научный журнал «Актуальные исследования» #3 (82), январь '22

Контроль уровня развития общей выносливости гребцов-байдаристов на этапе начальной подготовки

В данной статье подробно рассматривается контроль уровня развития общей выносливости гребцов-байдаристов на этапе начальной подготовки и его виды, а также необходимость ведения учета уровня развития общей выносливости у юных спортсменов, виды выносливости и способы её тренировки.

Аннотация статьи
развитие
подготовка
контроль
выносливость
гребцы
Ключевые слова

Проблема совершенствования выносливости с детского возраста является одной из важнейших проблем физического воспитания и спортивной подготовки. Воспитание выносливости в спортивных целях способствует массовому укреплению здоровья подрастающего поколения, что особенно важно в связи с тем, что у детей дошкольного возраста часто встречается гипокинезия. Так же влияние оказывает усугубляющаяся акселерацией физического развития. Общее развитие физических качеств предусматривает подготовку спортсменов к будущей специализации, а также. Контроль уровня развития общей выносливости гребцов-байдаристов важен на этапе начальной подготовки, т.к. это фундамент всей дальнейшей подготовки гребца.

Целью исследования: выявление основных параметров контроля развития общей выносливости гребцов-байдаристов на этапе начальной подготовки.

Результаты исследования и их обсуждение. Контроль – это средство получения информации о состоянии системы спортивной подготовки.

Различают три вида контроля:

  1. Оперативный контроль используется в тех случаях, когда необходимо проверить оперативное состояние спортсмена, его готовность выполнять упражнения. При этом виде контроля мы получаем оценку реакций организма спортсмена на тренировочную или соревновательную нагрузку, качества выполнения приемов и комбинаций в целом.
  2. Текущий контроль помогает оценить тренировку в микроциклах, результаты контрольных соревнований, динамику нагрузок и их состояние, фиксирует и анализирует ежедневные изменения уровня подготовленности спортсмена, уровня развития его техники и тактики.
  3. Этапный контроль используется при измерении и оценки результатов по окончанию этапа или периода подготовки различных показателей соревновательной и тренировочной деятельности спортсмена, динамики нагрузки и спортивных результатов на соревнованиях или в специально организованных условиях.

Выносливость в спорте – это способность организма выполнять работу максимально долгое количество времени без потери эффективности её выполнения [2, с 34].

На уровень развития выносливости в первую очередь влияют функциональные возможности сердечно-сосудистой и нервной системы, уровень обменных процессов, а также согласованность деятельности различных органов и систем. Определяющее значение для определения уровня развития выносливости имеет экономизация функций организма.

Общая выносливость – это способность выполнять длительные аэробные нагрузки на выносливость с относительно низкой интенсивностью в течение длительного периода времени [1, с. 10]. Общая выносливость на 50-70% является основой спортивных результатов. Общая выносливость в гребле развивается за счет кросса, лыж, плавания и других смежных нагрузок, не относящихся к специализации. Если конкретизировать, то это упражнения, которые максимизируют работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Работа мышц выполняется в основном за счет аэробного источника, интенсивность работы может быть умеренной, большой и переменной. Общая продолжительность упражнения от 10 минут. При этом используют большое многообразие методов: равномерный, переменный, интервальный, круговой тренировки, игровой, соревновательный [3, с. 14]. Выбор методов определяется уровнем подготовленности занимающихся. Необходимо оптимально сочетать продолжительность и интенсивность нагрузки.

Контроль за уровнем развития общей выносливости гребцов-байдаристов на этапе начальной осуществляется с помощью контрольных упражнений, представленных в Федеральном государственном основном стандарте по виду спорта, гребля на байдарках и каноэ. Представленные контрольные тесты (таблица) являются переводными для спортсменов между этапами подготовки, соответственно с увеличением требований к выполнению нормативов.

Таблица

Нормативы ФГОС по гребле на байдарках и каноэ

Контрольное упражнение

Норматив (юноши)

Норматив (девушки)

Бег на 800м

 не более 4 мин 15сек

 не более 4 мин 30 сек

Плавание 50м

без учета времени

без учета времени

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

не менее 15 раз

не менее 10 раз

Контроль у групп начальной подготовке проводится не реже чем раз в три месяца, это связано с ускоренными темпами роста детского организма и началом полового созревания. Необходимо напомнить, что в гребле возраст 10 лет является минимальным для зачисления в группы начальной подготовки, так как гребля предъявляет большие требования к физическим нагрузкам организма и в более раннем возрасте можем оказывать отрицательное влияние.

Заключение. Проведя анализ научно-методической литературы, мы можем сделать вывод, о том, что контроль – это необходимое средство получения информации о состоянии физической подготовки спортсмена, он помогает определить приоритетные направления тренировочного процесса, показывает отстающие физические качества и позволяет тренеру иметь полную информацию о тренировочном процессе в целом. Контроль бывает оперативный, текущий и этапный. Уровень развития выносливости определяется функциональными возможностями организма. Критерий выносливости – время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность для выполнения упражнения. Используя этот критерий, выносливость измеряют прямым и косвенным способами. Одна из важнейших особенностей общей выносливости – это способность к широкому переносу нагрузки. Основными методами развития общей выносливости являются: равномерный, переменный, интервальный, круговой тренировки, игровой, соревновательный. Контроль уровня развития общей выносливости гребцов-байдаристов на этапе начальной подготовки можно осуществлять с помощью контрольных упражнений, прописанных в ФГОС по гребле на байдарках и каноэ. Умение проводить контроль рационально и своевременно должно стать для каждого тренера приоритетной задачей.

Текст статьи
  1. Егоренко Л.А. Исследование системы физической подготовки юношей- новичков (13-15 лет) гребцов в годичном цикле подготовки / Л.А. Егоренко, Л.Я. Андреева // Ученые записки университета им П.Ф. Лесгафта – 2006 – №20, – С.12-17 – Текст: непосредственный.
  2. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и Спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2003. – 480с. – ISBN5-7695-0567- – Текст: непосредственный.
  3. Барчуков И.С. Физическая культура: учебное пособие / И.С.Барчуков. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 201 – 255 с. – ISBN 978-5-238-01157-8. – Текст: непосредственный.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 13 августа по 19 августа
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
23 августа
Загрузка в eLibrary
23 августа
Рассылка печатных экземпляров
02 сентября