Реализация ценностного потенциала музыкального искусства на уроках музыки в общеобразовательной школе

В статье рассматривается проблема реализации ценностного потенциала музыкального искусства на уроках музыки в общеобразовательной школе. Затрагивается проблема современного образования в общеобразовательной школе. Говорится о современной форме работы на уроках музыки в общеобразовательной школе – проект. Рассматривается понятие ценностного потенциала, и способы его реализации на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Аннотация статьи
музыкальное искусство
ценностный потенциал
общеобразовательная школа
современное образование
музыкальный вкус
восприятие
Ключевые слова

Существует несколько форм познания действительности – это и чувственное познание, и рациональное познание, а также иррациональная форма познания, так называемая интуиция. Существуют и специфические формы познания, связанные с тем или иным направлением в искусстве. Для изучения такой области как искусство, необходимо использование всех форм познания, в том числе и музыкальную форму познания действительности. Ведь на протяжении долгого времени природа появления этого вида искусства не дает покоя представителям музыкознания, теории музыки и прочим музыковедческим направлениям. Но не только специалисты этой области занимаются изучением музыкального искусства, свой вклад вносят психологи, математики, философы и другие представители различных научных областей, которые рассматривают феномен духовных трудов человека.

Музыкальное наследие или труды, собравшиеся за долгое время существования этого вида искусства, огромно. Столь же огромно и влияние этого наследия на жизнь человека и общества в целом. Благодаря кропотливому сохранению, восстановлению и воспроизведению, произведения прошлых тысячелетий, веков и, наконец, годов, звучат, и по сей день. Это, безусловно, музыкальный материал, который обладает ценностным потенциалом. Великий русский композитор П. И. Чайковский писал, что «Музыкальный материал, то есть мелодия, гармония и ритм, неисчерпаемы. Музыка, есть сокровищница, в которую всякая национальность вносит свое, на общую пользу» [1].

Но преобразования во всех сферах жизни не стоит на месте, одной из проблем, которая встает перед обществом – это сохранение ценностного потенциала музыкального искусства. Возникшие преобразования привели к потере ценностного потенциала музыкального искусства, на смену которому пришло влияние антикультуры – «культуры массовой». В музыкальном искусстве стало пропагандироваться насилие, сексуальная распущенность и различные виды проявления культа зла. Ценность – то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением[3].

В сложившейся ситуации, перед музыкальными педагогами общеобразовательных учреждений была поставлена одна из задач, суметь сохранить музыкальному наследию его ценностный потенциал.

Воспитание и формирование общечеловеческих ценностей происходит с момента рождения человека и до момента окончания жизни. Когда ребенок проходит определенный путь становления личности, детский сад, дошкольное образование, и поступает в общеобразовательную школу, он уже обладает определенным опытом, у него есть некоторые уже сложившиеся ценности в жизни. В системе общего образования, начиная с младшего школьного возраста, учащийся принимает участие в исследовательской деятельности, которая направлена на получения новых знаний, опыта, формируются коммуникативные качества личности, учатся выражать собственное мнение и чувства, нести личную ответственность в условиях реальной действительности.

Рассматривая проблему передачи ценностного потенциала музыкального искусства на уроках музыки в общеобразовательной школе, стоит обратить внимание на работу учителя музыки в условиях современной школы. На первое место ставится проблема развития творческого потенциала учащихся. На уроках музыки организуется проектная деятельность. Где учитель создает творческую атмосферу, в которой учащийся самостоятельно выполняет комплекс действий, конечным результатом которых является творческий продукт. Урок музыки в общеобразовательной школе, таким образом, выходит на новый уровень, соответствуя тенденциям современного образования. Поколение постмодерна говорило о сохранении лучших музыкальных традиций и наследий, религиозная культура, православие – считало необходимым проникновение в духовную сферу человека, ориентация на общечеловеческие ценности.

Понятие «музыкальные ценности» входит в систему теоретических понятий музыкальной педагогики. В научном подходе мало исследована проблема ценностного отношения к музыкальному наследию. В сфере образования необходимо приступать к формированию музыкальной системы ценностных отношений с младшего школьного возраста, через изучение классических произведений, которые и составляют «золотой фонд» культурного наследия.

Существует ряд составляющих компонентов, необходимых для реализации на уроках музыки в общеобразовательной школе ценностного потенциала музыкального искусства, это наличие музыкального вкуса и воспитание эмоционально оценочной функции обучающихся. Один из мыслителей XVII века Гарсиан-де Маралис считал, что наличие вкуса, дает возможность для осуществления ценностной оценки произведений искусства. В свою очередь вкус композитора придает произведению эстетическую значимость. Формирование вкуса должно осуществляться через контакт с музыкальными произведениями, слушая музыкальные произведения, у учащихся пробуждается способность к восприятию музыкального языка композитора. Восприятие музыки дает возможность к эмоционально ценностному осмыслению творческого наследия композиторов различных страх и эпох. Музыкальное восприятие содержит в себе культуру слушателя, развитие музыкального интереса, дает музыкальные знания, возможность ценностного осмысления содержания музыкального произведения, в конечном итоге развивает музыкальное мышление.

Л.А. Безбородова рассматривает термин «музыкальное восприятие» с позиции музыкальной педагогики, и связывает его со знакомством с музыкальными произведениями различных жанров и стилей. Она подчеркивает, что пока педагог трактует его исключительно как вид деятельности на уроке музыки, оно будет оставаться музыкально-пассивным процессом и лишаться мотива, лежащего в самом содержании воспринимаемого [2, с. 316].

В современной музыкальной педагогике характерен принцип познания музыкального произведения через сопереживание.

Смысловая и эмоциональная оценка произведения должна проходить через личностные переживания индивидуально каждого обучающегося. В процессе обучения осуществляется процесс познания общечеловеческих ценностей различных эпох и их проекция на личное восприятие, что содействует ценностному познанию искусства.

Важна роль музыкального педагога, который должен уметь заинтересовать обучающегося музыкальным материалом, суметь создать различные ситуативные беседы, направить обучающегося на ориентир верных оценочных суждений.

Таким образом, процесс реализации ценностного потенциала музыкального искусства осуществляется через ориентацию на знания, умения, способы познавательной деятельности, обеспечивающие изучение основ музыкального наследия.

Текст статьи
  1. Воспоминания о П. И. Чайковском (сост. Е. Е. Бортникова, К. Ю. Давыдова, Г. А. Прибегина. ред. В. В. Протопопов). – М., 1980. 460 с.
  2. Безбородова Л.А. Сущность теории музыкального образования / Безбородова Л. А., Алиев Ю. Б. // Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учеб.пособие для студентов музыкальных факультетов педвузов. М., 2002. 316 c.
  3. Философский энциклопедический словарь [Текст]. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 576 с.
Список литературы