Механизм повышения эффективности предпринимательской деятельности имеет сложную структуру, однако можно выделить такие его составляющие, как организационно-правовая форма, механизм формирования и использования ресурсов (капитала); механизм управления затратами; механизм управления финансами; мотивационный механизм; механизм взаимодействия с рынком, механизм взаимодействия с государственными структурами управления, инструменты управления (планирование, учет, анализ, контроль).
Механизм повышения эффективности предпринимательской деятельности, как совокупность форм и методов организации и управления предпринимательской деятельностью, складывается и совершенствуется как результат осознанных действий предпринимателей. Поэтому механизм рассматривается как сознательное целенаправленное воздействие со стороны субъектов, органов на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.
Процесс воздействия на предпринимательскую деятельность носит многоцелевой характер и предусматривает управление имуществом, финансами, расходами, доходами, рисками, спросом и т.д. В то же время структурные элементы совокупности форм, методов и инструментов управления можно, для изучения и разработки» мер по более эффективному их использованию, сгруппировать по следующим признакам:
- организационно-правовые формы и административные методы воздействия;
- экономические рычаги и стимулы;
- анализ и оценка эффективности предпринимательской деятельности;
- организация финансового и управленческого учета; система внутреннего контроля и аудита.
Процесс воздействия на предпринимательскую деятельность осуществляется посредством прямых и косвенных методов управления. В современных условиях государство регулирует экономические интересы предпринимательских структур, принуждая их выстраивать с ним определенные отношения. Результаты экономической деятельности и возможности предпринимательских структур во многом зависят от содействий государства их росту и стимулированию заинтересованности в бизнесе. При этом цель экономической деятельности предпринимательских структур заключается в максимизации прибыли и расширении сферы деятельности на товарных рынках. В то же время важнейшими задачами государственных органов являются увеличение объема налоговых поступлений в бюджет, расширение социальных программ и поддержка предпринимательства на уровне страны и региона.
Рис. Механизм повышения эффективности предпринимательской деятельности
Определение основных элементов взаимодействия предпринимательских и властных структур является необходимым условием формирования механизма взаимодействия, эффективное функционирование которого зависит от степени заинтересованности предпринимательских структур и государственных органов в стремлении создать атмосферу доверия на основе взаимосвязей и взаимоуважения.
В основе реализации экономического механизма взаимодействия предпринимательских структур и государства лежат идеи приближения государственных органов к, реальным условиям функционирования организаций и, формирование у руководителей; предпринимательских структур; осознания необходимости решения общественных проблем.
Таким образом, механизм повышения эффективности предпринимательской деятельности, с одной стороны, должен обеспечивать внешние связи последнего. И создавать соответствующие условия получения дохода. С другой стороны, этот механизм направлен на развитие экономических отношений внутри предпринимательских структур.
Основу внутренних инструментов механизма повышения эффективности предпринимательской деятельности составляют: анализ, учет, контроль и планирование. Анализ эффективности предпринимательской деятельности базирующийся, на многокритериальной системе оценки позволяет оценить степень соответствия поставленных целей развития с фактическими результатами функционирования, причем охарактеризовать сложившуюся ситуацию не только в качественных, но и в количественных характеристиках. Проведенные аналитические исследования составляют базу для поиска резервов, планирования, разработки стратегических и тактических целей развития.
Механизм повышения эффективности предпринимательской деятельности направлен на выживание и достижение успеха в условиях конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах. Функционирование этого механизма обеспечивают мотивы конкуренции и кооперации при создании новой» продукции и технологии, предпринимательские стратегии, мотивы предпринимательского риска, мотивы предпринимательских реакций на изменение внешнего окружения, мотивы внутрифирменного предпринимательства, которые обеспечивают гибкость управления и восприятия нововведений.