Художественная литература как средство ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасного поведения на дороге

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественное слово в самых разнообразнейших формах – потешка, сказка, рассказ, элегическое стихотворение, пословица – издавна применяется как одно из эффективных средств воспитанья и обучения. В зависимости от возраста малышей, в учреждении дошкольного образования применяются разнообразные конфигурации и методы работы по обучению правилам дорожного движения.

Аннотация статьи
правила дорожного движения
художественная литература
сказки
нравственное воспитание дошкольников
Ключевые слова

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.

Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

Художественное слово влияет не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желанье стать замечательнее, сделать что-то хорошее, помогает познать человеческие отношения, познакомить с моралями поведения, переформировать нравственные представленья и нравственный навык, позволяющий ознакомить детей с моральными свойствами человека.

Использование художественного слова и словесных методов способствует нравственному воспитанию дошкольников.

Художественное слово в самых разнообразных формах – потешка, сказка, рассказ, лирическое стихотворение, загадка, пословица, поговорка – издавна используется как одно из действенных средств воспитания и обучения.

Именно потому художественная словесность так интенсивно используется для расширения знаний малышей по Правилам автомобильного движения, изучения их с предметами и явленьями, выходящими за рамки личного навыка, для закрепления присвоенных ранее познаний.

Художественная словесность образно разъясняет поведение на улице, этим самым увеличивая жизненный навык ребёнка. Открывая внутренний мир людей, демонстрируя их чувства, проступки героев, произведенья художественной словесности заставляют малыша волноваться, соболезновать героям или обвинять их.

Трудно переоценить роль детских сказок в развитии малышей. Они заставляют ребенка размышлять, сравнивать свои действия с поступками любимых героев. У сказочных персонажей ребенок учится честности, смелости, настойчивости в преодолении препятствий, верности в дружбе. Ведь именно в сказках малыши рано приучаются верно оценивать различные ситуации и поступки. Например, в сказке Корнея Чуковского «Айболит» герой знакомит детей с тем, что будет, если не соблюдать правила безопасности на дороге. «Зайчик играл на дорожке, и ему перерезало ножки». Очень важно объяснить детям этим примером, что нельзя играть на дороге, ведь как в сказке нам ножки никто не пришьет. Прочитав русскую народную сказку «Волк и лиса» и рассмотрев иллюстрации к ней, можно расспросить малышей о гужевом транспорте. А также заострить внимание на неправильном поведении лисы «улеглась лиса на дороге».

Анализируя сказку «Колобок», где главный персонаж, один без бабушки и без дедушки покатился по тропинке, возможно рассмотреть различные дорожные случаи, например такие, «покатился колобок по тропинке», «я от дедушки ушел, я от бабушки ушел», и объяснить ребятам, что одному без сопровождения взрослого на дорогу выходить не безопасно, напомнить детям о необходимости посмотреть по сторонам, перед выходом на дорогу.

В сказочных ситуациях, при всей их волшебности, столько чрезвычайно жизненных, легко различаемых ребёнком моментов. Например, прочитывая фрагмент из сказки «По щучьему веленью» эффективно привлечь вниманье ребёнка на том, что хоть Емеля и выехал из избы на неизведанном автотранспорте, а правила соблюдать должен был, не забыть пристегнуться и ехать только по проезжей части, а нигде вздумается, так и до аварии не далеко. Так же ведет себя и Бабка Яга – летает, где пожелает и приземляется по своему усмотрению, а делать это опасно.

Все эти сказочные моменты помогают не только разбирать различать истинность и порядочность героев, но и закрепить это на практике, пародируя их с малышами, перерождаясь в того или другого персонажа. Ребенок почерпнет из сказки гораздо больше, если будет не просто бездеятельным зрителем, а станет прямым организатором волшебного сценария. Ведь попадая в сказку, он легко расценивает «сказочные законы» морали и правила взаимоотношения, становится порицателем всего «неправильного» и «нехорошего».

Бытует обилие современных сказок, в которых сценарием является соблюдение правил дорожного движения. В настоящее время литературные издания выпускают специально для детей произведения, направленные на изучение ПДД. В основном, это книжки, в которых имеются яркие иллюстрации, позволяющие не только прочесть, но и увидеть то, как правильно и как неверно переходить дорогу. Первоосновой в таких изданиях являются обыкновенные правила дорожного движения, только изложенные в придуманных историях.

В зависимости от возраста малышей, в учреждении дошкольного образования применяются разнообразные конфигурации и методы работы по обучению Правилам дорожного движения.

Основными конфигурациями работы с детьми младших групп являются: прочтение, совместное с педагогом рассматривание репродукций, беседы по тематике, повторение за педагогом стихотворений, частушек, показ пьес, во время которых малыши учатся осознавать значение слова «Опасность».

Основными формами работы с детьми средних групп являются: коллективное с воспитателем разглядывание иллюстраций, вопросы воспитателя, прочтение детской художественной литературы, привлечение детей в дискуссию по произведениям с концентрацией внимания на определённом миге, инсценирование с помощью игрушек, перенос героев литературных сочинений в игру.

Основные формы работы с детьми старших групп: чтение детской художественной литературы, иллюстрирование детьми понравившихся моментов, викторины и кроссворды по произведению, инсценированные постановки, творческие задания «Что было бы, если...», «А я бы сделал...» и т.д., перенос героев литературных сочинений в игру, загадывание загадок и придумывание загадок дошкольниками.

Методика работы с каждым художественным произведение предполагает:

  1. Чтение произведения (выразительно, художественно, эмоционально).
  2. Многократное чтение произведенья и вовлечение малышей в несложный экспресс-анализ содержания, подводя их к осознанию причины нарушения правил и возможности их избежать.
  3. Беседа с малышами по содержанию, применяя иллюстрации, имеющиеся в книге и подобранные специально. В содержании беседы вопросы лучше выстраивать следующим образом: Что произошло? Почему такое случилось? Как нужно было поступить? Что теперь делать? К кому можно обратиться за помощью?
  4. Разучивание рифмованных правил или поэтических произведений.
  5. В свободной деятельности закрепление знаний детей о безопасном поведении на улице, например: Сюжетное рисование (лепка, аппликация) по содержанию произведения; режиссерские игры; демонстрация содержания произведения с использованием доходчивого материала (настольный, кукольный драмтеатр); инсценирование детьми произведенья или отдельных его отрывков.

Эффективность работы в данном направлении во многом зависит от умения педагога решать сверхзадачу-формировании правильного поведения на дорогах и в транспорте у детей дошкольного возраста при взаимодействии с семьей и привлечении родителей в процесс совместного воспитания дошкольников. Ведь только совместно воспитатели и родители могут лучше познать ребенка, а, познав, нацелить общие старания на его развитие. Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планомерно, систематически, беспрестанно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем осуществил в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Текст статьи
  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - 2002.
  2. Андросова В. Дошкольникам о правилах безопасности на улице // Дошкольное воспитание. - №3. - 1981.
  3. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А., Кулакова Л.В. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М.: Просвещение, 2001.
  4. Васильева Ц. Учим правила безопасности // Дошкольное воспитание. 1980. № 2. - С. 65-66.
  5. Гаткин Е.Я. Безопасность ребенка. – М.: Лист, 1997.
  6. Григорович Л. Опасные ситуации в жизни детей // Дошкольное воспитание. - 1985. - № 6; 1986. - № 7.; 1987. - № 7, 9.
  7. Дети и дорога: Методические рекомендации для воспитателей детского сада. - Ч. 1. - М., 1994.
  8. Добрушин АД. Учебное пособие по изучению основ Правил дорожного движения. - СПб., 1999.
  9. Зернов Н.Г., Ковригин А.Е. Как предупредить детский травматизм // Особенности развития и гигиена дошкольника. - М.: Знание, 1987.
  10. Клименко В.П. Обучайте дошкольников правилам движения. - М.: Просвещение, 1973.
  11. Кобренкова С. Отвести беду // Дошкольное воспитание. – 1990. - №6.
  12. Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку: перспективное планирование, занятия, досуг. – М: Скрипторий, 2005.
  13. Немсадзе В., Амбернади Г. Детский травматизм. Книга для родителей. Опыт понимания, лечения, профилактики. – М.: Советский спорт, 1999.
  14. Пономарев В. Т. Энциклопедия безопасности. – Л.: Сталкер, 1997.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 октября по 07 октября
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
11 октября
Загрузка в eLibrary
11 октября
Рассылка печатных экземпляров
21 октября