Влияние учения об архетипах К.Г. Юнга на творчество южнокорейской поп-группы «BTS»

В статье исследуется учение об архетипах швейцарского психолога и философа К.Г. Юнга изложенное им в работах «Архетипы коллективного бессознательного», «Психология и Алхимия», «Отношения между эго и бессознательным». На основе анализа учения К.Г. Юнга о влиянии архетипов Тень и Маска на сознание человека, а также сравнения этого учения с текстами нескольких песен южнокорейской поп-группы «BTS» делается вывод о степени влияния идей об архетипах К.Г. Юнга на творчество данной музыкальной поп-группы.

Аннотация статьи
бессознательное
архетип
Тень
Маска
Эго
музыкальное творчество
Ключевые слова

Идеи, разработанные швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом, не только легли в основу различных психологических теорий, но и получили широкое применение в практике психотерапии. Обратившись вслед за своим учителем З. Фрейдом к исследованию проблемы бессознательного, К.Г. Юнг выделил в его структуре индивидуальное и коллективное составляющие, последнее из которых, по мнению ученого, включает в себе архетипы. Подробное описание архетипов мы встречаем в работе К.Г. Юнга «Архетипы и коллективное бессознательное». В данной книге мыслитель приводит определение понятия «архетип» и рассуждает на тему специфики коллективного бессознательного: «существует вторая психическая система коллективной, универсальной и безличной природы, одинаковая у всех людей. Это коллективное бессознательное не развивается индивидуально, а наследуется. Оно состоит из предшествующих форм – архетипов, осознаваемых лишь вторично и придающих чуткую форму определенным элементам психического содержания» [5, с. 87]. Архетипы получают свое проявления в мифах и сказках различных народов мира, во снах, в искусстве оказывая большое влияние на формирование культуры и представляя особый интерес для психологии как науки.

Знакомство с идеями К.Г. Юнга о бессознательном способствовало формированию специфики творчества южнокорейской поп-группы «BTS». Данная музыкальная группа обрела большую популярность в Европе, о чем свидетельствует география ее концертной деятельности: «Например, в рамках тура 2018 года «BTS World tour – Love Yourself: Speak Youself» они провели 51 концерт в Европе, Азии, Южной и Северной Америке, посетив Лос-Анджелес, Гамильтон, Чикаго, Нью-Йорк, Лондон, Амстердам, Берлин, Париж, Таоюань, Гонконг, Бангкок и другие крупные города и мировые столицы, собирая аншлаги на стадионах и самых вместительных концертных комплексах» [4, с. 60]. В настоящее время можно говорить не только о растущей популярности самой группы, но и популярности жанра k-pop (корейской популярной музыки) в России: «Уже несколько лет россияне смотрят корейские сериалы и слушают корейскую музыку, но поп-культура не ограничивается одним лишь этим» [3, c. 61].

На пресс-конференции «BTS» 17 апреля 2019 года посвященной выходу нового музыкального альбома «Map of the Soul: Person» лидер группы RM (Ким Намджун) заявил об идее названия альбома следующее: «Думая о процессе познания самих себя, мы работали с названием «Map Of The Soul: Persona» (Карта Души: Персона). Часть названия – «Persona» выражает силу нашей интуитивной любви к поклонникам» [2]. Термин «Персона» применялся К.Г. Юнгом для обозначения одного из архетипов коллективного бессознательного, поэтому использование данного термина, а также интерес участников группы к теме самопознания свидетельствуют о философско-психологической тематике их музыкального творчества. О влиянии учения об архетипах К.Г. Юнга на творчество «BTS» указывает также факт знакомства участников данной поп-группы с книгой доктора философии, автора книг, посвященных творчеству К.Г. Юнга Мюррэй Стайн «Юнгианская карта души». По мнению К.Г. Юнга, архетип Персона или Маска отвечает за роли, которые человек играет в обществе в зависимости от ситуации: «Мы знаем, что маска бессознательного не является жесткой - оно отражает лицо, которое мы поворачиваем к нему. Враждебность сообщает ему устрашающие аспекты, дружелюбие смягчает его» [7]. Персона не является порождением индивидуальной психики, она имеет коллективную природу. Этот архетип оказывает воздействие на сокрытие подлинной сущности человека: «… сама того не замечая, сознательная личность уподобляется шахматной фигуре, которую передвигает по доске невидимый игрок. Именно этот игрок определяет исход партии, а вовсе не сознательный разум со своими планами» [6, c. 72]. Процесс самопознания приводит человека к осознанию наличия у себя нескольких «масок» и поиску подлинной сущности. Подобные идеи мы встречаем в песне «BTS» «Intro: Persona» (Персона):

«Я на протяжении всей своей жизни задавался вопросом: кто я?
Скорее всего, это вопрос, на который я никогда в жизни не найду ответа.
Если я бы я смог ответить на все это несколькими словами,
тогда бы Бог не создал все эти различные красоты»
 [10].

Персона не может заменить человеку его подлинную сущность, поэтому полное слияние с одной из возникших благодаря этому архетипу «масок» способно негативно сказаться на его психологическом состоянии. В песне «BTS» - «Fake Love» (Ненастоящая любовь) мы встречаем слова, описывающие потерю личностью своей подлинной сущности:

 «Ради тебя я мог бы притвориться,
Что мне весело, когда мне грустно.
Ради тебя я мог бы притвориться,
Что я сильный, когда мне больно.
Мне бы хотелось, чтобы любовь сама по себе была идеальна.
Мне бы хотелось, чтобы все мои недостатки могли быть скрыты» 
[8].

После того как человек начинает глубже погружаться в свой внутренний мир, анализировать собственное психологическое состояние он непременно встречается со своими комплексами и страхами, за существование которых отвечает описанный в работах К.Г. Юнга архетип Тени. По словам К.Г. Юнга «тень является частью личности, а потому стремиться жить в ней в той или иной формеУстранить её, обезвредить с помощью рассуждений или разумных доводов невозможно. Эта проблема необычайно сложна, ибо она не только бросает вызов человеку как целому, но и напоминает ему о его беспомощности и бессилии» [5, с. 40]. В музыкальном альбоме «BTS» «Map Of The Soul: 7» (Карта Души: 7) присутствует песня «Interlude: Shadow» (Интерлюдия: Тень) посвященная поиску личностью своей подлинной сущности и ее встрече со своими страхами. В интервью 24 февраля 2020 года лидер группы заявил о смысле данной песни следующее: «Тень» – это боль и страдания, которые мы испытали…» [1]. В тексте данной песни мы встречаем следующие слова:

«Я одумался и обрел самого себя здесь
Ага, хм, тень под моими ногами
Посмотри вниз, она стала только больше
Я бегу, но тень преследует меня
Чем ярче свет, тем темнее она становится…
Говорят, в сиянии этого света есть свое великолепие
Но моя растущая тень поглощает меня и становится монстром» 
[9].

С одной стороны рост Тени влечет за собой увеличение беспокойства и усиление страхов личности, с другой является мощным источником энергии, которую можно перенаправить в творческое русло, научившись контролировать свое поведение.

Обращая мысль на собственный внутренний мир, человек пытается познать себя как целостную личность. В работе «Психология и алхимия» К.Г. Юнг отмечает, что Эго – сознание занимает главное место в структуре психики человека. Сознание деятельно, оно выполняет несколько функций, главной из которых является мышление, позволяющее человеку анализировать свое собственное состояние: «… Сознательный разум в состоянии ассимилировать содержания, произведенные бессознательным, то есть понять и переработать их» [6, c. 75]. Рассуждая о встрече сознания и бессознательного мыслитель пишет следующее: «Тот факт, что установлен смысл прошлого, что достигнут контакт с глубочайшими пластами души, принимается бессознательной личностью сновидящего и сообщается его сознанию как ощущение сравнительной безопасности» [7]. В заключительной песне из музыкального альбома «BTS» «Map of the soul» (карта души) – «Outro: EGO» (Завершение: Эго) присутствуют слова, описывающие подобный процесс:

«Однозначный ответ на правду этого мира
Только один и неизменный я, верно…
Путь, которому я верю, путь по которому я иду
Стал моей судьбой, стал моим стержнем
Это было тяжело и это было грустно
Но, я по-прежнему спокоен и заставил узнать себя
Карта души, карта всего, это мое эго, это мое эго… » 
[11].

Таким образом, анализ текстов песен и нескольких интервью участников южнокорейской поп-группы «BTS» позволяет сделать вывод о значительном влиянии учения о бессознательном К.Г. Юнга на тематику музыкального творчества данной поп-группы. Использование терминологии учения об архетипах Персона и Тень К.Г. Юнга при описании воздействия бессознательного на поведение человека в текстах песен «Intro: Persona», «Interlude: Shadow», «Outro: EGO», а также в названиях музыкальных альбомов «Map of The Soul» и «Map of The Soul: 7» свидетельствуют о знакомстве участников «BTS» с его учением. О влиянии учения о бессознательном К.Г. Юнга на музыкальное творчество «BTS» указывает также факт знакомства участников данной поп-группы с книгой юнгианского аналитика Мюррей Стайн, а также наличие в текстах нескольких песен единой смысловой линии связанной с поиском личностью своей подлинной сущности.

Текст статьи
  1. Пресс-конференция BTS: значение «Map Of The Soul: 7», выступление на Грэмми и многое другое. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.yesasia.ru/article/784895. (Дата обращения: 15.01.2022).
  2. Пресс-конференция BTS: «Map Of The Soul: Persona». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://topkpop.ru/press-konferenciya-bts-map-of-the-soul-persona (Дата обращения: 04.01.2022).
  3. Степанова В.С., Панченко О.Л. Корейская поп-культура в России: основные направления развития // Казанский вестник молодых ученых. Исторические науки № 3, 2019. С. 61- 68.
  4. Титкова Н.Е. K-pop как феномен современной массовой культуры // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. № 5, 2020. С. 56 - 61.
  5. Юнг К.Г. Архетипы и коллективное бессознательное. – М.: Издательство АСТ, 2021. – 224 с.
  6. Юнг К.Г. Отношения между эго и бессознательным. – М.: Издательство АСТ, 2021. – 320 с.
  7. Юнг К.Г. Психология и алхимия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: file:///C:/Users/Osya/Desktop/Downloads/jung_psyhe_and_alch.pdf (Дата обращения: 07.01.2022).
  8. Перевод текста песни Fake Love исполнителя (группы) BTS. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.amalgama-lab.com/songs/b/bts/fake_love.html (Дата обращения: 15.01.2022).
  9.  Interlude: Shadow (перевод на Русский). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lyricstranslate.com/ru/interlude-shadow-интерлюдия-тень.html-2 (Дата обращения: 15.01.2022).
  10.  Intro: Persona (перевод на Русский). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lyricstranslate.com/ru/persona-личность.html-0 (Дата обращения: 15.01.2022).
  11.  Outro: EGO (перевод на Русский). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lyricstranslate.com/ru/outro-ego-завершение-эго.html (Дата обращения: 15.01.2022).
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 октября по 07 октября
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
11 октября
Загрузка в eLibrary
11 октября
Рассылка печатных экземпляров
21 октября