Актуальность исследования игры КВН в первую очередь обусловлена тем, что благодаря использованию средств массовых коммуникаций телевизионная игра Клуб Веселых и Находчивых соприкасается с огромной аудиторией. И эта аудитория преимущественно молодого возраста. Проекты массовой игровой культуры, которые напрямую связанны с молодежью и ее развитием, всегда будут нести актуальный характер. Игру как часть человеческого бытия пытались изучить представители самых различных наук. В нашем подходе представляется особенно важным такой аспект, как соотношение игры и искусства и специфика именно этого популярного телевизионного жанра. Не вызывает сомнения, что подготовка и проведение этого шоу строится по законам режиссуры, имеет свою особенную драматургию, атрибуты, традиции, использует постановочные номера, объединяющие слово, песню, движение, музыку, интерактив. Участников соревнования отличает искрометный юмор, воплощение на сцене которого не может обойтись без актерского мастерства.
Использовать и интерпретировать конкретные факты, черпать из нее темы и сюжеты необходимо большой творческой команде профессионалов, которые занимаются подготовкой этой игры. Фактический материал нужен сценаристу и режиссеру игрового действия не как самоцель, а для того, чтобы доходчиво раскрыть людям важнейшие общественные вопросы. Именно отражение общих процессов в реальных делах интересных людей есть основное содержание документальной драматургии, которая предстает пред зрителями в художественном осмыслении и комической игровой форме. Только образное решение превращает документ в произведение сцены. Знание живых прототипов тех образов, что воплощены в театрализованном представлении, или показ реальных героев усиливает в зрителях активное начало сотворчества.
Феномен КВН в массовой культуре определяется в основном как явление телеискусства или же как определённое направление массовой авторской развлекательной культуры, обязательно-самодеятельной. В то же время исследователями часто игнорируются вопросы, связанные с эволюционным развитием института КВН, расширением его функционального набора, особенно в социокультурном аспекте, а также с точки зрения общественного, историко-политического подходов, практически не изучаются специфические черты формирования творческой личности и творческих коллективов в среде КВН, использования многообразных режиссерских находок и художественно-постановочных приемов.
В качестве КВН понимается феномен комплексного, всестороннего характера. В то же время наибольшее распространение получили следующие определения системы КВН:
- Игровая телевизионная передача, сформированная на протяжении 1961 – 1971 годов, представляет собой соперничество участников – представителей молодежи различных вузов. Каждая передача включает в себя определенный перечень соревнований, конкурсов, практических заданий, творческих импровизаций. Как правило, конкурсы отличались познавательно-интеллектуальной, культурно-развлекательной, социально-психологической направленностью. Начиная с 1985 года в программу передачи введен конкурс эстрадно-юмористического характера, суть его сводится к тому, что команды участвуют в соперничестве, при этом жанровая направленность, а также тематика установлены заранее, представители судейской команды принимают решение относительно победителей. Все заявленные команды принимают участие в искусстве представления эстрадных номеров, а также в искусстве импровизации;
- КВН также может рассматриваться как определенное культурно-молодежное направление, предусматривающее сочетание художественно-творческих, социально-культурных, а также финансово-экономических принципов, задействованных молодежью с применением сатиры, юмора. Основная цель участников КВН состоит в применении демонстрации эстрадно-юмористических номеров для формирования положительных отзывов аудитории и высоких результатов судейской команды;
- КВН как специализированная организация, отличается расширенной структурой соревнований, лиг, имея жесткую структуру главенства и подчиненности. В первую очередь усилия команд участников нацелены на достижение конкретного успеха, коммерциализации КВН посредством организации различных конкурсов, фестивалей, выездных гастролей либо осуществления телевизионных выпусков;
- КВН также может рассматриваться в качестве специфического направления эстрадного творчества, сочетая при этом следующие жанровые компоненты: драматургию, вокал, музыкальное сопровождение, хореографические приемы, цирковое искусство с применением различных зрелищных компонентов. Как правило, КВН является сочетанием таких художественно-развлекательных жанров как миниатюра, театр представлений, «капустники», пародийные номера, клоунады, сатирические выступления, применение гротеска, сарказма, синхробуффонады, повсеместное использование скетча, частушек и т.п. При этом основным принципом можно назвать использование премьеры.
Помимо всего прочего, КВН считается общенациональным проектом, поскольку данная игра была разработана в Советском Союзе, она получила распространение в современном российском обществе по ряду причин: национальное стремление к терапевтическому использованию юмора в тяжелых ситуациях, существенный художественно-творческий потенциал, влечение к культурно-развлекательному образу досуга считаются национальными чертами менталитета. В то же время отмечается, что КВН появился именно в 60-ые годы в условиях нехватки различных развлекательных передач, тотального контроля, значительного ограничения прав и свобод человека.
На современном стадии КВН характеризуется как сочетание международной ассоциации КВН и творческого объединения «АМиК», главой которого является А.В. Масляков Объединение «АМиК» представлено различными лигами, при этом имеет место большое их количество, кроме Высшей лиги и Премьер-лиги. Профессиональный состав каждой лиги включает в себя специальный менеджмент, профессиональный состав режиссеров, музыкального сопровождения, сценаристов, команду участников. Кроме общеизвестных сезонов, проводимых в пределах каждой лиги, организуются такие систематические фестивали как «Голосящий КиВиН», «Суперкубок» (в нем принимают участие исключительно чемпионы), проводимый ежегодно кубок, устраиваемый в честь дня рожденья КВН, к также один из основных фестивалей – зимний КиВиН, по результатам которого та или иная команда направляется в определенную лигу.
С каждым годом увеличивается количество команд – участников фестиваля, проводимого в городе Сочи, уже порог в 600 команд не является чем-то знаменательным, что подчеркивает популярность и узнаваемость КВН как в пределах государств-участников СНГ, так и за пределами «ближнего зарубежья».
В качестве специальной программы КВН применяется для организации работы с подростками, молодежью за рамками рабочего процесса, при этом важнейшая задача заключалась в формировании действенного механизма мотивации, направленной на получение знаний и развитие творческого потенциала, создании предпосылок для профессионального саморазвития, а также облегчения адаптации подрастающего поколения в обществе.
Рассматривая КВН как специфический культурно-познавательный феномен, можно выделить ряд целей и задач, при этом наиболее значимыми можно назвать:
- вовлечение подростков, молодежи со значимым творческим потенциалом в процесс развития и расширения КВН, а также внесение рационализаторских предложений, позволяющих улучшить социально- бытовые условия в обществе;
- обеспечение условий, способствующих развитию коммуникативных свойств и характеристик, например, улучшение толерантности, снижение барьеров общения;
- совершенствование аналитических способностей и умений синтеза информации;
- стремление к честной и спортивной конкуренции и здоровому духу соперничества;
- зарождение и последующее развитие способностей артиста и оратора;
- развитие навыков и способностей ведения конструктивного спора, умения вести дискуссии;
- умение преподнести суровые реалии жизни с точки зрения юмора и иронии, несмотря на наличие многочисленных проблем, конфликтов.
Под КВН также следует понимать оригинальный инструмент совершенствования творческих навыков, развития художественного потенциала, формирования уровня эстетического и нравственного воспитания при организации качественного культурного отдыха подрастающего поколения.
Проведение конкурсов КВН, фестивалей среди подростковых команд дает возможность реализовать определенный набор существенных целей и задач, поставленных перед нынешней моделью образования, суть которых сводится к формированию среды для наращивания и совершенствования потенциала развития подрастающего поколения.
Система КВН дает возможность обратить внимание общественного мнения на организацию, проведение и развитие культурно-развлекательных передач, творческих программ как альтернативы рассмотрения многочисленных проблем, стоящих перед современной молодежью, интеграции усилий федеральных и различных иных организаций, учреждений, вовлеченных в развитие команд КВН, формируемых из молодежной среды.
Важнейшими определениями, обязательными для принятия каждым участником движения КВН, можно назвать:
- понимание КВН как усердного творческого труда, аналогичного по сложности учебной деятельности, при этом понимание данного принципа должно иметь место сразу, при этом следует иметь в виду, что сам участник веселится в меньшей степени, он направляет свои усилия на то, чтоб веселились зрители и слушатели;
- движение КВН функционирует на добровольной основе, принудительно никто не работает в системе КВН;
- каждый участник обязан осознавать особенности функционирования КВН, определится с целями и задачами, когда четко выделен целевой ориентир, работать становится намного легче;
- следует иметь в виду, что в КВН запрещена реклама алкогольных изделий, наркотических и дурманящих веществ;
- учитель, либо куратор молодежной команды КВН выступает и как основной актер, и как режиссер-постановщик, и как сам разработчик концепции. Несомненно, в команде – участнике КВН определены лица, ответственные за реализацию тех или иных функций, но необходимо иметь в виду, что руководитель команды всегда выполняет функцию контроля и управления;
- в качестве КВН понимается игровой процесс, при этом выделяется два статуса участника: победитель и проигравший. Длительный и упорный труд может привести к тому, что команда проиграет, однако проигрыш нельзя расценивать как ухудшение репутации, проигрыш является сигналом для последующего совершенствования.
Как правило, уровень оригинальности и мастерства определяется компетентным и уважаемым жюри, однако аудитория с каждым годом все более требовательна и повышает требования к режиссерским находкам и актерским воплощением команд. По данной причине в учреждении КВН многое определяется сущностью игрового процесса, спецификой сценариев. Качественный игровой процесс в обязательной степени детализирован: от концепции игрового сюжета до особенностей проведения конкретного конкурса. Речь идет о посвящении игры какой-либо теме. И тема эта должна быть как можно более объемной, дающей возможность в своих рамках сделать весь пакет конкурсов максимально разнообразным. Широта темы дает командам творческий простор, как в отдельном конкурсе, так и на протяжении всей игры.
«Клуб веселых и находчивых» – телевизионная юмористическая игра, в которой команды из разных городов и стран, представляя учебные заведения, муниципальные структурные подразделения культуры, вузы, соревнуются в уровне своего интеллектуального и творческого потенциала заявлять о злободневном и наболевшем с помощью различных конкурсов, т.е. на соревновательной основе. Остаются актуальными репризы: политические, социальные, экономические, бытовые и т.д. К примеру, на сегодняшний день темы для достижения комического эффекта нам просто «дарят» политическая и экономическая нестабильность, турбулентность уровня жизни населения, телесериалы, телепередачи, телепроекты типа «Фабрики звезд», шквал зарубежного видео, реклама во всех её проявлениях, достижения современной науки, всевозможные шоу, эстрада, неудачи отечественного футбола, факты биографий популярных на сегодняшний день людей и многое другое.
Не имея аналогов существования, КВН является уникальной зрелищной игровой формой. КВН как форма организации культурно-развлекательного досуга оказывает существенное влияние и на процессы воспитания подрастающего поколения, формируя им условия для самореализации и применения творческого и культурного потенциала.