Механизм повышения эффективности предпринимательской деятельности

В статье приведен механизм повышения эффективности предпринимательской деятельности.

Аннотация статьи
механизм повышения эффективности
предпринимательская деятельность
повышение эффективности
эффективность
Ключевые слова

Механизм повышения эффективности предпринимательской деятельности имеет сложную структуру, однако можно выделить такие его составляющие, как организационно-правовая форма, механизм формирования и использования ресурсов (капитала); механизм управления затратами; механизм управления финансами; мотивационный механизм; механизм взаимодействия с рынком, механизм взаимодействия с государственными структурами управления, инструменты управления (планирование, учет, анализ, контроль).

Механизм повышения эффективности предпринимательской деятельности, как совокупность форм и методов организации и управления предпринимательской деятельностью, складывается и совершенствуется как результат осознанных действий предпринимателей. Поэтому механизм рассматривается как сознательное целенаправленное воздействие со стороны субъектов, органов на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.

Процесс воздействия на предпринимательскую деятельность носит многоцелевой характер и предусматривает управление имуществом, финансами, расходами, доходами, рисками, спросом и т.д. В то же время структурные элементы совокупности форм, методов и инструментов управления можно, для изучения и разработки» мер по более эффективному их использованию, сгруппировать по следующим признакам:

  • организационно-правовые формы и административные методы воздействия;
  • экономические рычаги и стимулы;
  • анализ и оценка эффективности предпринимательской деятельности;
  • организация финансового и управленческого учета; система внутреннего контроля и аудита.

Процесс воздействия на предпринимательскую деятельность осуществляется посредством прямых и косвенных методов управления. В современных условиях государство регулирует экономические интересы предпринимательских структур, принуждая их выстраивать с ним определенные отношения. Результаты экономической деятельности и возможности предпринимательских структур во многом зависят от содействий государства их росту и стимулированию заинтересованности в бизнесе. При этом цель экономической деятельности предпринимательских структур заключается в максимизации прибыли и расширении сферы деятельности на товарных рынках. В то же время важнейшими задачами государственных органов являются увеличение объема налоговых поступлений в бюджет, расширение социальных программ и поддержка предпринимательства на уровне страны и региона.

Рис. Механизм повышения эффективности предпринимательской деятельности

Определение основных элементов взаимодействия предпринимательских и властных структур является необходимым условием формирования механизма взаимодействия, эффективное функционирование которого зависит от степени заинтересованности предпринимательских структур и государственных органов в стремлении создать атмосферу доверия на основе взаимосвязей и взаимоуважения.

В основе реализации экономического механизма взаимодействия предпринимательских структур и государства лежат идеи приближения государственных органов к, реальным условиям функционирования организаций и, формирование у руководителей; предпринимательских структур; осознания необходимости решения общественных проблем.

Таким образом, механизм повышения эффективности предпринимательской деятельности, с одной стороны, должен обеспечивать внешние связи последнего. И создавать соответствующие условия получения дохода. С другой стороны, этот механизм направлен на развитие экономических отношений внутри предпринимательских структур.

Основу внутренних инструментов механизма повышения эффективности предпринимательской деятельности составляют: анализ, учет, контроль и планирование. Анализ эффективности предпринимательской деятельности базирующийся, на многокритериальной системе оценки позволяет оценить степень соответствия поставленных целей развития с фактическими результатами функционирования, причем охарактеризовать сложившуюся ситуацию не только в качественных, но и в количественных характеристиках. Проведенные аналитические исследования составляют базу для поиска резервов, планирования, разработки стратегических и тактических целей развития.

Механизм повышения эффективности предпринимательской деятельности направлен на выживание и достижение успеха в условиях конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах. Функционирование этого механизма обеспечивают мотивы конкуренции и кооперации при создании новой» продукции и технологии, предпринимательские стратегии, мотивы предпринимательского риска, мотивы предпринимательских реакций на изменение внешнего окружения, мотивы внутрифирменного предпринимательства, которые обеспечивают гибкость управления и восприятия нововведений.

Рецензент – Стерлядев О. Ю. 

Текст статьи
  1. Киреев Н.Н. Социальная и экономическая эффективность предпринимательской деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2019, no. 9 (101), С. 29-32.
  2. Моисеева И.И. Принципы и методы оценки эффективности предпринимательской деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2010, no. 6 (86), С. 38-44.
Список литературы