, значительная роль государства в экономике, преобладание государственного и муниципального сектора здравоохранения, более подверженного контролю и регулированию, способствовало оперативной смене медицинскими организациями профилей и т.д. [3]
Несмотря на то, что самую сильную поддержку сфера здравоохранения получает от федерального бюджета, очень важное значение имеет также Фонд обязательного медицинского страхования. Цель его состоит в финансировании профилактических мер и гарантии оказания медицинских услуг застрахованным гражданам при наступлении страхового случая. В основном бюджет Фонда формируется за счет налогов и поступающих страховых взносов.
Также выделим не менее значимый источник финансирования сферы здравоохранения – государственная программа «Развитие здравоохранения», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 №1640 «Об учреждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения». Данная программа нацелена на снижение уровня смертности и снижение младенческой смертности к 2024 году. Структура данной госпрограммы состоит из 9 федеральных проектов [5].
Объем бюджетных ассигнований на реализацию пилотной государственной программы за прошедший год составил 3 368 млрд. руб., в 2022 году бюджет планируется в объеме 3 480 млрд. руб.
Таким образом, вышеупомянутые программы нацелены на решение главной проблемы в вопросе финансирования сферы здравоохранения в нашей стране – нехватку средств. Данные бюджетные средства запланированы по таким направлениям государственной программы как [1]:
- совершенствование оказания медицинских помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни;
- развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины;
- развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей;
- развитие кадровых ресурсов в здравоохранении;
- развитие международных отношений в сфере охраны здоровья;
- экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья;
- медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан;
- информационные технологии и управление развитием отрасли.
В ходе исследования мы установили, что тенденции финансирования здравоохранения России имеют положительный вектор, но высокая зависимость развития здравоохранения от бюджетной системы государства делает его уязвимым в условиях проявлений экономического кризиса
Однако в ситуации, когда уровень финансирования здравоохранения является недостаточным, существуют альтернативные внебюджетные источники финансового обеспечения, в частности, государственно-частное партнерство (ГЧП). Внедрение частного капитала в медицину в современном мире является общемировой тенденцией. Активное применение механизмов ГЧП способствует повышению качества эффективности оказания медицинской помощи и обслуживания пациентов, доступности дорогостоящих видов лечения и лекарственных препаратов, подготовки квалифицированных кадров и т.д.
В качестве успешных примеров реализации проектов государственного частного партнерства в сфере здравоохранения можно привести следующие: строительство 12 центров общей врачебной практики, Детской клинической больницы, перинатального центра на базе роддома №17 в Санкт-Петербурге, и многофункционального госпиталя, который на Российской неделе здравоохранения получил звание «Лучшего инфраструктурного проекта на принципах государственно-частного партнерства в здравоохранении», в Самарской области [3].
Представляется, что применение механизма ГЧП в сфере здравоохранения гарантирует положительные результаты, потому что влечет повышение качества развития системы здравоохранения.
В свою очередь, современная и усовершенствованная система здравоохранения позволит своевременно оказывать квалифицированную медицинскую помощь и станет более доступной, а научные исследования в сфере медицины смогут приступить к разработке лечения и созданию препаратов от ранее неизлечимых болезней.