Современная педагогика больше не сомневается в том, что творчеству можно научить. Вопрос, по мнению И. Я. Лернера, состоит в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения. Под творческими (креативными) способностями обучающихся мы понимаем "всесторонние возможности детей в выполнении деятельности и действий, направленных на создание для них новых образовательных продуктов" [3, с. 2].
Благодаря творчеству у ребенка развивается мышление. Но это преподавание особенное, оно не то же самое, чему обычно учат знаниям и навыкам. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная деятельность, то есть включение детских фантазий в конкретные практические задачи.
И. Я. Лернер выделяет следующие особенности творческой деятельности [2, с. 28]:
- самостоятельный перенос вас, ребята, в новую ситуацию; видение новых проблем в привычных стандартных условиях;
- видение новой функции знакомого объекта;
- способность видеть альтернативное решение;
- возможность комбинировать ранее известные способы решения проблемы по-новому;
- умение создавать оригинальные решения в присутствии уже знакомых вам.
Воссоздающее представление (воображение) очень важно в процессе обучения, потому что без него невозможно воспринимать и понимать учебный материал. Внедрение творческих элементов на уроках способствует развитию такого воображения. Кроме того, воображение младшего школьника все более тесно связано с его жизненным опытом и не остается бесплодной фантазией, а постепенно стимулирует активность. Ребенок стремится воплотить возникшие мысли и образы в реальные объекты.
Наиболее эффективным инструментом для этого является изобразительная деятельность детей младшего школьного возраста. В процессе рисования ребенок испытывает всевозможные чувства: он в восторге от прекрасного рисунка, который создал сам, он расстраивается, если что-то не получается. Но самое главное, что, создавая рисунок, ребенок приобретает разные знания; его представления об окружающей среде уточняются и углубляются; в процессе работы он начинает понимать характеристики предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
На уроках изобразительного искусства результатом работы является рисование. Это только внешний результат учащихся, но в нем закодирован весь путь развития мыслительных образов, определенный предметом. Рисунок – это материальная форма, в которую вылилось мысли человека. И результат зависит от того, насколько разнообразными и активными они были. Здесь мы понимаем большое значение развития воображения на уроках изобразительного искусства как важного фактора в решении определенных художественных задач. Из этого мы делаем вывод, что на уроках изобразительного искусства воображение носит активный творческий характер [1, с. 65].
Любому художественному произведению присуще понятие творчества, потому что в изобразительном искусстве оно связано с необходимостью создать что-то новое, свое, чего раньше не существовало. Это можно увидеть на детских рисунках.
Например, изображая портрет человека, дети не стремятся быть оригинальными, а все равно стараются воспроизвести на бумаге все, что видят, заставляя каждого ребенка открывать новую визуальную формулу для уже знакомого предмета. Об этом свидетельствует тот факт, что каждый зритель понимает, что перед ним изображение человека, а не другой объект.
Между тем, каждая работа существенно отличается от других. Объект обладает лишь небольшим минимумом конструктивных особенностей, что делает его привлекательным для просмотра в буквальном смысле этого слова. Детские рисунки, которые предлагают разнообразные решения для изображения отдельных частей человеческого лица. Изображения, которые отличаются не только частью лица, но и контуром. Эти различия отчасти обусловлены развитием ребенка, отчасти его индивидуальным характером, отчасти это зависит от целей, к которым ребенок, в частности, относится со своей индивидуальностью. Взятые все вместе, рисунки свидетельствуют о богатстве художественного воображения детей.