В январе 2021 года в городе Минск открылся образовательный центр безопасности жизнедеятельности МЧС. В созданном центре имеется более 30 обучающих площадок, главная задача которых научить население поведению в различных чрезвычайных ситуациях.
Одной из созданных площадок является площадка «Транспортная безопасность». Актуальность вопросов транспортной безопасности бесспорна – к сожалению, практически ежедневно в новостных лентах средств массовой информации появляются сведения о дорожно-транспортных происшествиях и чрезвычайных ситуациях на объектах транспорта, многие из них заканчиваются гибелью людей. Если обратится к цифрам статистики, то за 2020 год на дорогах Республики Беларусь в дорожно-транспортных происшествиях погибло 573 человека, из них 22 ребенка, травмировано 3678 человек (422 ребенка). Более 35% всех дорожных происшествий связаны с наездом на пешеходов – 1246 происшествий, в которых 235 человек погибли и 1065 получили ранения.
Как показывает мировой опыт, дорожно-транспортный травматизм можно предупредить. Это продемонстрировали ряд стран, где путем воздействия на ключевые факторы риска - вождение транспортных средств в состоянии алкогольного опьянения, нарушение скоростного режима, не использование шлемов и ремней безопасности, не соответствующая безопасности конструкция дорог и дорожная инфраструктура - удалось сохранить значительное количество жизней и финансовых ресурсов, несмотря на значительный рост автомобилизации.
Главной целью обучающего модуля «Транспортная безопасность» является повышения уровня знаний населения в вопросах транспортной безопасности. Площадка оборудована интерактивными обучающими тренажерами, с помощью которых возможно сымитировать различные ситуации, с которыми могут столкнуть обучающиеся в своей повседневной жизни. Возникает уникальная возможность визуализации опасности реального явления, что позволяет моделировать конкретные ситуации и решать задачи, требующие определенных навыков.
Тренажер «Переход пешеходом проезжей части» предназначен для отработки практических навыков в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и включает в себя тренажеры: «Переход проезжей части вне перекрестка» и «Переход проезжей части на перекрестке».
Пространство реализации тренажера «Переход проезжей части вне перекрестка» позволяет проводить занятие с имитацией дорожно-транспортной обстановки как в светлое, так и в темное время суток, где в качестве пешеходов выступают сами обучающиеся. Созданная атмосфера максимально позволяет окунуться обучаемым в реальную ситуацию, прочувствовать ее изнутри, быть не сторонним наблюдателем, а непосредственно главным действующим лицом.
На тренажере можно отработать навыки применения требований таких правил дорожного движения как правила пересечения проезжей части по нерегулируемому пешеходному переходу, особенности пересечения проезжей части по нерегулируемому пешеходному переходу в различные периоды времени, возникновение опасных ситуаций для пешеходов при движении по нерегулируемому пешеходному переходу, действия пешеходов в случае приближения к нерегулируемому пешеходному переходу транспортного средства оперативного назначения с включенными световыми (звуковыми) сигналами.
Также на учебной площадке имеется участок, который имитирует участок проезжей части, на котором нет пешеходного перехода. Здесь отрабатываются навыки применения правил пересечения проезжей части вне пешеходного перехода, а также особенности пересечения проезжей части вне пешеходного перехода в различные периоды времени (время года, погодные и климатические условия, время суток).
Тренажер «Переход проезжей части на перекрестке» предназначен для отработки практических навыков по переходу проезжей части по пешеходному переходу и без такового на перекрёстке. Тренажер позволят смоделировать следующие ситуации:
- имитация нерегулируемого перекрестка, на котором обозначены пешеходные переходы с соблюдением всех установленных правил дорожного движения;
- имитация четырехстороннего перекрестка, на котором обозначены пешеходные переходы и движение, на котором регулируется одним транспортным светофором;
- имитация регулируемого перекрестка, на котором обозначены пешеходные переходы и движение на них регулируется пешеходными светофорами.
Стоит отметить, что возможности данных тренажеров позволяют в полном объеме дать практические навыки перехода проезжей части в соответствии с установленными учебными программами учреждений общего среднего образования
Также обучающий модуль оборудован тренажером «Опасность вождения в пьяном виде», который в интерактивной форме демонстрирует поведение водителя в состоянии алкогольного опьянения. Тренажер представляет собой инсталляцию, в основе которой расположен манекен человека, употребляющего алкоголь за столиком в кафе, экран телевизора и кнопки управления, с помощью которых можно задать такие параметры как погодные условия (нормальная погода, гололед, туман, дождь) и количество алкоголя в промилле (от 0 до 2 промилле).После нажатия кнопки «Пуск» на панели управления на мониторе демонстрируется автомобиль, который условно ведет водитель в заданных параметрах, что наглядно показывает неадекватность восприятия под воздействием алкоголя, и соответственно невозможность контролировать дорожную обстановку, что может привести к дорожной аварии. Актуальность данного тренажера очевидна и это подтверждают цифры статистики. За 2020 год вине нетрезвых водителей произошло 369 дорожно-транспортных происшествий: 115 погибших и 389 раненых. Также стоит отметить, что по данным Госавтоинспекции Беларуси, за 2020 год за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения задержан 18 541 водитель, 944 из них задержаны повторно. Но нужно понимать, что каждый такой случай вождения в нетрезвом состоянии мог привести к трагедии.
Обучающая площадка оборудована также учебным тренажером-симулятором «Транспортная безопасность», который предназначен для отработки следующих направлений: обучение поведению на железнодорожной станции, безопасность и правила поведения в железнодорожном транспорте, в общественном транспорте, в метро, самолете, правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций в них, а также безопасность на железнодорожных путях.
Макет позволяет представить понимание процесса нахождения в трех видах транспорта – поезде, автобусе, самолете. Усиление эффекта присутствия достигается путем использования физических и визуальных эффектов, которые реализуются в полном взаимодействии. Физический эффект реализован за счет изменения положения кресел (имитация резкой остановки транспортного средства), визуальный – за счет просмотра специального видеоматериала в VR-очках или на экранах телевизора.