В статье банкротство физических лиц рассматривается в качестве одного из ключевых направлений современной арбитражной практики. Актуальность темы объясняется статистическими данными. Указаны предпосылки возникновения института банкротства физических лиц.

Аннотация статьи
исполнительное производство
статистика
банкротство
судебная практика
должник
физическое лицо
Ключевые слова

Согласно сведениям, размещенным в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности «Федресурс», в России за первый квартал 2019 г. количество сообщений о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина в отношении физических лиц и индивидуальных предпринимателей составило 22356, в то время как за аналогичный период 2020 года количество таких сообщений составило уже 40569, т.е. увеличилось практически вдвое.

Аналогичная ситуация наблюдается и в Пермском крае: так за первый квартал 2019 г. количество сообщений о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина в отношении физических лиц и индивидуальных предпринимателей составило 399, тогда как в 2020 году это количество составило уже 676.

Анализ статистических данных позволяет сделать вывод о том, что тема банкротства физических лиц в настоящее время является весьма актуальной.

 Возникновение института банкротства в России восходит ко временам правления Ярослава Мудрого (XI век). Так в Русской Правде содержатся нормы, регулирующие вопросы несостоятельности должника, правила его персональной (личной) ответственности за долги, продаже его в долговое рабство и пр.

В настоящее время основным законом, регулирующим отношения, возникающие при банкротстве должника, является Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

С 2015 г. с принятием Федерального закона «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возникло такое понятие как банкротство физических лиц (граждан).

Необходимость введения банкротства физических лиц была вызвана рядом причин.

Во-первых, в современной России сформировался обширный рынок ипотечного и потребительского кредитования. Это потребовало формирования нормативно-правовой базы, регулирующей защиту прав и интересов физических лиц, ставших заемщиками.

Во-вторых, в связи с усложнением экономической ситуации, валютной инфляцией многие заемщики оказались не в состоянии погасить задолженность, и данная ситуация также потребовала скорейшего разрешения.

Теперь гражданин обязан в случае невозможности удовлетворения требований одного или нескольких кредиторов обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом. Ранее в случае неплатежа физического лица по кредиту следовало возбуждение исполнительного производства с последующим взысканием суммы судебными приставами. Однако исполнительное производство не позволяло в полной мере осуществить мероприятия по защите прав должников.

Более того, сложившийся характер исполнительного производства приводил к двум возможным последствиям: либо продавалось имущество должников, что могло подразумевать и нарушение их интересов, либо, если должники имуществом не обладали, кредитор не получал ничего [1].

Также отсутствие института банкротства физических лиц способствовало процветанию коллекторских агентств и иных подобных организаций, специализирующихся на возвращении долгов, в некоторых случаях – неправовыми способами.

Не представлялся возможным и уход от долгов в силу Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Отсутствие института банкротства физических лиц создавало дополнительные проблемы и кредиторам. Так, в случае реализации единственного имущественного актива должника, если он имел обязательства перед несколькими кредиторами, погашался долг только перед одним из них. Введение процедуры банкротства физических лиц существенно улучшило положение не только самих должников, но и их кредиторов [2].

Говоря о развитии института несостоятельности (банкротства) в современной России, необходимо отметить, что фундаментом послужило принятие Указа Президента Российской Федерации от 14.06.1992 № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применению к ним специальных процедур». Также в это же время принимается Закон Российской Федерации от 19.11.1992 № 3929–1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». В соответствии с данным законом в отношении должника применяются процедуры, направленные на реорганизацию субъекта, ликвидацию, а также мировое соглашение. Основанием для возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия является заявление кредитора или самого должника, а также прокурора. Данный закон явился фундаментом для аккумулирования правоприменительной практики института банкротства в Российской Федерации.

Перед законодателем стояла задача усовершенствовать законодательство о несостоятельности (банкротстве) с учетом накопленного опыта и знаний в сфере регулирования соответствующих отношений. Принятие Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» продолжило реформирование законодательства о несостоятельности.

Введение института физических лиц в России сопровождалось определенными проблемами. Во-первых, основной и главенствующей проблемой являются общемировые экономические кризисы. Не является секретом, что общемировая экономика в последние десятилетие проходит период стагнации, тем самым еще больше усугубляя ситуацию долгового бремени физических лиц. Даже в современной России, долговой рынок претерпевает не самые лучшие изменения. Не малая часть банков лишается лицензий из-за рискованных и сомнительных, по мнению ЦБ РФ, операций в сфере кредитования. Все эти факторы сопутствуют безработице и, следовательно, увеличению числа невозвращенных в срок денежных сумм.

Во-вторых, проблема банкротства опирается на социально-психологические причины. Физическое лицо не может в полноценной мере относиться к экономической единице арбитражно-конкурсного процесса ввиду его юридической некомпетентности и неграмотности. На практике, некоторым участникам дела может показаться, что должник избрал путь злоупотребления права, но в реальности, данный субъект права нередко не осознает правовой сути своего положения и последствий, которые его ждут после процедуры банкротства.

В-третьих, банкротство физического лица, является одним из новых законодательных введений последнего десятилетия. На сегодняшний день Закон о несостоятельности (банкротстве) имеет более 109 редакций. С одной стороны необходимость внесения такого количества изменений в закон объясняется развитием социально-экономических отношений, но с другой стороны, многие редакции были разработаны в целях устранения недостатков и пробелов, допущенных при разработке закона. При этом Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в действующей редакции нуждается в дальнейшем развитии. В приоритете стоят задачи по усилению реабилитационных процедур с разработкой специальных механизмов, позволяющих избежать формального подхода к рассмотрению дел о банкротстве, внедрению эффективной системы вознаграждения арбитражных управляющих, способствующей достижению результатов, позволяющих достичь баланса интересов должников и кредиторов, исключению случаев преднамеренного банкротства [3].

Таким образом, отличительной особенностью института банкротства физических лиц выступает реабилитационная направленность процедур на восстановление социальной и экономической активности должника. Целью института банкротства гражданина является не только пропорциональное удовлетворение требований кредиторов, но и восстановление рыночных отношений, финансовой стабильности государства. Введение института банкротства физических лиц в России было вызвано рядом причин, среди которых ежегодный рост числа заемщиков и мировой финансовый кризис, в результате которого значительная доля граждан потеряла возможность погашения долга, и сопровождалось определенными проблемами (общемировые экономические кризисы; юридическая неграмотность должников; относительная новизна процедуры).

Подводя итоги, необходимо отметить, что институт банкротства физических лиц является средством защиты прав всех участвующих субъектов (должника, кредиторов, государства) в условиях нестабильной рыночной экономики. Принятие главы X ФЗ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) было необходимым в условиях финансовых кризисов в стране и в мире. Возможность избавиться от непосильных долгов положительно сказывается на состоятельности и благополучии населения. Однако, учитывая, что институт банкротства в активной стадии применения существует в России достаточно недолгое время, правовое регулирование банкротства физических лиц в Российской Федерации требует более детальной проработки и усовершенствования, чтобы не допустить роста недобросовестных заемщиков и, в то же время, обеспечить экономическую стабильность граждан и кредиторов.

Текст статьи
  1. Васильченко Н.В., Афанасьев М.А., Абдуллаев А.А. Особенности банкротства физических лиц // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-bankrotstva-fizicheskih-lits-1 (дата обращения: 20.01.2022).
  2. Кондратьев А.В. Банкротство физических лиц // Отечественная юриспруденция. 2017. №10 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bankrotstvo-fizicheskih-lits-4 (дата обращения: 15.04.2021).
  3. Лабазанова М.А. История зарождения и развития законодательства о несостоятельности (банкротстве) в России // Юридическая наука. 2020. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-zarozhdeniya-i-razvitiya-zakonodatelstva-o-nesostoyatelnosti-bankrotstve-v-rossii (дата обращения: 23.04.2021).
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 02 июля по 08 июля
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
12 июля
Загрузка в eLibrary
12 июля
Рассылка печатных экземпляров
22 июля