Методическое сопровождение организации технологии «утренний сбор» с детьми старшего дошкольного возраста
Статья посвящена значению методического сопровождения организации технологии «утренний сбор» с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду; в статье обосновывается значимость методического сопровождения в детском саду, раскрывается определение понятия «методическое сопровождение»; рассматривается содержание основных направлений методического сопровождения в ДОУ у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность исследования. Процесс модернизации российского образования требует усовершенствования не только содержания обучения, воспитания, но и методической работы. Актуальной проблемой на современном этапе является методическое сопровождение детей в ДОУ.
Методическое сопровождение детей играет ключевую роль, так как решает следующие задачи:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения,
- социализации;
- выявление особых образовательных потребностей детей.
- формирование жизненных навыков;
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
- профилактика нарушения эмоционально-волевой сферы.
Особенную актуальность приобретает методическое сопровождение диалогической речи.
Актуальность темы нашего исследования обусловлена тем, что существует социальный заказ общества на формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия и решению коммуникативных задач, что обеспечивает успешную ее адаптацию и социализацию в современном социокультурном пространстве. Эти задачи невозможно решить без совершенствования методического сопровождения образовательного процесса.
Цель исследования: теоретически изучить и опытно-экспериментальным путем определить особенности методического сопровождения организации технологии «утренний сбор» в развитии диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста
Объект исследования: методическое сопровождение организации технологии «утренний сбор» в детском саду.
Предмет исследования: организационно-методические условия методического сопровождения организации технологии «утренний сбор» в развитии диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста Гипотеза исследования заключается в том, что методическое сопровождение организации технологии «утренний сбор» будет являться эффективным в развития у детей старшего дошкольного возраста диалогической речи, если:
- подобран комплекс упражнений, содержание которых содержит вопросно-ответную форму общения;
- в построение коммуникативных ситуаций включает приём речевого образца, побудительные вопросы;
- диалогические навыки закреплять в совместной работе логопеда и родителей в разных видах деятельности.
Задачи исследования:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
- Определить роль утреннего сбора в работе с детьми дошкольного возраста.
- Определить анализ исходного уровня развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста
- Организовать и провести опытно-экспериментальную работу по методическому сопровождению организации технологии «утренний сбор» с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду
Методологическая основа исследования:
- подходы к организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении раскрыты в работах К.Ю. Белой, Н.В. Немовой, М.М. Поташника, А.М. Моисеева.
- теории, отражающие суть методического сопровождения в современных условиях: В.И. Дубровой и Е.П. Милошевич, Л.А. Бахтуриной, А.И. Васильевой, И.И.Кобининой.
- идеи, раскрывающие вопросы развития диалогической речи у детей дошкольного возраста: А Г. Арушановой, Е. И. Радиной, О. И. Соловьевой, Ф. А. Сохина, Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, В. И. Яшиной, О. А. Бизиковой, Е. С. Рычаговой, А. А. Соколовой, А. В. Чулковой.
- концепция А.Н. Гвоздева о нормальном развитии речи.
Методы исследования:
- Теоретические методы – изучение, анализ и обобщение положений научной литературы по теме исследования.
- Эмпирические методы – педагогический эксперимент; комплексная диагностическая методика для выявления уровня развития диалогической речи детей 5-7 лет (А.М. Алексеева, В.И. Яшина).
- Статистические методы – кoличественный и качественный анализ данных.
Теоретическая значимость исследования заключена в том, что систематизирован материал по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе утреннего сбора.
Практическая значимость: представленные методические материалы и результаты опытно-экспериментальной работы могут применяться педагогами в работе по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе утреннего сбора.
Опытно-экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 21» с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников» города Кызыла Республики Тыва; В нашей работе были задействованы воспитанники старших групп в количестве 24 человек. 12 детей группы «Звездочка» вошли в состав экспериментальной группы (далее ЭГ) и столько же воспитанников детей из группы «Солнышко» составили контрольную группу (далее – КГ).
Целью констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы стало определение уровня сформированности диалогичной речи у детей контрольной и экспериментальной групп. Для этого были подобраны диагностические материалы, представленные комплексом заданий для изучения особенностей диалогической речи детей, разработанными М.М Алексеевой, В.И. Яшиной.
Данная методика основывается на фиксировании наблюдений за детьми в процессе свободного общения и выполнения ряда заданий. Первым этапом методики стало организованное наблюдение за общением детей, направленное на изучение особенностей развития диалогической речи дошкольников.
Наблюдение проводилось согласно требований к проведению диагностики в течение 20 минут. Предметом наблюдения стало свободное общение каждого ребенка.
Обработка результатов проводилась в соответствии со следующими показателями:
- «тон общения (доброжелательный, недоброжелательный, спокойный и крикливый);
- стиль общения (внимание и невнимание к речи собеседника, перебивает и не перебивает собеседника, ожидает своей очереди, не мешает общению, сдержанность по отношению к собеседнику, развязность, пользуется формами речевого этикета)» [2, с. 238].
Вторая серия заданий методики основана на проведении индивидуальной беседы с детьми по вопросам. Вопросы предполагают разговор на определенную тему, выяснение умений ребенка организовывать диалог со сверстником, а также на умения ребенка задавать вопросы для построения беседы по сюжетной картинке. Назначение этого задания заключается в изучении особенностей проявления диалогических умений детей в специально организованном общении.
Задание основано на предложении детям серии вопросов, ответы на которые дословно фиксируются в протоколе и затем анализируются. При выполнении этого задания важно установление контакта с ребёнком, создание доверительных отношений для проведения разговора.
Тема беседы должна быть близка детям этого возраста, поэтому лучше использовать беседу о семье. В ходе проведения этой беседы наблюдатель оценивает уровень развития таких коммуникативных умений, как умение ребенка вступать в разговор, поддерживать его, умение самим задавать вопросы, использовать формы речевого этикета, завершать разговор.
Вторая часть вопросов в этой серии заданий предполагает оценку способности детей вступать в диалог. При этом оцениваются и умения ребенка использовать формы речевого этикета. Для этого испытатель предлагает испытуемому вступить в диалог с другими детьми. Для этого задается вопрос «Кого бы ты пригласил играть вместе с собой? Пригласи. Как ты будешь приглашать?».
Также в ходе проведения специально организованного общения проводится и оценка сформированности умений ребенка задавать вопросы собеседнику. Для этого испытуемому предлагается сюжетная картинка. После ее рассмотрения ребенку дают задание сформулировать вопросы по ее содержанию: «Посмотри, какая у меня есть картинка. Хочешь, я расскажу тебе, что здесь нарисовано? Только ты задавай мне вопросы, спрашивай меня».
Индивидуальная беседа с ребенком оценивается по следующим критериям:
- умения вступать в диалог (владение речевыми оборотами для установления контакта, легкость и затрудненность контактирования);
- умения поддерживать и завершать диалог (умение отвечать на вопросы, умения задавать вопросы, слушать собеседника, своевременно вступать в диалог, завершать разговор) [2, c. 238].
Сформированность диалогических умений детей на основе проведения индивидуальной беседы по вопросам оценивалась в баллах. За каждый правильный ответ ребенка ему выставлялся 1 балл. При отсутствии ответа на вопрос - 0 баллов. В соответствии с выставленными баллами авторами методики выделены уровни сформированности диалогических умений.
Результаты исследования на основе наблюдений за детьми в процессе их свободного общения представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты исследования уровня сформированности диалогической речи по данным первой серии заданий (наблюдение за свободным общением) на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы по группам
уровни группа |
высокий |
средний |
низкий |
КГ |
20% |
46% |
34% |
ЭГ |
26% |
34% |
40% |
Сравнительный анализ результатов констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования на основе организованного наблюдения за свободным общением детей показал следующее.
На основании оценки результатов в количественный показателях стоит отметить, что из полученных данных мы можем констатировать, что в группах есть различия в уровнях развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста. Причем показатели в экспериментальной группе несколько выше, чем в контрольной. Тем не менее эти показатели отличаются несущественно. Так, у 20% детей контрольной группы был выявлен высокий уровень развития диалогической речи. У детей же экспериментальной группы этот показатель составил 26 %.
Оценка среднего уровня показала, что в контрольной группе этот показатель равен 46%, тогда как в экспериментально лишь 34%.
Низкий уровень составил 34% у детей в контрольной группе, а в экспериментальной - 40%.
Качественный анализ полученных результатов позволяет отметить, что дети с высоким уровнем развития коммуникативных умений в свободном и специально организованном общении показали доброжелательный, спокойный тон общения. Они были внимательны к речи собеседника. В диалоге они не перебивали собеседника, спокойно ожидая своей очереди. В общении проявляли сдержанность как в жестах, так в мимике, позе. Речь этих ребят строилась на основе умелого использования форм речевого этикета.
У детей со средним уровнем развития коммуникативных умений в процессе исследования также отмечен доброжелательный тон общения. Тем не менее, эти ребята допускали выкрики при ответах, стараясь быстрее ответить. Не всегда они проявляли внимание к собеседнику, постоянно перебивали его. В то же время они были сдержаны при использовании жестов и мимики. Позы этих детей при общении не были агрессивными, что в целом помогало наладить общение с этими детьми.
Дети, продемонстрировавшие низкий уровень развития коммуникативных умений в процессе общения часто проявляли элементы агрессивного поведения, демонстрировали недоброжелательность, крикливость в ходе беседы. Были не внимательны к собеседнику, постоянно перебивали говорящего, проявляя развязность в жестах, мимике и позе.
Результаты исследования на основе наблюдений за детьми в процессе специально организованного общения представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты исследования уровня сформированности диалогической речи по данным второй серии заданий (наблюдение за специально организованным общением) на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы по группам
уровни группа |
высокий |
средний |
низкий |
КГ |
20% |
46% |
34% |
ЭГ |
26% |
34% |
40% |
Количественный анализ результатов оценки наблюдений за детьми в процессе индивидуальной беседы показал, те же результаты, что и при оценке первой серии заданий методики исследования. При этом стоит отметить и то, что сравнение итогов результата исследования говорит о наличии различий в двух группах уровней развития диалогических умений детей.
На основе полученных на констатирующем этапе результатов и в соответствии с теоретическими положениями, выделенными нами на основе анализа проблемы исследования, было принято решение о проведении специальной работа с экспериментальной группой.
Целью формирующего этапа стала разработка программы методического сопровождения организации и проведения технологии «утренний сбор», направленной на повышение уровня сформированности диалогический речи у детей 5-6 лет.
Этап, связанный с формирующей частью педагогического эксперимента, проводился в три этапа: мотивационный, обучающий и результативный. Первым этапом работы стал мотивационный этап, который предполагал мотивацию воспитателей по оптимизации технологии утреннего сбора в ЭГ.
Сама процедура утреннего сбора в ДОУ связана с мотивацией детей на положительный настрой в течение всего рабочего дня. Эта процедура предполагает совместную работу педагогов и родителей, поэтому основой нашей работы на этом этапе стало создание дидактической среды в методическом центре нашего детского сада, которая направлена на оказание помощи в организации работы с детьми и повышение педагогического мастерства педагогов ДОУ. Однако дидактическая среда предполагает и такое направление работы методического сопровождения, как работа с родителями. Поэтому в нашем методическом центре были размещены различные материалы, направленные на просвещение родителей в рамках оказания им помощи в правильной организации режима дня ребенка, мотивации детей на посещение детского сада и т.п.
Вообще наш методический кабинет содержит различные материалы для педагогов и их родителей. К их числу относятся различные нормативно- инструктивные материалы, регулирующие деятельность ДОУ и самого центра; методические материалы разной направленности; дидактические и наглядные материалы для работы с детьми по разным направлениям работы, в том числе и материалы по речевому развитию детей с помощью технологии "утренний сбор"; технические средства обучения. Также в нашем центре есть
библиотека для педагогов, родителей и детей.
Работа методического центра как центра сопровождения предполагает знакомство работников нашего детского сада с передовым педагогическим опытом, инновационными процессами, проходящими сегодня в области дошкольного образования, с обобщением лучшего передового опыты работников нашего ДОУ. Помимо этого центр оказывает воспитателям помощь по внедрению новых образовательных технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ. Поэтому в нашем центре создан банк педагогической информации, представленный в виде медиатеки.
Медиатека нашего детского сада включает в себя: фонд книг, методических пособий, видеофильмов, звукозаписей, компьютерных презентаций, позволяющих ознакомить педагогический состав с работой по внедрению новых технологий. В нашем случае мы организовывали работу по знакомству с технологией утреннего сбора.
Далее был проведен обучающий этап нашей работы, связанный непосредственно с работой в экспериментальной группе. Работа на этом этапе построена с методическими рекомендациями, которые получили воспитатели, в ходе знакомства с новыми технологиями проведения этой процедуры в детском саду. В соответствии с ними в группе Утренний сбор включал:
- Этап приветствия, который проводился в течение 1–3 минут.
- Этап, связанный с проведением различных речевых игр и составлял по времени от 2 до 5 минут.
- Этап обмена новостями, который занимал от 2 до10 минут.
- Этап составления плана дня. Этот этап вместе с сообщением воспитателя занимал от 5 до 12 минут.
При проведении каждого этапа мы старались использовать разные формы работы. Так, например, на этапе приветствия мы предлагали дополнить слова приветствия словами пожеланиями хорошего дня друг другу. В другой раз этот этап предполагал высказывание каждым ребенком слов-комплиментов. Дети должны были после приветствия товарища сказать 2–3 комплимента.
Технология утреннего сбора предполагает использование позывного для его начала. В качестве этого мы использовали музыку детских песенок, звуки колокольчика, различные речёвки. В формировании диалогической речи детские песенки и речевки, которые сочетались в нашей работе с двигательными упражнениями, являются наиболее удачными формами работы. Поэтому каждый день мы старались обновить и музыкальное сопровождение и содержание рифмовок для утреннего сбора.
Заключение
Основной задачей нашего исследования стало развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста. Говоря о диалогической речи, следует понимать, что это речь, которая обусловлена ситуацией и контекстом (смыслом) предыдущего высказывания. Эта форма речи всегда связана с двусторонним процессом обмена информацией. Характеризуя диалог, можно сказать, что это "разговор по очереди, где для каждого партнера период говорения и слушания чередуется". При этом диалог всегда в развитии опережает монолог.
Основное направление в работе воспитателя старшей группы – это развитие связной диалогической речи детей. Поиск наиболее оптимальных путей решения этой задачи связан с методической работой, которая позволит построить процесс сопровождения речевого развития ребенка на основе использования современных эффективных методов и приемов работы.
Анализ научной литературы позволяет нам сделать вывод, что решение вопросов, связанных с развитием речи детей тесно связано с проведением методической работы по сопровождению данного процесса. Под методической работой в нашем исследовании мы будем понимать «целостную, основанную на достижениях науки, систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала в целом, а в конечном счете – на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития конкретных учащихся, классов» [19, c. 118]. Это определение, предложенное М.М. Поташником, отражает наиболее полно основные особенности методической работы.
В работе по развитию диалога большое значение принадлежит технологии организации процедуры утреннего сбора. Технология утреннего сбора, которая является одним из способов организации свободного общения детей, целенаправленно развивает у дошкольников умения диалогической речи. В процессе использования комплекса методов, приемов организации данного режимного момента дети овладевают правилами ведения речевого диалога, развивают свои умения в выражении чувств, обогащают и активизируют свой словарный запас. Кроме того, в процессе проведения утреннего сбора у детей «развивается эмоциональная отзывчивость, эмпатия, толерантность, формируются нравственные представления и понятия для анализа норм и правил поведения, появляется уверенность в том, что их любят и принимают такими, какие они есть» [27, с. 6] Однако для достижения всего этого педагоги должны обладать творческим подходом. В этом случае организация утреннего сбора будет способствовать созданию у детей и педагогов положительного настроя на весь рабочий день, что, в свою очередь, будет благоприятно сказываться на всей организации воспитательно-образовательного процессе в ДОУ.
Практическая часть работы включала обследование уровня развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста, которое показало недостаточные результаты, что и стало основанием для проведения формирующего этапа опытно-экспериментальной работы в нашем исследовании.
Работа на формирующем этапе основывалась на использовании технологии утреннего сбора в развитии диалогической речи дошкольников. работа по методическому сопровождению технологии «Утренний сбор» использование методического сопровождения использовании этой технологии позволило решить ряд задач, которые были поставлены в ходе нашего исследования. Так, умелое использование данной технологии позволяет создать благоприятные условия для неформального общения детей и взрослых. Данная технология позволяет и расширять знания детей об окружающем мире, что в свою очередь влияет на развитие речевых умений детей. Кроме того, эта технология напрямую направлена на решение организационных вопросов, к которым причастны сами дети, что формирует самостоятельность воспитанников и повышает их уровень дисциплинированности, а также способствует развитию действий планирования. Характер неформального общения при утреннем сборе благоприятно сказывается на межличностных отношениях детей в группе, помогает развитию коммуникативных навыков, в том числе расширяет опыт эмоционального взаимодействия детей ив взрослых и развитие эмпатии.
В целом, технология утреннего сбора, прежде всего, направлена на развитие навыков общения детей, основанных на таких умениях, как умения аргументированного построения высказывания, отстаивания своей точки зрения, умение слышать и слушать, стоить свою речь, задавать вопросы собеседнику и т.д.
Результаты контрольного этапа позволяют говорить о положительном влиянии нашей работы на развитие уровня диалогической речи детей старшего дошкольного возраста. Уровень развития диалогической речи детей экспериментальной группы повысился гораздо существеннее, чем в контрольной группе детей. Эти выводы говорят о том, что гипотеза исследования нашла подтверждение.
- Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г.С. Абрамова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2014. – 811 с.
- Арушанова, А.Г. Развитие диалогического общения / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика – Синтез, 2013. – 238 с.
- Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение. Формирование грамматического строя речи. 3-7 лет: метод. Пособие / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 296 с.
- Багаутдинова, С. Ф. Система педагогического планирования ДОО в современных условиях / С. Ф. Багаутдинова // Дошкольное воспитание. - 2015. - №9. – С.4-10.
- Белая, К.Ю. Научно-методическое сопровождение образовательного процесса в ДОО: методическое пособие / К.Ю. Белая. – М.: Русское слово-учебник, cop. 2019. – 159 с.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998. – 298 с.
- Бронникова, Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников / Ю.О. Бронникова // Начальная школа, 2003. – №10. – С.41-44.
- Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобинина И.И. Старший воспитатель детского сада / А.И. Васильева, Л.А. Бахтурина, И.И. Кобинина. – М.: Просвещение, 1990. – 141с.
- Ветрова, В.В. Ребенок учится говорить / Ветрова В.В., Смирнова Е.О. – М.: Знание, 2013. – 94 с.
- Воронова, А. П. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / А. П. Воронова. – М.: Детство – Пресс, 2014. – 243 с.
- Выгодский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выгодский // Хрестоматия по речевому развитию детей. – М.: Владос, 2014. – С. 58- 68.
- Гербова, В. В. Занятия по развитию речи с детьми / В. В. Гербова. – М.: Просвещение, 2004. 207 с.
- Гризик, Т.И. Особенности обучения детей 4-6 лет описанию и повествованию: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.И. Гризик; Моск. гос. заоч. пед. ин-т. – М., 1990. – 25 с.
- Дуброва В.П., Милошевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении / В.П. Дуброва, Е.П. Милошевич. - М.: Новая школа, 1995. - 63 с.
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Логинова В. И., Бабаева Т. И. [и др.]. – СПб.: ДетствоПРЕСС, 2014. – 484 с.
- Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха. – СПб.: Петербург – XXI век, 1997. – 160 с.
- Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольников / А.М. Леушина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – С. 358-371.
- Логинова, В.И. Формирование словаря / В.И. Логинова // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. ‒ М. : Академия, 2000. – С. 226-237.
- Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста / Г.М. Лямина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшин. – М.: Академия, 2000. – 96 с.
- Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. ‒ М. : Мозаика-Синтез, 2005. ‒ 64 с.
- Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок : кн. для воспитателя дет. сада / А. И. Максаков. ‒ М. : Просвещение, 1988. ‒ 159 с.
- Мудрик А.В. Воспитание как составная часть процесса социализации // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. – 2008. – Вып. 3(10). – С. 7-24.
- Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду : пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. ‒ М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2000. ‒ 96 с.
- Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп., 2015. – 944 c.
- Поташник М.М. Профессиональные объединения педагогов. – М.: Новая шк. 1997. – 118 с.
- Развитие общения у дошкольников / под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. – М.: Педагогика, 1974. – 288 с.
- Рузская, А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками / А.Г. Рузская. // Хрестоматия по курсу «Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе». – М. : Московский городской психолого-педагогический университет, 2004. – С. 6-30.
- Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. А. Стародубова. ‒ М. : Издательский центр «Академия», 2009. ‒ 256 с.
- Технология группового сбора и возможности ее реализации в условиях дошкольного образовательного учреждения: учебно-методическое пособие / Авт-сост. М. А. Пазюкова. – Иркутск: ОГОБУ СПО «ИРКПО», 2011. – 198 с.
- Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е.И. Тихеева // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. ‒ М. : Академия, 2001. ‒ С. 126-144.
- Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника / О.С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 240 с.
- Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ/ Л.И. Фалюшина. – М.: АРКТН, 2004. – 262с.
- Флерина, Е. А. Разговорная речь в детском саду / Е. А. Флерина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 2010. – C.210-115.
- Чулкова, А.В. Формирование диалога у дошкольников / А. В. Чулкова. – Ростов –на/Д.: 2014. – 220 с.
- Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д. Б. Эльконин. – М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1958. – 115 с.