научный журнал «Актуальные исследования» #3 (82), январь '22

Использование интерактивных форм взаимодействия с родителями для формирования навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются инновационные технологии для формирования безопасного поведения дошкольников на дороге. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов – детей, которых уже сейчас на улицах города подстерегают серьезные трудности и опасности и жить которым, придется при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.

Аннотация статьи
фликер
открытое пространство
QR-кодирование
доброжелательный безопасный квилт
инновационные технологии
социальная акция
Ключевые слова

Анализ статистики дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации показал, что ежегодно детский дорожно-транспортный травматизм характеризуется высокой смертностью и тяжёлыми последствиями.

Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов – детей, которых уже сейчас на улицах города подстерегают серьезные трудности и опасности и жить которым, придется при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.

Сегодня при социализации и индивидуализации образования дошкольников важно провести обновление содержания дошкольного образования и ввести новые формы работы с дошкольниками, выйти за рамки традиционных форм и методов работы с детьми, организовать просветительскую работу с родителями.

Использование в ходе работы инновационных технологий обучения, большую разнообразность практических приемов и средств, творческий поиск педагогов, позволяет дошкольнику предугадать опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге.

Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников является обязательным условием успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ.

Родители являются главными помощниками. С целью организации эффективного взаимодействия с родителями в нашем дошкольном учреждении используются как традиционные, так и инновационные формы работы.

Одним из традиционных методов включения родителей в работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма является проведение родительских собраний по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма под общей тематикой «Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице». Также традиционной формой является представление вниманию родителей выставки детской литературы: «Дошкольникам о правилах дорожного движения».

Родители участвуют в праздниках и развлечениях с привлечением инспектора ГИБДД, а также работали над созданием фотоколлажей на тему «Соблюдаем правила дорожного движения всей семьёй», совместных макетов «Дорога и дети».

Технология «Социальная акция» направлена, прежде всего, на консолидацию усилий педагогов и родителей по формированию у дошкольников основ безопасной жизнедеятельности, а также является тем средством и способом, который позволяет реально включить родителей в жизнь детского сада. «Социальная акция» – есть современный способ привлечь и объединить всех участников образовательного процесса.

Каждая акция начинается с информирования дошкольников и родителей о цели, этапах и времени её проведения.

Акция «Внимание на дорогах» была проведена с целью формирования у детей представлений о необходимости неукоснительного соблюдения правил дорожного движения. Педагоги с дошкольниками провели экскурсию по ближайшим улицам, где ребята ближе познакомились с тротуаром, проезжей частью, пешеходными переходом. Свои впечатления они отразили в рисунках, из которых оформили выставку «Будьте внимательны на дорогах». На выставку дети пригласили малышей и рассказали им о правилах поведения на тротуаре, проезжей части, на пешеходных переходах.

Акция «Фликер – модно и безопасно» предполагала рассмотрение такой проблемы как использование светоотражающих элементов на одежде ребёнка. Родителям был предложены рекомендации по эффективному их использованию.

Технология «Открытое пространство» – очень простой, но мощный способ проведения собраний. Данную технологию лучше всего использовать в начале учебного года, так как некоторые предложения родителей затем можно внести в годовой план. Оно начинается следующим образом. Ведущий объясняет, что любой человек может заявить тему для работы на дискуссионных площадках. Желающим предлагается подойти к центру круга, написать свою тему на листе бумаги, записать свое имя. Это означает, что он берет ответственность за то, чтобы состоялось обсуждение темы. И так делает каждый желающий, который хочет обсудить актуальную для себя тему. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившихся ситуаций.

Все остальные родители выбирают для себя более актуальную тему из предложенных и делятся на площадки (столы заранее расставлены в зале).

Работая на площадке «Семейный опыт обучения детей ПДД», каждый родитель рассказывает о том, как в их семье осуществляется данная работа. Высказываются все члены площадки. Обсуждают все аспекты за и против таких методов. Кто – то учит ПДД только на улице, в процессе наблюдений. Кто – то обращает внимание на соблюдение ПДД только на основе личного опыта (посмотри, как нужно переходить улицу, посмотри, какой сигнал светофора загорелся и т.д.). Некоторые родители, данную работу проводят с использованием компьютерных игр для детей. Некоторые специально приобретают детские книги по ПДД.

В конце всей работы участники каждой площадки рассказывают кратко о результатах своей работы. Данная технология помогает привлечь всех родителей в организации и участии в воспитательно-образовательном процессе. Поможет достичь оптимального уровня взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании и развитии детей.

Одной из популярных интерактивных форм работы с родителями является мастер-класс. Они могут проводиться как педагогами, так и родителями. На мастер-классах может быть использована творческая работа, когда родителям предлагается самостоятельно придумать и нарисовать знак по ПДД, который может быть очень актуален в современном обществе – это могут быть знаки с мобильными телефонами, наушниками, скейтбортами, велосипедами.

Еще одной интерактивной формой работы с родителями могут быть интерактивные игры (например, «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «КВН»). Успешно используется для выработки быстрой реакции на изменение педагогической ситуации, умения найти оптимальный вариант решения задачи. Данные игры способствуют педагогическому просвещению родителей.

Для лучшего усвоения детьми правил безопасного поведения на улице, предлагали родителям с ребёнком составить план-схему своей улицы и зарисовать ее. Вместе с детьми родители определили на план-схеме особо опасные участки на улице, а также места, благоприятные для разнообразных игр детей. Родители комментировали созданные план - схемы, уточняли, где находятся пешеходные переходы, какие знаки размещены по пути их следования. По этим план-схемам предлагалось детям рассказать, как они будут играть в своём дворе: где безопасно кататься на велосипеде, санках, играть в мяч. Также был создан безопасный культурный дневник-схема безопасного движение детей и родителей по запоминающимся местам.

Технология «Интерактивное QК-кодирование» – этот матричный код, хранящий в себе информацию для быстрого распознавания объекта. Его можно отсканировать с помощью смартфона или планшета. И данная информация имеет возможность быть самой различной: буклеты, консультация для родителей, рассказы о правилах дорожного движения, гиперссылка на официальный вебсайт в раздел «Детская безопасность», на сайты с мультфильмами по ПДД. Родители могут в любое время узнать электронную версию документа, сохранив QR-код в памяти своего мобильного телефона.

Для изучения с детьми правил дорожного движения в работе с родителями использованы разнообразные формы предоставления информации: стенды, буклеты, фотоальбомы, брошюры, папки-раскладушки, выставки детских работ и работ детей и родителей, плакаты, буклеты, флаеры.

Также активно использовалось онлайн консультирование: видео консультации на сайте ДО, голосовые консультации, переписка в режиме реального времени, асинхронная переписка.

Только единство требований семьи и детского сада обеспечит успешную подготовку детей к обучению в школе, практическое применение и соблюдение ими правил дорожного движения.

В процессе интерактивных форм взаимодействия информация должна усваиваться не в пассивном, а в активном режиме. Обратная связь способствует значительному повышению эффективности обмена информацией. Этому способствует технология «Доброжелательный безопасный квилт», в котором проводится анализ и обратная связь от родительской деятельности по ПДД.

Использование в ходе работы и обучения максимального разнообразия интерактивных технологий позволяют сформировать у детей умение предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создать модель поведения на дороге. В процессе непосредственного взаимодействия ребёнка с окружающим миром происходит становление и развитие личности, обеспечивается воспитание грамотного, культурного, дисциплинированного участника дорожного движения.

Текст статьи
  1. Авдеева Н.Н., Стёркина Р.Б. «Безопасность». - СПб.: «Детство - Пресс», 2014. – 144 с.
  2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М.: «Просвещение», 2000, издание 2, – 94 с.
  3. Шурыгина Т.А. Осторожные сказки. - М.: «Книголюб», 2002 – 80 с.
  4. Коган М.С. Правила дорожные знать каждому положено. Познавательные игры с дошколятами и школьниками. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2007.
  5. Хромцева Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице. Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.
  6. Чащина С. «Формирование у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность». «Ребёнок в детском саду», № 2/2001.
  7. http://berezka15.ucoz.ru
  8. http://douzlatoust.me
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 октября по 07 октября
Осталось 6 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
11 октября
Загрузка в eLibrary
11 октября
Рассылка печатных экземпляров
21 октября