Сохранение здоровья детей одна их важнейших задач современного дошкольного образования и вместе с тем, психолого-педагогическая проблема. Важнейший показатель богатства и процветания государства – психическое и физическое здоровье подрастающего поколения. Развитая речь, и возможность высказать свои мысли, а также поделиться услышанным важнейшая способность, оказывающая огромное влияние на формирование высших психических функций ребенка.
Вопросы развития речи детей нашли отражение в работах В.П. Глухов, В.И. Селивёрстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Е.И. Тихеева, А.В. Ястребова, В.В. Воробьёва, Т.А. Ткаченко, Е.М. Мастюкова, Т.В. Туманова. Все исследователи и педагоги едины во мнении, что каждый ребёнок должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли, а для этого речь должна быть живой, непосредственной, выразительной. Понятие связной речи отражает неразрывность речи и мышления и является основой готовности к дальнейшему интеллектуальному развитию и обучению.
А.А. Леонтьев отмечает, что уже в дошкольном возрасте на преддошкольном и дошкольном этапе формирования речевой деятельности (и соответственно усвоения системы родного языка) важно выявить наличие проблем, которые в последующем могут быть выражаться в общем недоразвитием речи и стать препятствием к обучению.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей и способность ребенка вести диалог и монолог. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, поддерживать беседу, инициировать общение можно судить об уровне его речевого развития.
Согласно Федерального государственного образовательного стандарта «Дошкольного образования» речевое развитие включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Степень разработанности проблемы отражена в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития; особенности формирования и развития связной речи в трактовке Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.М. Леушиной, Ф.А. Сохина; в работах отечественных классиков педагогики К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого вопросы обучения связной речи детей; основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной; методика и содержание обучения монологической речи в детском саду в работах Н.Ф. Виноградовой, В.В. Гербовой, Е.А. Смирновой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной; методы, диалогической речи в дошкольном возрасте разработанные Е.И. Тихеевой, О.И. Соловьёвой, А.М. Бородич, В.В. Гербовой и другими.
Объектом нашего исследования является связная речь детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: особенности обучения рассказыванию как методу формирования связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования выявление особенностей обучения рассказыванию как методу формирования связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В соответствии с поставленной целью, выделенными объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи: проанализировать особенности связной речи у детей дошкольного возраста с общего недоразвития речи; выявить значение рассказывания в формировании связной речи у детей дошкольного возраста с общего недоразвития речи.
Гипотеза исследования выражена в предположении о том, что обучение рассказыванию как метода формирования связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, стимулирует речевую активность детей, в части развития: активного словаря; монологической речи; диалогической речи и связной речи.
Теоретико-методологической основой исследования послужили теоретические, методологические, методические и практические положения отечественных ученых по проблеме развития связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи представленной в работах Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, М.М. Кольцовой, Р.Е. Левиной, Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова. «Диалогическое единство» рассмотренное Н.Ю. Шведовой, С.Е. Крюковым, Л.Ю. Максимовой как критерия связности развернутой диалогической речи. А.А. Леонтьев А.М. Леушина, Л.А. Пеньевская, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинсктй, Е.А. Флерина выделяют качества монологической речи, такие как относительная развернутость, большая произвольность и программированность. Роль невербальных средств передачи информации в трудах Н.А. Головань, А.Г. Зикеев, А.Р. Лурия, Л.А. Долгова.
Практическая значимость заключается в том, что представлена программа обучения рассказыванию как методу формирования связной речи у детей дошкольного возраста с общего недоразвития речи, выявлены технологические особенности работы с данной категорией детей, а также развивающие функции рассказывания, как целостного культурно- исторического и социально-педагогического феномена. Материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности специалистами ДОУ, а также в процессе коррекционно-педагогической деятельности учителями-логопедами, дефектологами, специальными психологами в работе по развитию связной речи детей дошкольного школьного возраста с ОНР.
База исследования – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 102 имени А.В.Крестьянинова» городского округа Прохладный Кабардино-Балкарской Республики, Дошкольное отделение 24 «Ягодка».
Подводя итоги теоретического исследования, мы пришли к ряду выводов: В ОНР выделены степени – безречевые, с отсутствием общеупотребительной речи; вторая – имеются базовые элементы общеупотребительной речи, бедный словарный запас, аграмматизм; третья – наличие фразовой речи, с недоразвитостью звуковой и смысловой составляющих и четвертая– некоторые проблемы в фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторонах речи.
У дошкольников с ОНР выделены следующие особенности развития их связной речи: в беседе наблюдаются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов; использование простых малоинформативных предложений; трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.
Характерными признаками ОНР 4 типа являются: отсутствие явных нарушений звукопроизношения, сами звуки поставлены правильным образом; речь невнятна с нечетким смазанным звукопроизношением; присутствуют нарушения структуры слогов, выражающиеся в замене звуков на похожие; неправильное использование некоторых слов, обозначающие признаки того или иного предмета; ребенок может не понимать или путать фразы «длинный стол» и «высоки стол»; трудности с подбором правильных суффиксов; могут встречаться минимальное число аграмматизмов.
Работы с детьми с ОНР по формированию связной речи включает в себя следующие этапы: формирование полноценных фонематических процессов; формирование представлений о звуко-буквенном составе слова; коррекция дефектов произношения; накопление словарного запаса; обучение правильному построению предложения и его интонационному оформлению; обучение разным видам пересказа; обучение самостоятельному рассказыванию.
В целях формирования связной монологической речи старших дошкольников с ОНР рекомендуют проведение следующих видов занятий с картинным материалом:
- Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого им сюжета;
- Составление небольших рассказов-описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия, предметов, события, определяющих тематику картин;
- Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия;
- Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий, описание пейзажной картины, обучение описанию предметов;
- Обучение рассказыванию с элементами творчества;
- Обучение творческому рассказыванию.