Методическое сопровождение организации технологии «утренний сбор» с детьми старшего дошкольного возраста

Статья посвящена значению методического сопровождения организации технологии «утренний сбор» с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду; в статье обосновывается значимость методического сопровождения в детском саду, раскрывается определение понятия «методическое сопровождение»; рассматривается содержание основных направлений методического сопровождения в ДОУ у детей старшего дошкольного возраста.

Аннотация статьи
педагог
методическая работа
дошкольное образование
дошкольное образовательное учреждение
методическое сопровождение
Ключевые слова

Актуальность исследования. Процесс модернизации российского образования требует усовершенствования не только содержания обучения, воспитания, но и методической работы. Актуальной проблемой на современном этапе является методическое сопровождение детей в ДОУ.

Методическое сопровождение детей играет ключевую роль, так как решает следующие задачи:

  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  • помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения,
  • социализации;
  • выявление особых образовательных потребностей детей.
  • формирование жизненных навыков;
  • формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
  • профилактика нарушения эмоционально-волевой сферы.

 Особенную актуальность приобретает методическое сопровождение диалогической речи.

Актуальность темы нашего исследования обусловлена тем, что существует социальный заказ общества на формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия и решению коммуникативных задач, что обеспечивает успешную ее адаптацию и социализацию в современном социокультурном пространстве. Эти задачи невозможно решить без совершенствования методического сопровождения образовательного процесса.

Цель исследования: теоретически изучить и опытно-экспериментальным путем определить особенности методического сопровождения организации технологии «утренний сбор» в развитии диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста

Объект исследования: методическое сопровождение организации технологии «утренний сбор» в детском саду.

Предмет исследования: организационно-методические условия методического сопровождения организации технологии «утренний сбор» в развитии диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста Гипотеза исследования заключается в том, что методическое сопровождение организации технологии «утренний сбор» будет являться эффективным в развития у детей старшего дошкольного возраста диалогической речи, если:

  • подобран комплекс упражнений, содержание которых содержит вопросно-ответную форму общения;
  • в построение коммуникативных ситуаций включает приём речевого образца, побудительные вопросы;
  • диалогические навыки закреплять в совместной работе логопеда и родителей в разных видах деятельности.

Задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  2. Определить роль утреннего сбора в работе с детьми дошкольного возраста.
  3. Определить анализ исходного уровня развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста
  4. Организовать и провести опытно-экспериментальную работу по методическому сопровождению организации технологии «утренний сбор» с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду

Методологическая основа исследования:

  • подходы к организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении раскрыты в работах К.Ю. Белой, Н.В. Немовой, М.М. Поташника, А.М. Моисеева.
  • теории, отражающие суть методического сопровождения в современных условиях: В.И. Дубровой и Е.П. Милошевич, Л.А. Бахтуриной, А.И. Васильевой, И.И.Кобининой.
  • идеи, раскрывающие вопросы развития диалогической речи у детей дошкольного возраста: А Г. Арушановой, Е. И. Радиной, О. И. Соловьевой, Ф. А. Сохина, Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, В. И. Яшиной, О. А. Бизиковой, Е. С. Рычаговой, А. А. Соколовой, А. В. Чулковой.
  • концепция А.Н. Гвоздева о нормальном развитии речи.

Методы исследования:

  • Теоретические методы  изучение, анализ и обобщение положений научной литературы по теме исследования.
  • Эмпирические методы – педагогический эксперимент; комплексная диагностическая методика для выявления уровня развития диалогической речи детей 5-7 лет (А.М. Алексеева, В.И. Яшина).
  • Статистические методы – кoличественный и качественный анализ данных.

Теоретическая значимость исследования заключена в том, что систематизирован материал по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе утреннего сбора.

Практическая значимость: представленные методические материалы и результаты опытно-экспериментальной работы могут применяться педагогами в работе по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе утреннего сбора.

Опытно-экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 21» с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников» города Кызыла Республики Тыва; В нашей работе были задействованы воспитанники старших групп в количестве 24 человек. 12 детей группы «Звездочка» вошли в состав экспериментальной группы (далее ЭГ) и столько же воспитанников детей из группы «Солнышко» составили контрольную группу (далее – КГ).

Целью констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы стало определение уровня сформированности диалогичной речи у детей контрольной и экспериментальной групп. Для этого были подобраны диагностические материалы, представленные комплексом заданий для изучения особенностей диалогической речи детей, разработанными М.М Алексеевой, В.И. Яшиной.

Данная методика основывается на фиксировании наблюдений за детьми в процессе свободного общения и выполнения ряда заданий. Первым этапом методики стало организованное наблюдение за общением детей, направленное на изучение особенностей развития диалогической речи дошкольников.

Наблюдение проводилось согласно требований к проведению диагностики в течение 20 минут. Предметом наблюдения стало свободное общение каждого ребенка.

Обработка результатов проводилась в соответствии со следующими показателями:

  • «тон общения (доброжелательный, недоброжелательный, спокойный и крикливый);
  • стиль общения (внимание и невнимание к речи собеседника, перебивает и не перебивает собеседника, ожидает своей очереди, не мешает общению, сдержанность по отношению к собеседнику, развязность, пользуется формами речевого этикета)» [2, с. 238].

Вторая серия заданий методики основана на проведении индивидуальной беседы с детьми по вопросам. Вопросы предполагают разговор на определенную тему, выяснение умений ребенка организовывать диалог со сверстником, а также на умения ребенка задавать вопросы для построения беседы по сюжетной картинке. Назначение этого задания заключается в изучении особенностей проявления диалогических умений детей в специально организованном общении.

Задание основано на предложении детям серии вопросов, ответы на которые дословно фиксируются в протоколе и затем анализируются. При выполнении этого задания важно установление контакта с ребёнком, создание доверительных отношений для проведения разговора.

Тема беседы должна быть близка детям этого возраста, поэтому лучше использовать беседу о семье. В ходе проведения этой беседы наблюдатель оценивает уровень развития таких коммуникативных умений, как умение ребенка вступать в разговор, поддерживать его, умение самим задавать вопросы, использовать формы речевого этикета, завершать разговор.

Вторая часть вопросов в этой серии заданий предполагает оценку способности детей вступать в диалог. При этом оцениваются и умения ребенка использовать формы речевого этикета. Для этого испытатель предлагает испытуемому вступить в диалог с другими детьми. Для этого задается вопрос «Кого бы ты пригласил играть вместе с собой? Пригласи. Как ты будешь приглашать?».

Также в ходе проведения специально организованного общения проводится и оценка сформированности умений ребенка задавать вопросы собеседнику. Для этого испытуемому предлагается сюжетная картинка. После ее рассмотрения ребенку дают задание сформулировать вопросы по ее содержанию: «Посмотри, какая у меня есть картинка. Хочешь, я расскажу тебе, что здесь нарисовано? Только ты задавай мне вопросы, спрашивай меня».

Индивидуальная беседа с ребенком оценивается по следующим критериям:

  • умения вступать в диалог (владение речевыми оборотами для установления контакта, легкость и затрудненность контактирования);
  • умения поддерживать и завершать диалог (умение отвечать на вопросы, умения задавать вопросы, слушать собеседника, своевременно вступать в диалог, завершать разговор) [2, c. 238].

Сформированность диалогических умений детей на основе проведения индивидуальной беседы по вопросам оценивалась в баллах. За каждый правильный ответ ребенка ему выставлялся 1 балл. При отсутствии ответа на вопрос - 0 баллов. В соответствии с выставленными баллами авторами методики выделены уровни сформированности диалогических умений.

Результаты исследования на основе наблюдений за детьми в процессе их свободного общения представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования уровня сформированности диалогической речи по данным первой серии заданий (наблюдение за свободным общением) на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы по группам

 уровни

группа

высокий

средний

низкий

КГ

20%

46%

34%

ЭГ

26%

34%

40%

Сравнительный анализ результатов констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования на основе организованного наблюдения за свободным общением детей показал следующее.

На основании оценки результатов в количественный показателях стоит отметить, что из полученных данных мы можем констатировать, что в группах есть различия в уровнях развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста. Причем показатели в экспериментальной группе несколько выше, чем в контрольной. Тем не менее эти показатели отличаются несущественно. Так, у 20% детей контрольной группы был выявлен высокий уровень развития диалогической речи. У детей же экспериментальной группы этот показатель составил 26 %.

Оценка среднего уровня показала, что в контрольной группе этот показатель равен 46%, тогда как в экспериментально лишь 34%.

Низкий уровень составил 34% у детей в контрольной группе, а в экспериментальной - 40%.

Качественный анализ полученных результатов позволяет отметить, что дети с высоким уровнем развития коммуникативных умений в свободном и специально организованном общении показали доброжелательный, спокойный тон общения. Они были внимательны к речи собеседника. В диалоге они не перебивали собеседника, спокойно ожидая своей очереди. В общении проявляли сдержанность как в жестах, так в мимике, позе. Речь этих ребят строилась на основе умелого использования форм речевого этикета.

У детей со средним уровнем развития коммуникативных умений в процессе исследования также отмечен доброжелательный тон общения. Тем не менее, эти ребята допускали выкрики при ответах, стараясь быстрее ответить. Не всегда они проявляли внимание к собеседнику, постоянно перебивали его. В то же время они были сдержаны при использовании жестов и мимики. Позы этих детей при общении не были агрессивными, что в целом помогало наладить общение с этими детьми.

Дети, продемонстрировавшие низкий уровень развития коммуникативных умений в процессе общения часто проявляли элементы агрессивного поведения, демонстрировали недоброжелательность, крикливость в ходе беседы. Были не внимательны к собеседнику, постоянно перебивали говорящего, проявляя развязность в жестах, мимике и позе.

Результаты исследования на основе наблюдений за детьми в процессе специально организованного общения представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты исследования уровня сформированности диалогической речи по данным второй серии заданий (наблюдение за специально организованным общением) на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы по группам

 уровни

группа

высокий

средний

низкий

КГ

20%

46%

34%

ЭГ

26%

34%

40%

Количественный анализ результатов оценки наблюдений за детьми в процессе индивидуальной беседы показал, те же результаты, что и при оценке первой серии заданий методики исследования. При этом стоит отметить и то, что сравнение итогов результата исследования говорит о наличии различий в двух группах уровней развития диалогических умений детей.

На основе полученных на констатирующем этапе результатов и в соответствии с теоретическими положениями, выделенными нами на основе анализа проблемы исследования, было принято решение о проведении специальной работа с экспериментальной группой.

Целью формирующего этапа стала разработка программы методического сопровождения организации и проведения технологии «утренний сбор», направленной на повышение уровня сформированности диалогический речи у детей 5-6 лет.

Этап, связанный с формирующей частью педагогического эксперимента, проводился в три этапа: мотивационный, обучающий и результативный. Первым этапом работы стал мотивационный этап, который предполагал мотивацию воспитателей по оптимизации технологии утреннего сбора в ЭГ.

Сама процедура утреннего сбора в ДОУ связана с мотивацией детей на положительный настрой в течение всего рабочего дня. Эта процедура предполагает совместную работу педагогов и родителей, поэтому основой нашей работы на этом этапе стало создание дидактической среды в методическом центре нашего детского сада, которая направлена на оказание помощи в организации работы с детьми и повышение педагогического мастерства педагогов ДОУ. Однако дидактическая среда предполагает и такое направление работы методического сопровождения, как работа с родителями. Поэтому в нашем методическом центре были размещены различные материалы, направленные на просвещение родителей в рамках оказания им помощи в правильной организации режима дня ребенка, мотивации детей на посещение детского сада и т.п.

Вообще наш методический кабинет содержит различные материалы для педагогов и их родителей. К их числу относятся различные нормативно- инструктивные материалы, регулирующие деятельность ДОУ и самого центра; методические материалы разной направленности; дидактические и наглядные материалы для работы с детьми по разным направлениям работы, в том числе и материалы по речевому развитию детей с помощью технологии "утренний сбор"; технические средства обучения. Также в нашем центре есть

библиотека для педагогов, родителей и детей.

Работа методического центра как центра сопровождения предполагает знакомство работников нашего детского сада с передовым педагогическим опытом, инновационными процессами, проходящими сегодня в области дошкольного образования, с обобщением лучшего передового опыты работников нашего ДОУ. Помимо этого центр оказывает воспитателям помощь по внедрению новых образовательных технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ. Поэтому в нашем центре создан банк педагогической информации, представленный в виде медиатеки.

Медиатека нашего детского сада включает в себя: фонд книг, методических пособий, видеофильмов, звукозаписей, компьютерных презентаций, позволяющих ознакомить педагогический состав с работой по внедрению новых технологий. В нашем случае мы организовывали работу по знакомству с технологией утреннего сбора.

Далее был проведен обучающий этап нашей работы, связанный непосредственно с работой в экспериментальной группе. Работа на этом этапе построена с методическими рекомендациями, которые получили воспитатели, в ходе знакомства с новыми технологиями проведения этой процедуры в детском саду. В соответствии с ними в группе Утренний сбор включал:

  1. Этап приветствия, который проводился в течение 1–3 минут.
  2. Этап, связанный с проведением различных речевых игр и составлял по времени от 2 до 5 минут.
  3. Этап обмена новостями, который занимал от 2 до10 минут.
  4. Этап составления плана дня. Этот этап вместе с сообщением воспитателя занимал от 5 до 12 минут.

При проведении каждого этапа мы старались использовать разные формы работы. Так, например, на этапе приветствия мы предлагали дополнить слова приветствия словами пожеланиями хорошего дня друг другу. В другой раз этот этап предполагал высказывание каждым ребенком слов-комплиментов. Дети должны были после приветствия товарища сказать 2–3 комплимента.

Технология утреннего сбора предполагает использование позывного для его начала. В качестве этого мы использовали музыку детских песенок, звуки колокольчика, различные речёвки. В формировании диалогической речи детские песенки и речевки, которые сочетались в нашей работе с двигательными упражнениями, являются наиболее удачными формами работы. Поэтому каждый день мы старались обновить и музыкальное сопровождение и содержание рифмовок для утреннего сбора.

Заключение

Основной задачей нашего исследования стало развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста. Говоря о диалогической речи, следует понимать, что это речь, которая обусловлена ситуацией и контекстом (смыслом) предыдущего высказывания. Эта форма речи всегда связана с двусторонним процессом обмена информацией. Характеризуя диалог, можно сказать, что это "разговор по очереди, где для каждого партнера период говорения и слушания чередуется". При этом диалог всегда в развитии опережает монолог.

Основное направление в работе воспитателя старшей группы – это развитие связной диалогической речи детей. Поиск наиболее оптимальных путей решения этой задачи связан с методической работой, которая позволит построить процесс сопровождения речевого развития ребенка на основе использования современных эффективных методов и приемов работы.

Анализ научной литературы позволяет нам сделать вывод, что решение вопросов, связанных с развитием речи детей тесно связано с проведением методической работы по сопровождению данного процесса. Под методической работой в нашем исследовании мы будем понимать «целостную, основанную на достижениях науки, систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала в целом, а в конечном счете – на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития конкретных учащихся, классов» [19, c. 118]. Это определение, предложенное М.М. Поташником, отражает наиболее полно основные особенности методической работы.

В работе по развитию диалога большое значение принадлежит технологии организации процедуры утреннего сбора. Технология утреннего сбора, которая является одним из способов организации свободного общения детей, целенаправленно развивает у дошкольников умения диалогической речи. В процессе использования комплекса методов, приемов организации данного режимного момента дети овладевают правилами ведения речевого диалога, развивают свои умения в выражении чувств, обогащают и активизируют свой словарный запас. Кроме того, в процессе проведения утреннего сбора у детей «развивается эмоциональная отзывчивость, эмпатия, толерантность, формируются нравственные представления и понятия для анализа норм и правил поведения, появляется уверенность в том, что их любят и принимают такими, какие они есть» [27, с. 6] Однако для достижения всего этого педагоги должны обладать творческим подходом. В этом случае организация утреннего сбора будет способствовать созданию у детей и педагогов положительного настроя на весь рабочий день, что, в свою очередь, будет благоприятно сказываться на всей организации воспитательно-образовательного процессе в ДОУ.

Практическая часть работы включала обследование уровня развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста, которое показало недостаточные результаты, что и стало основанием для проведения формирующего этапа опытно-экспериментальной работы в нашем исследовании.

Работа на формирующем этапе основывалась на использовании технологии утреннего сбора в развитии диалогической речи дошкольников. работа по методическому сопровождению технологии «Утренний сбор» использование методического сопровождения использовании этой технологии позволило решить ряд задач, которые были поставлены в ходе нашего исследования. Так, умелое использование данной технологии позволяет создать благоприятные условия для неформального общения детей и взрослых. Данная технология позволяет и расширять знания детей об окружающем мире, что в свою очередь влияет на развитие речевых умений детей. Кроме того, эта технология напрямую направлена на решение организационных вопросов, к которым причастны сами дети, что формирует самостоятельность воспитанников и повышает их уровень дисциплинированности, а также способствует развитию действий планирования. Характер неформального общения при утреннем сборе благоприятно сказывается на межличностных отношениях детей в группе, помогает развитию коммуникативных навыков, в том числе расширяет опыт эмоционального взаимодействия детей ив взрослых и развитие эмпатии.

В целом, технология утреннего сбора, прежде всего, направлена на развитие навыков общения детей, основанных на таких умениях, как умения аргументированного построения высказывания, отстаивания своей точки зрения, умение слышать и слушать, стоить свою речь, задавать вопросы собеседнику и т.д.

Результаты контрольного этапа позволяют говорить о положительном влиянии нашей работы на развитие уровня диалогической речи детей старшего дошкольного возраста. Уровень развития диалогической речи детей экспериментальной группы повысился гораздо существеннее, чем в контрольной группе детей. Эти выводы говорят о том, что гипотеза исследования нашла подтверждение.

Текст статьи
  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г.С. Абрамова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2014. – 811 с.
  2. Арушанова, А.Г. Развитие диалогического общения / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика – Синтез, 2013. – 238 с.
  3. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение. Формирование грамматического строя речи. 3-7 лет: метод. Пособие / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 296 с.
  4. Багаутдинова, С. Ф. Система педагогического планирования ДОО в современных условиях / С. Ф. Багаутдинова // Дошкольное воспитание. - 2015. - №9. – С.4-10.
  5. Белая, К.Ю. Научно-методическое сопровождение образовательного процесса в ДОО: методическое пособие / К.Ю. Белая. – М.: Русское слово-учебник, cop. 2019. – 159 с.
  6. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998. – 298 с.
  7. Бронникова, Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников / Ю.О. Бронникова // Начальная школа, 2003. – №10. – С.41-44.
  8. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобинина И.И. Старший воспитатель детского сада / А.И. Васильева, Л.А. Бахтурина, И.И. Кобинина. – М.: Просвещение, 1990. – 141с.
  9. Ветрова, В.В. Ребенок учится говорить / Ветрова В.В., Смирнова Е.О. – М.: Знание, 2013. – 94 с.
  10. Воронова, А. П. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / А. П. Воронова. – М.: Детство – Пресс, 2014. – 243 с.
  11. Выгодский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выгодский // Хрестоматия по речевому развитию детей. – М.: Владос, 2014. – С. 58- 68.
  12. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи с детьми / В. В. Гербова. – М.: Просвещение, 2004. 207 с.
  13. Гризик, Т.И. Особенности обучения детей 4-6 лет описанию и повествованию: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.И. Гризик; Моск. гос. заоч. пед. ин-т. – М., 1990. – 25 с.
  14. Дуброва В.П., Милошевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении / В.П. Дуброва, Е.П. Милошевич. - М.: Новая школа, 1995. - 63 с.
  15. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Логинова В. И., Бабаева Т. И. [и др.]. – СПб.: ДетствоПРЕСС, 2014. – 484 с.
  16.  Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха. – СПб.: Петербург – XXI век, 1997. – 160 с.
  17. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольников / А.М. Леушина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – С. 358-371.
  18. Логинова, В.И. Формирование словаря / В.И. Логинова // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. ‒ М. : Академия, 2000. – С. 226-237.
  19. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста / Г.М. Лямина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшин. – М.: Академия, 2000. – 96 с.
  20. Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. ‒ М. : Мозаика-Синтез, 2005. ‒ 64 с.
  21. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок : кн. для воспитателя дет. сада / А. И. Максаков. ‒ М. : Просвещение, 1988. ‒ 159 с.
  22. Мудрик А.В. Воспитание как составная часть процесса социализации // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. – 2008. – Вып. 3(10). – С. 7-24.
  23. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду : пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. ‒ М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2000. ‒ 96 с.
  24. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп., 2015. – 944 c.
  25. Поташник М.М. Профессиональные объединения педагогов. – М.: Новая шк. 1997. – 118 с.
  26. Развитие общения у дошкольников / под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. – М.: Педагогика, 1974. – 288 с.
  27. Рузская, А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками / А.Г. Рузская. // Хрестоматия по курсу «Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе». – М. : Московский городской психолого-педагогический университет, 2004. – С. 6-30.
  28. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. А. Стародубова. ‒ М. : Издательский центр «Академия», 2009. ‒ 256 с.
  29.  Технология группового сбора и возможности ее реализации в условиях дошкольного образовательного учреждения: учебно-методическое пособие / Авт-сост. М. А. Пазюкова. – Иркутск: ОГОБУ СПО «ИРКПО», 2011. – 198 с.
  30. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е.И. Тихеева // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. ‒ М. : Академия, 2001. ‒ С. 126-144.
  31. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника / О.С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 240 с.
  32.  Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ/ Л.И. Фалюшина. – М.: АРКТН, 2004. – 262с.
  33. Флерина, Е. А. Разговорная речь в детском саду / Е. А. Флерина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 2010. – C.210-115.
  34. Чулкова, А.В. Формирование диалога у дошкольников / А. В. Чулкова. – Ростов –на/Д.: 2014. – 220 с.
  35. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д. Б. Эльконин. – М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1958. – 115 с.
Список литературы