Главная
АИ #3 (82)
Статьи журнала АИ #3 (82)
Наставничество как эффективная форма работы с молодым педагогом в образовательно...

Наставничество как эффективная форма работы с молодым педагогом в образовательной организации

Автор(-ы):

Барыбина Ирина Сергеевна

Лебедкина Виктория Борисовна

Овсянникова Елена Михайловна

Секция

Образование, педагогика

Ключевые слова

наставничество
педагог-наставник
молодой педагог
организация

Аннотация статьи

В статье подробно рассматривается феномен наставничества, т.к сегодня именно наставничество заслуживает самого пристального внимания и отражает жизненную необходимость молодого специалиста получить поддержку профессионала, способного предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.

Текст статьи

На современном этапе развития общества система Российского образования претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития населения.

Основные требования к профессионализму педагогов предъявляют федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и профессиональный стандарта педагога. Согласно этим документам, педагог должен быть компетентным в различных вопросах педагогики и психологии. Становление педагога – процесс достаточно сложный и кропотливый, требующий постоянной работы над собой. Современное общество с его открытиями, инновациями и движением вперед требует от педагога постоянного профессионального роста, самоотдачи и работы над собой. Все это приобретается с опытом и годами, а начинающим педагогам нужна постоянная помощь более опытного педагога, который станет для него наставником! Работа с молодыми специалистами – одно из приоритетных направлений в деятельности любого образовательного учреждения.

Сегодня именно наставничество заслуживает самого пристального внимания, потому что отражает жизненную необходимость молодого специалиста получить поддержку, практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.

Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации молодых педагогов, способствующая повышению их профессиональной компетентности и закреплению в образовательном учреждении. Понятие «наставничество» уходит корнями в греческую мифологию, произошло оно от имени Ментор. Так звали наставника Телемаха, сына Одиссея. С этого времени появился термин «ментор» или «наставник», то есть мудрый советчик, который пользуется всеобщим доверием, а наставничество соотносится с человеком мудрым, обладающим способностью направить, научить, часто являющимся образцом для подражания.

Основная цель работы наставника с молодым педагогом – это развитие личности, способной успешно и на высоком профессиональном уровне решать педагогические задачи, обладающей качествами, соответствующими требованиям.

Для достижения данной цели наиболее эффективными формами работы с молодыми педагогами стали:

  • проведение уроков для молодого педагога;
  • организация индивидуальных консультаций;
  • знакомство с опытом других учителей, с молодым педагогом совместное посещение их уроков с последующим анализом урока;
  • подготовка к выступлению с сообщениями, презентациями методических разработок;
  • посещение уроков молодого педагога, анализ урока;
  • ознакомление с новинками методической литературы;
  • консультации по проведению родительских собраний, классных часов, подготовке материалов к конкурсам разного уровня.

Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого педагога носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога.

На адаптационном этапе идет определение обязанностей и полномочий молодого педагога, выявление недостатков в его умениях и навыках, разработка программы адаптации. Наставник проводит диагностику подопечного, определяя актуальный объем знаний и умений, чтобы выработать программу наставничества, разъясняет педагогу его права и обязанности.

На основном этапе идет реализация программы адаптации, корректировка профессиональных умений молодого педагога, построение его собственной программы самообразования. Педагог-наставник разрабатывает индивидуальный план на определенный период с конкретным содержанием, сроками исполнения и формой работы.

Контрольно-оценочный этап предполагает работу с молодым специалистом, анализ проделанной работы, выявление ошибок и недочетов, постановку задач по их устранению, определение уровня готовности молодого педагога к самостоятельному выполнению своих функциональных обязанностей. Наставник высказывает замечания, обращает внимание на ошибки и неточности в работе, контролирует работу подопечного. В течение учебного года педагог-наставник организует работу по повышению профессионального мастерства молодого специалиста, разрабатывает программу треннинговых занятий, целью которых является развитие эмоциональной устойчивости и активизация интереса молодых педагогов к своей работе. Данные таких занятий повышают уровень самосознания профессионального «Я», подготавливают к напряженным ситуациям в педагогической деятельности, учат анализировать своё поведение и поступки, оценивать их со стороны, видеть собственные недостатки и стремиться к самосовершенствованию. Для решения поставленных задач на тренинговых занятиях используются активные формы работы: деловая игра, упражнения на формирование определенных качеств, групповые рисунки, коллажи, коллективные обсуждения, краткое сообщение ведущего по теме, рефлексия и др. На данных занятиях важно увидеть удачи и достижения молодого специалиста, чем анализировать ошибки и неудачи в его работе. В течение всего учебного года молодой специалист может обратиться к наставнику за любой методической помощью, если возникают затруднения при работе с документацией, при работе с родителями и т.д. Молодым педагогам даются памятки и рекомендации наставников.

Подводя итоги, можно сказать, что организация наставничества – эффективный и результативный способ повышения компетентности молодых учителей. Молодой педагог получает от наставника определённые знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и способности. В то же время учитель-наставник, обучая и помогая молодому учителю, развивает и свои профессиональные качества. Ведь не зря выдающийся французский писатель и философ Мишель Монтень сказал: «Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому».

Список литературы

  1. Игнатьева Е.В., Базарнова Н.Д. Наставничество в современной школе: миф или реальность? // Вестник Мининского университета, 2018. 140 с.
  2. Нугуманова Л.Н., Яковенко Т.В. Эволюция в системе наставничества в педагогической практике. Академия, 2018. 284 с.
  3. Чернявская А.П., Данилова Л.Н. Роль педагога-наставника в адаптации молодого учителя: Ярославский педагогический вестник №4 (109), 2019. 672 с.

Поделиться

2734

Барыбина И. С., Лебедкина В. Б., Овсянникова Е. М. Наставничество как эффективная форма работы с молодым педагогом в образовательной организации // Актуальные исследования. 2022. №3 (82). С. 69-71. URL: https://apni.ru/article/3590-nastavnichestvo-kak-effektivnaya-forma-raboti

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая