Автор(-ы):
Барыбина Ирина Сергеевна
Лебедкина Виктория Борисовна
Овсянникова Елена Михайловна
Секция
Образование, педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
Текст статьи
На современном этапе развития общества система Российского образования претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития населения.
Основные требования к профессионализму педагогов предъявляют федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и профессиональный стандарта педагога. Согласно этим документам, педагог должен быть компетентным в различных вопросах педагогики и психологии. Становление педагога – процесс достаточно сложный и кропотливый, требующий постоянной работы над собой. Современное общество с его открытиями, инновациями и движением вперед требует от педагога постоянного профессионального роста, самоотдачи и работы над собой. Все это приобретается с опытом и годами, а начинающим педагогам нужна постоянная помощь более опытного педагога, который станет для него наставником! Работа с молодыми специалистами – одно из приоритетных направлений в деятельности любого образовательного учреждения.
Сегодня именно наставничество заслуживает самого пристального внимания, потому что отражает жизненную необходимость молодого специалиста получить поддержку, практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации молодых педагогов, способствующая повышению их профессиональной компетентности и закреплению в образовательном учреждении. Понятие «наставничество» уходит корнями в греческую мифологию, произошло оно от имени Ментор. Так звали наставника Телемаха, сына Одиссея. С этого времени появился термин «ментор» или «наставник», то есть мудрый советчик, который пользуется всеобщим доверием, а наставничество соотносится с человеком мудрым, обладающим способностью направить, научить, часто являющимся образцом для подражания.
Основная цель работы наставника с молодым педагогом – это развитие личности, способной успешно и на высоком профессиональном уровне решать педагогические задачи, обладающей качествами, соответствующими требованиям.
Для достижения данной цели наиболее эффективными формами работы с молодыми педагогами стали:
Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого педагога носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога.
На адаптационном этапе идет определение обязанностей и полномочий молодого педагога, выявление недостатков в его умениях и навыках, разработка программы адаптации. Наставник проводит диагностику подопечного, определяя актуальный объем знаний и умений, чтобы выработать программу наставничества, разъясняет педагогу его права и обязанности.
На основном этапе идет реализация программы адаптации, корректировка профессиональных умений молодого педагога, построение его собственной программы самообразования. Педагог-наставник разрабатывает индивидуальный план на определенный период с конкретным содержанием, сроками исполнения и формой работы.
Контрольно-оценочный этап предполагает работу с молодым специалистом, анализ проделанной работы, выявление ошибок и недочетов, постановку задач по их устранению, определение уровня готовности молодого педагога к самостоятельному выполнению своих функциональных обязанностей. Наставник высказывает замечания, обращает внимание на ошибки и неточности в работе, контролирует работу подопечного. В течение учебного года педагог-наставник организует работу по повышению профессионального мастерства молодого специалиста, разрабатывает программу треннинговых занятий, целью которых является развитие эмоциональной устойчивости и активизация интереса молодых педагогов к своей работе. Данные таких занятий повышают уровень самосознания профессионального «Я», подготавливают к напряженным ситуациям в педагогической деятельности, учат анализировать своё поведение и поступки, оценивать их со стороны, видеть собственные недостатки и стремиться к самосовершенствованию. Для решения поставленных задач на тренинговых занятиях используются активные формы работы: деловая игра, упражнения на формирование определенных качеств, групповые рисунки, коллажи, коллективные обсуждения, краткое сообщение ведущего по теме, рефлексия и др. На данных занятиях важно увидеть удачи и достижения молодого специалиста, чем анализировать ошибки и неудачи в его работе. В течение всего учебного года молодой специалист может обратиться к наставнику за любой методической помощью, если возникают затруднения при работе с документацией, при работе с родителями и т.д. Молодым педагогам даются памятки и рекомендации наставников.
Подводя итоги, можно сказать, что организация наставничества – эффективный и результативный способ повышения компетентности молодых учителей. Молодой педагог получает от наставника определённые знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и способности. В то же время учитель-наставник, обучая и помогая молодому учителю, развивает и свои профессиональные качества. Ведь не зря выдающийся французский писатель и философ Мишель Монтень сказал: «Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому».
Список литературы
Поделиться
Барыбина И. С., Лебедкина В. Б., Овсянникова Е. М. Наставничество как эффективная форма работы с молодым педагогом в образовательной организации // Актуальные исследования. 2022. №3 (82). С. 69-71. URL: https://apni.ru/article/3590-nastavnichestvo-kak-effektivnaya-forma-raboti