Произношение является базовой характеристикой речи, основой для развития и совершенствования всех остальных навыков иноязычного говорения. Но фонетические навыки наших учащихся оставляют во многом желать лучшего. Тем более, что в обучении иностранному языку фонетические навыки занимают центральное место и играют немаловажную роль [2, с.104].
На первом году обучения (с шести лет) английскому языку предполагается овладение артикуляционной базой и интонационным оформлением речи [7, с. 73]. Как известно произносимые навыки включают слуховые, артикуляционные и интонационные.
Обучение правильному английскому произношению – чрезвычайно трудоемкое дело. К исправлению речевых ошибок следует подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе.
Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения [9, с. 29]. Без правильно поставленного произношения невозможно проявление коммуникативной функции языка. На начальном этапе необходимо научить детей произносить звуки так, как это делают носители английского языка.
В основе работы над любыми средствами общения в I классе, включая и произносимые, лежат принципы коммуникативной ориентации и осознанного овладения языком. При обучении детей шестилетнего возраста произношении учителю важно учитывать три фактора. Рассмотрим их:
Во-первых, поскольку речь усваивается как средство общения, работа над произношением подчинена процессу овладения детьми речевыми навыками и умениями. Иными словами, формирование слуховых и артикуляционных навыков осуществляется на тех словах и образцах общения, которые дети учатся употреблять в речи в данный момент [7, с. 75]. Так, если на уроке дети должны усваивать глаголы движения jump, swim, walk, то необходима тренировка в произнесении звуков [w], [d], [u] и других. Последовательность работы над фонетическими средствами общения определяется тем языковыми единицами, которые дети используют для общения и взаимодействия от урока к уроку.
Во-вторых, осознанное овладение произношением строится исходя из особенностей звукового состава английского языка с учетом родного (в данном случае русского) языка [6, с. 59]:
- Звуки, идентичные в английском и русском языках, например [m, b, n, d], не требуют специального обучения (дети овладевают ими путем переноса);
- Звуки, несколько отличающиеся от аналогичных в русском языке, такие, как [t, n, d, e, p, k], требуют коррекции (детям нужно показать, чем они отличаются и как их нужно говорить, чтобы говорить, как настоящие английские мальчики и девочки);
- Третья группа звуков, к которым относятся не встречающиеся в родном языке звуки [w, h, г, ә, ǽ, ŋ, r], также требует объяснения артикуляции.
- Сознательная ориентация детей в произносимых средствах общения не будет полной, если их не научить различать на слух разницу в звуках: [i: -I], [u: - u], [р - d], [ǽ - e], [ а: - Λ], [e - I], [n - ŋ], [р-z].
Смыслоразличительной роли звуков также уделяется особое внимание. Для того чтобы научить детей хорошему произношению английского языка, необходимо стремиться к тому, чтобы с первых уроков и в течение всего начального курса произношение всегда было в центре внимания учителя: нужно обеспечить детям хорошую тренировку в восприятии и произнесении звуков.
Обучение фонетике состоит, в основном, из двух этапов, на которых произносительные навыки соответственно формируются и совершенствуются. Все упражнения можно классифицировать по двум большим тесно связанным между собой группам:
1. В самом начале обучения используются упражнения в слушании. Они направлены на развитие фонетического слуха. Для выполнения такого вида упражнений могут использоваться графические опоры. Большим плюсом в обучении могут считаться ТСО, например, магнитофон. Однако необходимо держать в памяти, что каждый новый вид заданий сначала выполняется только с речи учителя.
Пример: ученикам выдается распечатка со словами, в каждом из которых пропущена одна буква. Учитель произносит слова по порядку, а ученики должны вставить пропущенную букву в слове.
2. Упражнения в воспроизведении направлены на формирование собственно произносительных навыков. Материалом этих упражнений могут служить звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения. Задания могут выполняться как со зрительной опорой, так и без нее. В каждом уроке учебника, начиная с начальной школы, присутствуют такие задания. Они очень важны на начальном этапе обучения.
Пример: учитель поднимает карточки с изображением животных или насекомых и просит ребят хором повторить за ним, где звери живут: I live in the house. I live in the zoo. I live in the forest. I live on the farm Эффективными для постановки и совершенствования произношения учащихся можно считать разучивание скороговорок, рифмовок, стихотворений. При этом необходимо осуществлять контроль над выполнением упражнений. При оценке речи учитель различает фонетические и фонологические ошибки. При условии выполнения всех вышеперечисленных упражнений и систематическом контроле работу над слухопроизносительными навыками можно считать результативной [3, с. 54].
Хотелось бы рассказать и о некоторых методиках постановки произношения. Возраст 7-8-летних детей предполагает включение процесса обучения произношению в контекст игровой деятельности. Целенаправленная работа над формированием слуховых и артикуляционных навыков у детей данного возраста проводится на специальном этапе урока – произносительной зарядке. В ее основе лежит звукоподражательная игра с интересными и занимательными сюжетами. Так малыши учатся произносить звуки, нужные для приветствия. Для того чтобы обучить детей хорошему произношению на английском языке, необходимо стремиться к тому, чтобы с первых уроков и на протяжении всего начального курса произношение всегда было в центре внимания учителя: нужно обеспечить детям хорошую тренировку в восприятии и произнесении звуков. Одна из методик для 2 класса включает в себя две группы упражнений [1]:
2. Упражнения на тренировку детей в восприятии и произнесении звуков и слов, образцов общения, содержащих их. При тренировке детей в восприятии и произнесении звуков используются приемы осознанной и неосознанной имитации. Тренировку ребят в произношении можно по усмотрению учителя дополнить интересными упражнениями. В основе таких упражнений – прием осознанной имитации
Пример: дети подражают английскому попугаю, который произносит русские слова и целые фразы с английскими звуками.
[d] - doм, daчa, Dима на daчe, dятел dома
[r] - rыба, rак, rыба на rаботе
2. Упражнения на развитие у детей фонематического слуха. Пример: Поиграем в игру «Где спрятался звук?» Кто-то из детей будет называть свои любимые звуки, а вы скажете, в названиях каких продуктов спрятались эти звуки.
[р]
Potatoes, apple, pie [s]
sweet, sandwich, salad
Широко известно, что если не уделять произношению должного внимания, то артикуляционный аппарат учащихся привыкнет к неправильной артикуляции звука, не сможет правильно интонировать свою речь, то переучиваться в последствии будет очень сложно, а звучание речи будет не английским [9, с. 65]. Кроме того, правильность английского произношения влияет на смысл высказывания. Например, долгота и краткость гласных, звонкость и оглушение согласных имеет смыслоразличительное значение: ship – sheep, send – sent, bed – bet и т.д.
Проблема обучения произношению на начальном этапе изучения английского языка является одной из самых главных проблем в методике обучения английскому языку. Без правильно поставленного произношения невозможно проявление коммуникативной функции языка [6, с. 111]. На начальном этапе необходимо научить детей произносить звуки так, как это делают носители английского языка. Обучение фонетике как процессу продуктивному требует от учащегося знания строения речевого аппарата, что представляет собой сложную методическую задачу, поскольку на данном этапе эта информация является наиболее трудной для учащихся и требует больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и учащихся.