Актуальность проблемы обучения будущих врачей в контексте здоровья обусловлена содержанием и функциями образования как ресурса сохранения нравственного, физического и психического здоровья молодежи, интеграционными медико-педагогическими процессами, обеспечивающими междисциплинарное взаимодействие научного познания человека, новыми требованиями к качеству подготовки специалистов в вузе. Образование и его институты на современном этапе, наряду с традиционными, выполняет функцию здоровьесозидания и социальной защиты [5].
Здоровье является основополагающим понятием в обучении будущих врачей. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело, включает охрану здоровья граждан путем обеспечения оказания медицинской помощи в соответствии с установленными требованиями и стандартами в сфере здравоохранения [6].
В современных исследованиях здоровье рассматривается как состояние полного физического, душевного и социального благополучия» (Всемирная организация здравоохранения); динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой, участие в социальной деятельности и общественно полезном труде, способность к полноценному выполнению основных социальных функций (П.И. Калью);резервные мощности клеток, органов, целого организма (Н.М. Амосов) [1, 3].
С позиций компетентностного подхода здоровье рассматривается как способность к самосохранению, саморазвитию и самосовершенствованию (В.А. Лищук, Е.В. Мосткова) [4].
Цель исследования – изучение педагогических условий интерпретации понятия «здоровье» при освоении студентами первого курса лечебного факультета дисциплины «Введение в специальность», закрепленной за кафедрой педагогики КГМУ. Исследование проводится в рамках методической школы по разработке и внедрению инновационных методов обучения будущих врачей.
При разработке стратегии и содержания работы обучающихся за основу были взяты положения федерального государственного образовательного стандарта о видах профессиональной деятельности будущих врачей, компетентностный подход в соответствии с рабочей программой дисциплины «Введение в специальность» [6].
Формирование готовности будущих врачей к осуществлению медицинской, организационно-управленческой, научно-исследовательской деятельности происходило на практических занятиях в рамках проектной деятельности. В учебном процессе применялись следующие дидактические методы: теоретико-информационные (дискуссия, рассказ, объяснение, моделирование), практико-операционные (упражнения, решение задач, алгоритмы, деловые игры), поисково-творческие методы обучения («мозговой штурм», метод проектов), методы самостоятельной работы обучающихся (экспертиза, конспектирование, упражнения, решение ситуационных задач и проблемных ситуаций), контрольно-оценочные методы («блиц», устное выступление, ответ с места во время занятия, устный опрос, тестирование) [2, с. 198].
Технологический аспект содержания деятельности обучающихся предусматривал выполнение следующих видов заданий:
1) написание эссе «Почему я выбрал профессию врача?»;
2) исследование «Я-концепции»;
3) контент-анализ афоризмов о здоровье, интересных фактов о достижениях медицины;
4) выявление возможностей искусства для предоставления информации об исторической эволюции медицины, создание виртуального музея «Образ врача в живописи»;
5) работу в микрогруппах, презентацию роликов по темам: «Здоровье», «Здоровый образ жизни»;
6) проведение деловых и ролевых игр «Говорить на языке безопасности пациента», «Врач и пациент»;
7) изучение медицинской модели определения «здоровья» с позиции врача-специалиста (показатели здоровья, профилактика, использование здоровьесберегающих технологий);
8) анализ сайта Министерства здравоохранения РФ, профессиональных стандартов здравоохранения, медико-статистический анализ информации о показателях здоровья населения в РФ, регионе;
10) «создание» модели специалиста: выявление профессионально важных качеств специалиста, условий работы, составление «портрета специалиста» (личность как носитель определенных профессиональных качеств);
11) ознакомление с алгоритмом врачебной деятельности, разработку рекомендаций по оказанию первичной медицинской помощи;
12) «погружение» в процесс подготовки врачей в медицинском университете.
Деятельность обучающихся предусматривала работу с нормативно-правовыми документами в области здравоохранения, включая профессиональные стандарты. Рассматривая особенности профессии врача на примере гериатра, студенты сделали вывод о том, что данный специалист, работая с пациентами пожилого и старческого возраста, должен знать основные проблемы пожилых людей («предательство собственного тела», неспособность вести привычный образ жизни, страх смерти и т.д.), поддерживать здоровье пожилых людей, проводить мероприятия по первичной и вторичной профилактике старческой астении, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Исследовательские умения обучающихся формировались при проведении сравнительного анализа статистических данных опроса «Здравоохранение глазами россиян», представленного Институтом демографии национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Будущие врачи выделили наиболее острые проблемы здравоохранения (высокие цены на лекарства, нехватка врачей-специалистов, длительные сроки ожидания медицинской помощи, рост доли платных медицинских услуг, дефицит диагностического оборудования и т.д.). При этом исследователи отметили, что россияне стали более внимательнее и бережнее относиться к своему здоровью.
На практических занятиях, посвященных рассмотрению морально-этических качеств врача, первокурсники изучали международные документы по вопросам врачебной деонтологии и этики, конструировали виртуальный музей здоровья с экспозицией «Картины, содержащие медицинские сюжеты».
Формированию врачебного поведения и основ клинического мышления способствовали задания, обеспечивающие решение профессиональных задач и владение алгоритмом врачебной деятельности по оказанию первичной медицинской помощи.
Полученный в ходе исследования опыт позволяет сделать вывод о том, что интерпретация понятия «здоровья» в обучении будущих врачей выступает в качестве механизма становления профессиональных компетенций обучающихся лечебного факультета, обеспечивает формирование у студентов готовности к здоровьесберегающей деятельности. Результатом обучения в контексте здоровья является «погружение» студентов в будущую профессию, формирование социальных интересов обучающихся, ориентирующих на самосовершенствование выбранной им профессии.
В перспективе дальнейшего педагогического предполагается изучение возможностей коммуникативной культуры будущих врачей в контексте медицинской деонтологии.