Педагогика призвана отвечать на запросы времени, определяя такие системы, методы и формы, которые конструктивно влияли бы на воспитание детей.
Актуальность проблем, связанных с формированием духовно-нравственной культуры подрастающего поколения, бесспорна. Программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у наших воспитанников как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях. Поэтому образовательное учреждение, «давая знания и помогая юному человеку вырасти умным, сильным и здоровым, одновременно должно научить его отличать добро от зла, правду от лжи, подлинную свободу от порабощения инстинктами и страстями…» [12].
В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека. Это физически здоровый, образованный, творческий человек, способный к осмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема формирования духовно – нравственной культуры в детском саду на современном этапе развития общества приобретает особую актуальность и значимость.
«Духовность» – это не только религиозный термин. Его употребление в обиходе наших выражений очень широко: устремление человека к тем или иным высшим ценностям, исполнение высокодуховных истин, умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать. Это качество всей человеческой деятельности. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности – любовь.
«Нравственность» – это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание – это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью. Духовность и нравственность – понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.
Особенности современных детей описаны Н.А. Горловой [2] на основе данных исследований, проведенных ЮНЕСКО. Вот некоторые из них:
- комплексное развитие мыслительных операций (дети мыслят блоками, модулями, квантами);
- выше уровень интеллекта (высокий уровень составляет 130, а не 100; раньше такой IQ встречался у одного ребенка из десяти тысяч);
- традиционные методы и методики диагностики устарели и не отражают «актуального уровня развития»: дети 2-3 лет справляются с заданиями, рассчитанными ранее на детей 4-5 лет;
- дети отличаются повышенной потребностью к восприятию информации, постоянно ищут возможности ее удовлетворения, если не получают необходимой «порции» информационной энергии, начинают проявлять недовольство или агрессию;
- объем долговременной памяти намного больше, а проходимость оперативной – выше, что позволяет воспринимать и перерабатывать большое количество информации за короткий промежуток времени. Современный ребёнок сегодня имеет высокий умственный потенциал, но, хорошо владея знаниями, часто не может применить их в практической деятельности. Это всё нельзя не учитывать, при организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Л.С. Выготский [1] считал, что программа для дошкольных учреждений должна быть построена по определенной системе, благодаря чему деятельность детей будет направлена на выполнение хорошо понятной им цели. Это облегчит решение проблемы целеполагания. В теоретическом плане мысль Л.С. Выготского [1] была развита Н.Н. Подьяковым [15]. В 1970 г. он предложил создавать программу (т.е. систему работы) таким образом, чтобы конкретные знания, получаемые детьми, выстраивались вокруг центрального звена, основу которого составляют важнейшие связи и зависимости в той или иной области. Он же высказал идею модульного принципа ещё в 1973 году, но не реализовал её практически. Апробацию модули прошли только в наши дни, и описала их в методическом пособии А.И.Ивановой [5].
«Модуль» определяется как целевой унифицированный, функционально законченный узел. Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Модульная система обучения предполагает деятельность, объединённую между собой на основе какого-либо сюжета, темы, которая развертывается на протяжении долгого времени. Сюжет делает обучение интересным для детей, их деятельность приобретает целесообразность, они усваивают знания не потому, что так запланировал педагог, а потому что эти знания совершенно реально понадобятся им сегодня или в ближайшем будущем.
На основе предлагаемого алгоритма А.И.Ивановой [5] была разработана проектно-модульной технология образовательной деятельности по формированию духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста, включающей в себя комплекс модулей с последовательно усложняющимся материалом и проектной деятельностью (тема, сюжет, цель, завязка, деятельность детей, итоговое мероприятие). Но ребёнок развивается не только в детском саду, но и в семье, и в обществе, в силу своих возрастных особенностей воспитанники детского сада не могут самостоятельно достичь цели по данной тематике. Только при создании единого образовательного пространства «ДОУ – семья - социум» отмечается духовно-нравственный рост личности ребёнка, поэтому был введён проектный метод, подразумевающий совместную деятельность детей, педагогов и родителей.
Использование проектно-модульной технологии позволяет строить педагогическую деятельность на основе интеграции всех видов деятельности.
Деятельность была разделена на несколько этапов. Педагоги посчитали необходимым проведение подготовительного этапа, так как у детей не сформировано восприятие духовно-нравственных понятий и существуют расхождения между знаниями норм и правил поведения и неумением воспользоваться ими в практической деятельности в силу возрастных особенностей. На данном этапе были использованы следующие методы: этические беседы, проблемные ситуации, прослушивание литературно-музыкальных композиций, чтение художественной литературы, а также проведена работа с родителями.
Чтение художественной литературы является особенно значимой формой работы в развитии внутреннего мира ребёнка, так как в процессе общения с книгой человек не только что-то познаёт, но и учится думать, анализировать, развивается творчески. В группе создана богатая библиотека. В ней есть раздел «Мудрая книга», где собрана литература для духовно-нравственного становления личности ребенка.
Хорошо формируются правила, регулирующие отношения между детьми, через решение проблемных ситуаций. При решении проблемных ситуаций у детей формируется психологическая готовность действовать нравственно правильно по собственной инициативе. После этого дети готовы к усвоению более сложных нравственных представлений. Их применение помогает воспитателям сориентировать детей во взаимоотношениях, учить мыслить, учитывать интересы и действия других. Проблемные ситуации вызывают интерес у воспитанников и способствуют формированию их духовно-нравственных качеств в реальной действительности.
Эффективным методом систематизации духовно-нравственных представлений дошкольников оказалось привлечение персонажей из кукольного театра, так как театральные представления, (а соответственно и их персонажи – куклы) имеют огромное воздействие на детей. Они затрагивают чувства ребёнка, побуждают их следовать образцу. Педагогам необходимо было вести работу с родителями для создания совместной, доверительной атмосферы. Для этого проводились родительские встречи, сопровождающиеся открытыми показами детской деятельности. Таким образом, на подготовительном этапе была сформирована духовно-нравственная и социальная основа личности детей средней группы.
На втором этапе педагогами ставилась задача развивать и совершенствовать нравственные качества. Были реализованы модульные комплексы: «Семья», «Наша родина – Россия», «Этих дней не смолкнет слава», «Спешите делать добрые дела». Их реализация велась в старшей и подготовительной группе по принципу усложнения материала.
В старшем возрасте модуль «Семья» направлен на устроение повседневных отношений и определения места ребенка в семье. А в подготовительной к школе группе модуль способствует формированию чувств сострадания, заботы, взаимопонимания посредством вовлечения в работу старшего поколения семей (бабушек и дедушек), и тем самым сохранения преемственности поколений.
В процессе работы над модулем у детей закреплялись понятия о семье, происходило осмысление о роли доброго слова в жизни человека, впервые сказанного в семье, открывалась ценность самой семьи. Дети ясно начинали осознавать, что у них есть родной дом, семья, основу которой составляет взаимная любовь.
Через литературный жанр – былины – дети познакомились с образами героев – богатырей на Руси: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича, узнали об их доблести и чести.
В ходе дальнейшей работы дети узнали о великих защитниках земли русской: Александре Невском и Дмитрии Донском, А.В.Суворове, М.И.Кутузове и Ф.Ушакове, которые на протяжении многих веков стояли на страже нашей родины. Ребята узнали об их роли в истории России.
При реализации модуля «Этих дней не смолкнет слава» через чтение художественной литературы, беседу, просмотр видеороликов, слайдов, фотографий, иллюстраций дети знакомились с героями Великой Отечественной войны 1941-1945 года.
В процессе реализации модулей педагоги смогли сформировать интерес к важнейшим историческим событиям, героическому прошлому своей страны, воспитать любовь и уважение к защитникам Родины, провести многовековую связь между прошлым и настоящим.
Целенаправленная работа, использование разнообразных методов и приёмов, активизация полученных умений и навыков в процессе разных видов детской деятельности способствовала формированию духовно-нравственных качеств у дошкольников и повышению их культуры общения, заметно снизился процент между знаниями детей норм и правил поведения и их применением на практике.
Педагогическая компетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей также значительно выросла. Осознание целенаправленного общения взрослого с ребёнком, имеет особое значение для развития и воспитания личности ребёнка и обеспечивает освоение социального опыта, приобщение к культуре, даёт детям возможность овладеть доступными их возрасту видами деятельности.
Применение проектно-модульной технологии в образовательной деятельности ДОУ у детей дошкольного возраста способствовало: восстановлению духовных связей между поколениями; становлению духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь; стремлению детей к пониманию нравственных образцов, духовных значений и смыслов, подлинного назначения человеческой жизни; сохранению и приумножению нравственных, культурных и научных ценностей общества; развитию национальной культуры; воспитанию граждан демократического государства, уважающих права и свободы личности.