Главная
Конференции
Стратегии исследования в общественных и гуманитарных науках
Организация и планирование образовательного процесса в вузе: проблемные аспекты

Организация и планирование образовательного процесса в вузе: проблемные аспекты

Секция

Экономические науки

Ключевые слова

планирование
академическое планирование
экономическое планирование
учебный процесс
образовательная программа
контактная работа

Аннотация статьи

В статье рассматриваются вопросы организации академического и экономического планирования в аграрных вузах. Представлена интегрированная методика экономического и академического планирования для обеспечения финансовой стабильности при формировании штатного расписания научно-педагогических работников.

Текст статьи

В настоящее время высшие учебные заведения вынуждены строить свою работу таким образом, чтобы была возможность «думать на опережение», используя различные инструменты анализа и прогнозирования [3, с. 8].

Качественное планирование в университете – это эффективно-результативный процесс разработки и принятия управленческих решений, позволяющий обеспечить функционирование и развитие в настоящем и в будущем с учетом имеющихся финансовых ресурсов от различных видов деятельности и бюджетного финансирования.

Планирование – это важнейшая составная часть современной экономической науки, исследующей проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов с целью максимального удовлетворения материальных потребностей общества и достижения целей предприятия (организации) [2, с. 3].

Категорию «планирование» рассматривают как с экономической, так и с управленческой точек зрения. Если с экономической точки зрения «планирование» – это способ определения на основе моделирования рыночной ситуации участия структурных подразделений в деятельности организации, то с управленческой точки зрения «планирование» – это базовая функция, которая определяет цели организации и способы их достижения, так как именно через планирование осуществляется основное воздействие на объект управления. Поэтому в общем виде можно сказать, что «планирование» – это средство установления целей и задач организации (предприятия, вуза), определение приоритетов, средств и методов их достижения, а также координация совместной деятельности его участников [2, с. 3].

Сущность планирования в вузе проявляется:

  • в конкретизации целей его развития и каждого его подразделения в отдельности на установленный период времени;
  • в установлении задач, способов, сроков и последовательности их выполнения;
  • в определении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач [2, с. 5].

Различают планирование:

  1. организации (вуза) - как самостоятельной организации;
  2. структурного подразделения (кафедры, лаборатории) - как составной части организации;
  3. физического лица (руководителя, преподавателя, научного сотрудника) – как участника данного процесса.

В связи с этим, система планирования охватывает все сферы деятельности и иерархические уровни образовательной организации (планирование деятельности университета в целом, планирование структурных единиц (подразделений, служб, отделов) и индивидуальное планирование деятельности каждого сотрудника). Это дает возможность мотивировать исполнителя на конечный результат, который напрямую связан с материальным стимулированием и карьерным ростом сотрудника [3, с. 8].

Система планирования является одним из взаимосвязанных элементов системы управления образовательной организацией, таких как система контроля, система управления трудовыми ресурсами.

Содержание планирования как функции управления состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития организации с учетом материальных источников её обеспечения и потребностей рынка. Выделяют шесть основных принципов планирования: принцип гибкости, непрерывности, самостоятельности, системности, участия и эффективности.

Планирование реализуется в виде разрабатываемых планов. В общем виде, понятие «план» можно сформулировать так: план – это система мероприятий, направленных на реализацию намеченных задач, и устанавливающая порядок, последовательность и ориентировочные сроки их осуществления, а также систему количественных и качественных показателей (индикаторов) развития организации, определяющих темпы, пропорции и тенденции её развития [2, с. 5].

В практике деятельности вузов можно говорить о двух видах планов: академические и экономические. Основными документами, определяющими организацию и планирование образовательного процесса в высшем учебном заведении, являются рабочие учебные планы, рабочие программы и расписание учебных занятий.

Рабочий учебный план – это руководящий документ, устанавливающий основное содержание подготовки специалистов, виды и формы учебной работы, периоды изучения дисциплин, их строгую логическую последовательность и системность в наращивании знаний обучаемых и определяющий формы и виды контроля их знаний. В рабочем учебном плане в пределах установленного нормативного срока обучения предусматриваются теоретические и практические занятия, экзаменационные сессии, каникулы, все виды учебной практики и итоговой аттестации.

В любом учебном плане есть три связанные между собой составляющие: содержание образовательной программы; график учебного процесса; количество зачетных единиц (часов). Содержание программы включает в себя перечень дисциплин и видов деятельности обучающегося: аудиторные занятия; самостоятельную работу; подготовку курсовых работ; прохождения всех видов практик и государственную итоговую аттестацию.

Рабочая программа – это документ, определяющий содержание и методическое построение учебной дисциплины. Она разрабатывается по каждой дисциплине рабочего учебного плана с учетом направления и направленности подготовки в соответствии с основной образовательной программой.

Академическое планирование в образовательной организации осуществляется с помощью программы «1С Университет ПРОФ». Комплексное использование данного программного продукта позволяет автоматизировать учет, хранение, обработку и анализ информации об основных процессах высшего учебного заведения: поступление в вуз, обучение, оплата за обучение, выпуск и трудоустройство выпускников, расчет и распределение нагрузки профессорско-преподавательского состава, формирование отчетности и т.д. Также она позволяет формировать и вести учет учебных планов и рабочих учебных планов в соответствии с ГОС, ФГОС ВПО и ФГОС ВО, позволяет создавать, хранить и обрабатывать графики учебного процесса и семестровые графики.

В ФГБОУ ВО Дальневосточный ГАУ расчет и распределение нагрузки научно-педагогических работников осуществляется в программе «1С: Университет ПРОФ», что позволяет:

  1. Формировать контингент обучаемых по учебному плану и дисциплинам;
  2. Формировать правила расчета нагрузки преподавателей;
  3. Формировать структуру обучаемого контингента;
  4. Вести учет планируемого контингента;
  5. Осуществлять настройки автоматического и ручного объединения и разделения контингента;
  6. Планировать распределение нагрузки кафедр;
  7. Распределять нагрузку по научно-педагогическим работникам;
  8. Устанавливать и проверять нормы нагрузки научно-педагогических работников;
  9. Формировать основную и дополнительную нагрузку научно-педагогических работников.
  10. Синхронизировать расчет часов по кафедрам и в разрезе научно-педагогических работников;
  11. Формировать планы кафедр и научно-педагогических работников с учетом учебной и внеучебной нагрузки;
  12. Распределять нагрузку по кафедре в разрезе форм обучения;
  13. Создавать отчеты о планировании и выполнении нагрузки в различных формах с учетом объективных потребностей.

Если говорить об экономическом планировании в образовательной организации, то оно осуществляется на основе плана финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД), плана развития вуза, бюджета.

Основными целями составления плана финансово-хозяйственной деятельности вуза являются:

  • планирование общих объемов бюджетных и внебюджетных поступлений и выплат;
  • определение сбалансированности финансовых показателей;
  • планирование мероприятий по повышению эффективности использования средств, поступающих в распоряжение вуза;
  • управление доходами и расходами вуза.

Сегодня каждый из этих планов составляется в отдельности друг от друга, что влечет за собой отсутствие взаимосвязи между ними и это является существенным недостатком в системе планирования вуза. Организациями высшего образования, за редким исключением, так и не выработаны механизмы и инструменты системной координации планов, а главное они не имеют опыта интеграции академических планов с планами финансово-хозяйственной деятельности.

Основной проблемой является несогласованность показателей академических планов с экономическими, что в конечном итоге может сказаться на объемах финансирования вуза. При составлении учебных планов руководители учебных подразделений стараются завысить объемы часов путем внесения в план всех видов работ (кроме аудиторных), что влечет за собой несоответствие финансового обеспечения выполняемым видам работам. Для решения данной проблемы необходимо разработать механизм координации академических и экономических планов путем их системной консолидации. Для этого необходимо эффективно и экономически обосновано планировать учебный процесс с учетом финансового обеспечения по всем источникам финансирования, а именно правильно формировать штатное расписание научно-педагогических работников, с тем чтобы не допустить перерасхода денежных средств на оплату труда. Фонд оплаты труда научно-педагогических работников является одной из основных статей плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации.

С этой целью нам необходимо разработать алгоритм расчета численности научно-педагогических работников:

  1. Определяем трудоемкость образовательных программ.
  2. Определяем трудоемкость отдельных дисциплин по каждой образовательной программе.
  3. Определяем долю контактной работы по каждой дисциплине и по каждой образовательной программе.
  4. По каждой образовательной программе рассчитываем количество ставок научно-педагогических работников.
  5. По каждой дисциплине рассчитываем количество ставок научно-педагогических работников.
  6. На основании проведенных расчетов по количеству ставок научно-педагогических работников, формируем штатное расписание.

Источником получения и формирования необходимых данных будет являться программа «1С Университет ПРОФ», который позволяет выбрать контактную работу по каждой дисциплине и по каждой образовательной программе с учетом заложенных норм и алгоритмов.

На первом этапе определяем трудоемкость образовательных программ и дисциплин по кафедрам. Для этого в программе формируем отчет по расчету нагрузки. Например, взяли очную форму обучения, направления «Агроинженерия», «Агрономия». Определяем количество контактной работы по каждой кафедре на данных направлениях обучения. Сформированный отчет представим на рисунке 1.

Рис. 1. Трудоемкость образовательных программ

На втором этапе определяем долю контактной работы по каждой дисциплине и по каждой образовательной программе.

В соответствии с приказом Минобрнауки № 301 от 05.04.2017 года, контактная работа при проведении учебных занятий по дисциплинам (модулям) включает в себя:

  • занятия лекционного типа (лекции и иные учебные занятия, предусматривающие преимущественную передачу учебной информации педагогическими работниками организации и (или) лицами, привлекаемыми организацией к реализации образовательных программ на иных условиях, обучающимся) и (или) занятия семинарского типа (семинары, практические занятия, практикумы, лабораторные работы, коллоквиумы и иные аналогичные занятия), и (или) групповые консультации, и (или) индивидуальную работу обучающихся с педагогическими работниками организации и (или) лицами, привлекаемыми организацией к реализации образовательных программ на иных условиях (в том числе индивидуальные консультации);
  • иную контактную работу (при необходимости), предусматривающую групповую или индивидуальную работу обучающихся с педагогическими работниками организации и (или) лицами, привлекаемыми организацией к реализации образовательных программ на иных условиях, определяемую организацией самостоятельно.

Доля контактной работы по конкретной дисциплине определяется как отношение объема контактной работы по дисциплине образовательной программы к объему контактной работы образовательной программы.

На рисунке 2 представлен расчет удельного веса контактной работы по дисциплинам кафедр по образовательным программам. Например, направление «Агроинженерия», кафедра гуманитарных дисциплин – общее количество контактных часов – 11 651,70, что принимается за единицу или 100%. Соответственно удельный вес контактных часов по дисциплинам кафедры гуманитарных дисциплин составит 0,07, или 7,25% (844,80/11 651,70*100).

Далее, чтобы рассчитать количество ставок научно-педагогических работников по каждой образовательной программе, необходимо рассчитать количество ставок по дисциплинам каждой кафедры. Общая сумма ставок и будет определять количество ставок по образовательной программе в целом.

Чтобы рассчитать количество ставок по дисциплинам кафедр, необходимо количество часов контактной работы разделить на норму часов на одного преподавателя (850 часов в год). Например, если по дисциплинам кафедры гуманитарных дисциплин объем часов контактной работы составляет 844,60 часов, то количество ставок научно-педагогических работников будет – 0,99 (844,60 часов / 850 часов). Расчет представлен на рисунке 2.

Рис. 2. Доля контактной работы

Программный продукт «1С Университет ПРОФ» позволяет автоматизировать работа по сбору, обобщению и анализу данных, касающихся планированию учебного процесса и дает возможность оперативно:

  • формировать отчет по расчету нагрузки;
  • определять трудоемкость образовательных программ;
  • определять трудоемкость дисциплин по кафедрам;
  • определять долю контактной работы по кафедрам;
  • проводить расчет количества ставок научно-педагогических работников по образовательной программе по контактной работе.

Список литературы

  1. Бадеева, Е.А., Мурашкина, Т.И. Качественное планирование в университете // Труды Международного симпозиума «Надежность и качество». – 2014. – № 1. – С. 274-277.
  2. Владимиров, А.И. О воспитании Губкинца. – М.: ООО «Издательский дом Недра», 2012. – 28 с.
  3. Воронин, А.В., Пешкова, И.В, Зятева, О.А. Система планирования и контроля результатов деятельности вуза на основе ключевых показателей эффективности // Университетское управление: практика и анализ. – 2016. – № 5 (99). – С. 8-17.

Поделиться

4901

Орёл А. С. Организация и планирование образовательного процесса в вузе: проблемные аспекты // Стратегии исследования в общественных и гуманитарных науках : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 80-86. URL: https://apni.ru/article/3615-organizatsiya-i-planirovanie-obrazovatelnogo

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января