Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. В условиях модернизации образования смысл и назначение методической деятельности заключается в осуществлении глубоких системных инноваций, задаваемых введением Федеральных государственных образовательных стандартов. Следовательно, в этих условиях возрастает роль методической службы как фактора развития образовательной системы, поэтому актуальными становятся вопросы сопровождения образовательной практики, необходима мотивационная и методическая готовность педагогов к работе в условиях реализации ФГОС.
Педагогическая компетентность – оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие профессиональных (объективно необходимые) психологических и педагогических знаний; профессиональных (объективно необходимые) педагогических умений; профессиональных психологических позиций и установок педагога, требуемых от него профессией.
Понятие компетентности педагога понимается как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций.
Методическое сопровождение нацелено на поиск новых форм и обновление содержания работы с педагогами. При этом важным в этом вопросе представляется опора на компетентностный и личностно-ориентированный подходы.
Компетентностный подход делает акцент на необходимости развития способностей педагогов самостоятельно решать многообразные профессиональные проблемы, на расширении набора ключевых компетенций. Личностно-ориентированный подход позволяет создать такую развивающую образовательную среду, в которой реализуется потенциал учителя в полном соответствии с его социальными и личностными запросами за счет разработки инвариантных и вариативных курсов, модульных образовательных программ, программ дистанционного обучения. Методическая работа включает следующие направления: методическое сопровождение (взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего в вопросах выявления, информационного поиска и конструирования путей решения актуальных для педагогического работника проблем профессиональной деятельности) и методическое обеспечение (совместный поиск (создание), экспертиза и отбор, апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий развития учащихся).
Особенностью методической деятельности на современном этапе является удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагога и обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск. Методическая деятельность, реализуемая на всех уровнях в соответствии с современными требованиями, позволит успешно перейти каждому педагогу к реализации ФГОС.
Субъектом методической работы в современных условиях в первую очередь является сам педагог, выступающий как самостоятельный творец своей профессиональной деятельности. Особое значение, поэтому, приобретает формирование у педагогов умения самостоятельно, проблемно подойти как к собственной деятельности, так и к деятельности коллег, всего педагогического коллектива.
Направления методической работы в условиях реализации ФГОС ДО: аналитическая деятельность, информационная деятельность, организационно-методическая деятельность, консультационная деятельность, экспертная деятельность и образовательная деятельность.
Профессиональное развитие педагога – это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала. Не секрет, что современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь позиционировать себя в условиях образовательной организации.
Для решения задач по повышению уровня профессиональной компетенции использовались различные формы повышения педагогического мастерства, например: методические объединения, семинары-практикумы, консультации, мастер-классы. Основная цель такой работы - формирование у педагогов практических умений и навыков по овладению методом проектов, по организации исследовательской деятельности учащихся, по проведению образовательных событий. В ходе подготовки различных мероприятий педагоги овладели рядом важных профессиональных компетенций, впоследствии могли применить в самостоятельной деятельности. Ежегодно наиболее активные педагоги участвуют в конкурсах различного уровня, что говорит об их стремлении продемонстрировать профессиональное мастерство.
В эпоху глобального переустройства всего образования в стране идет изменение статуса самого педагога, поэтому повышение квалификации педагогов связано не только с развитием, расширением, углублением знаний и умений, полученных раннее, но и с пересмотром ранее усвоенных фактов, понятий, закономерностей, обусловленных развитием науки, появлением новых научных концепций. Во время повышения квалификации происходит осмысление собственного педагогического опыта и выработка своей педагогической позиции, в сложную, многокомпонентную образовательную деятельность вносится та самая, ценная толика, тепло сердца педагога через его личное участие и ту смысловую канву его индивидуальной деятельности.
Для повышения квалификации кадров были созданы информационные условия, обеспечивающие повышение эффективности процесса управления, формирование информационной культуры у всех участников образовательного процесса; организацию обмена опытом профессиональной деятельности через создание творческих отчетов, фото и видеорепортажей, публикаций из опыта работы; размещение материалов на сайт ДОУ.
Таким образом, представленные выше формы методической работы показали свою эффективность и могут быть использованы в практике работы школьных и муниципальных методических служб. Апробация данных форм в дальнейшем может способствовать расширению возможностей для повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и других работников в соответствии с потребностями развивающейся системы образования, а также реализации дифференцированного подхода к работе с педагогами в соответствии с их информационными и профессиональными потребностями.